Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, функции и принципы метода моделирования

Поиск

 

Дошкольное детство является уникальным периодом, в котором закладываются основы всего будущего человека. Важнейшей составляющей личности человека является его отношение к природе и себе самому как ее части.

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, бережно относился к ее богатствам, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающему миру велик. Необходимо стараться раскрыть в детях интерес к окружающему миру, проявлять интерес к явлениям в природе, учить сравнивать, делать выводы, воспитывать бережное отношение к ней.

Использование инновационных технологий, а именно метода моделирования, который выступает одним из наиболее перспективных методов развития детей дошкольного возраста, может нести в себе огромное образовательное значение, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Необходимо отметить, что модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Характерной особенностью модели является то, что она передает существенно – значимые для восприятия ребенка особенности и признаки моделирующего объект. Например: глобус как предметная модель воспроизводит большое количество существенных признаков нашей планеты; географическая карта это тоже модель Земли, но уже графическая, она отображает планету в плоскости бумаги. Глобус и карта – предметы, которые помогают ориентироваться в громадном пространстве, совершать путешествия по странам и континентам, не выходя из дома.

Рассмотрим что такое моделирование. В энциклопедическом словаре даётся следующее определение: «Моделирование – это исследование каких-либо явлений, процессов с помощью построения и изучения моделей».

Во время проведения исследований, детский психолог Л.А. Венгер пришел к выводу, что стержнем развития мыслительных способностей ребенка является овладение им действиями замещения и наглядного моделирования. Исходя из этого, впервые ввел термин «моделирование» трактуя его как: «вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности» [15].

С.З. Желтухина раскрывает понятие моделирование как: «моделирование – это исследование явлений, процессов через построение и изучение моделей» [28].

Понятие моделирование, в исследованиях П.С. Краснощекова, рассматривается как: «способ исследования свойств и поведения объектов, процессов и явлений путем применения вспомогательной системы – модели, находящейся в определенном объективном соответствии с исследуемым объектом».

Психолог И.Б. Новик, характеризует моделирование как: «Опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не интересующий нас объект, а вспомогательная, искусственная или естественная система («квазиобъект»), находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом, способная его замещать в определённом отношении и дающая при его исследовании в конечном итоге информацию о самом моделируемом объекте» [20].

В.И. Логинова рассматривает: «Под моделированием понимается процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях и связях объектов».

Все эти исследования позволяют отметить что, моделирование – это общепризнанное средство познания действительности, которое состоит из двух этапов разработки модели и ее анализа, а также позволяет исследовать сложные процессы и явления на основе экспериментов не с реальной системой, а с ее моделью [46].

При рассмотрении метода моделирования нами было выявлено, что объектом метода моделирования является модель. Так как определение моделирование – это общепризнанное средство познания действительности, которое состоит из двух этапов разработки модели и её анализа, а также позволяет исследовать сложные процессы и явления на основе экспериментов не с реальной системой, а с её моделью.

В данных сравнениях мы согласимся с определением И.Б. Новиковой в котором раскрывается более полное значение и суть моделирования как искусственно созданные заместители реальных объектов природы.

Мы не можем, не согласится с высказыванием: «Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком» – и поэтому хотим выделить огромную роль первой такой образовательной организации в экологическом воспитании ребёнка как дошкольное образовательное учреждение, которое, является связующим звеном в формировании элементарных экологических представлений и познавательного интереса, и выражается:

- в понимании того, что человек – часть природы, который должен беречь, охранять и защищать её;

- в природе все взаимосвязано, жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;

- залогом выживания человека на нашей планете на современном этапе развития человечества [34].  

А моделирование в детском саду рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по выбору и конструированию моделей. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

Все эти исследования позволяют глубже понять сущность моделирования, которая состоит в извлечении из объекта познания системы наиболее существенных в каждом конкретном случае отношений и представление данной системы в доступном для восприятия и осмысления виде.

А.М. Фридман рассматривает два аспекта использования моделирования в обучении:

1. Метод познания, которым должны овладеть дети в результате обучения.

2. Учебное действие и средство, без которого полноценное обучение невозможно.

Моделирование может выполнять следующие функции:

1. Служить средством анализа и фиксации закономерных свойств и отношений (например, в ходе наблюдений в уголке природы, на участке детского сада, в «Уголке природы»).

2. Быть чувственной основой для абстрагирования и обобщения в ходе обобщающих занятий, экскурсий к природным объектам, в дидактических и подвижных играх, беседах и труде в природе, а так же в игровой деятельности.

3. Являться программой для анализа новых явлений и переноса в другие виды деятельности навыков и умений работы с моделью (изобразительная деятельность, математика, развитие речи, физическая культура).

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что метод моделирования применяется в разнообразных видах детской деятельности экологического направления, таких как: наблюдении, образовательной, игровой, трудовой, самостоятельной, поисковой деятельности. Но чаще всего модель используется во время организованной образовательной деятельности и в специально организованной совместной с взрослыми деятельности. Не стоит забывать о важности использовании модели в самостоятельных видах деятельности, таких как поисковая, игровая деятельность детей или наблюдение. Используя модель, у детей происходит формирование знаний и представлений окружающей их природе в целом, о значении роли человека его ответственности, о сбережении и сохранении природных ресурсов и животного мира на планете. Работая с моделью, дети не только легче усваивают материал, но и активнее включаются в деятельность. Работа педагога превращается из рутинного объяснения связей и закономерностей в интересное, наглядное занятие, на котором детям некогда скучать.

Нами были рассмотрены принципы построения работы с моделью, которые делятся:

- принцип научности;

- принцип доступности;

- принцип воспитывающего и развивающего характера знаний;

- принцип индивидуального подхода к детям.

Основу принципа научности составляет – идея единства и взаимосвязи живого и неживого в природе. Неживая природа представляется как источник удовлетворения потребностей живых организмов. Идея единства живого и неживого в природе представляется через раскрытие понятия «живой организм». К живым существам отнесены растения, животные и человек. Живые существа двигаются, дышат, питаются, чувствуют, размножаются. Живое может существовать, если не нарушены его связи с окружающей средой, если условия среды соответствуют его потребностям.

В идее единства природы и человека – единство человека рассматривается как живое разумное существо, способное действовать осознанно, предвидеть последствия своих поступков и действий. Такая идея отображает систему взаимосвязи человека с природой, а также влияние природы на человека.

Отражена также идея системного строения природы на уровне отдельного живого организма, а также сообщества организмов и их взаимосвязи между собой и средой обитания. Метод моделирования в данном случае позволяет сформировать начальные представления о взаимодействии живых организмов со средой в экосистемах, таких как луг, водоем, лес. Опираясь на модели, дети овладевают элементарными, предметными понятиями, такими как «лес», «животное», «рыбы», «живой организм», «неживая природа», «насекомые», «природа», и др.

Принцип доступности – система познавательных умений, осваиваемых детьми, среди которых:

- умение вычленять признаки, свойства, качества, жизненные проявления живых объектов;

- умение видеть, оценивать состояние живых организмов и среды;

- устанавливать причинно-следственные, структурно-функциональные   связи;

- видеть целостность природных объектов, особенности их взаимодействия;

- умение моделировать структуру и взаимосвязи объектов;

- менее прогнозировать результаты воздействия на объекты и среду.

Основываясь на данном принципе, модель подбирается воспитателем с учетом возраста детей. В младшем возрасте моделью может служить игрушка, сюжетная картинка, предмет, замещающий живой объект. Старшие же дети способны легко воспринимать и использовать в познавательной деятельности различные схемы, графические модели, решать кроссворды.

Модель в данном случае позволяет ребенку легче усваивать материал, так как с моделью ребенок может действовать свободнее, чем при исследовании живого организма. Живой объект нельзя разделить на части. Модель позволяет это сделать, она дает возможность выделять наиболее существенные стороны объекта и отвлечься от не существенных в конкретном случае.

Принцип воспитывающего и развивающего характера знаний - руководствуясь данным принципом метод моделирования помогает постепенно развивать такие виды деятельности детей, как: игровую, трудовую, познавательную. Дети осваивают свойства различных природных объектов: песка, глины, воды, снега, льда. Полученные и усвоенные посредством модели знания о живом организме, его потребностях в определенных условиях среды делают труд в природе осознанным, стимулируют у детей активную позицию, вызывают удовольствие, удовлетворение от правильно выполненных действий. А экологические знания, приобретенные детьми в практической деятельности, определяют их отношение к окружающему. Модель помогает усваивать вес более сложные способы познания и обеспечивает более свободный переход от наглядно-действенных способов к абстрактно-логическим. У ребенка активно развивается познавательный интерес, он самостоятельно осваивает и использует различные методы, способы познания, учится моделировать самостоятельно.

Принцип индивидуального подхода к детям реализуется – при работе детей с индивидуальными блокнотами, в которых они моделируют наблюдаемые явления живой и неживой природы [11].

Таким образом, модель является удобной формой воспроизведения отражающей существенные значимые особенности натуры, которая несет в себе способность открыть для ребенка способ познания явлений и закономерностей природы, жизни животных и растений.

Метод моделирования способствует воспитанию у ребенка эстетического отношения к природе, гуманное отношение к живому, бережно относится к окружающему миру.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.243.187 (0.008 с.)