Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность, функции и принципы метода моделированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Дошкольное детство является уникальным периодом, в котором закладываются основы всего будущего человека. Важнейшей составляющей личности человека является его отношение к природе и себе самому как ее части. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, бережно относился к ее богатствам, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающему миру велик. Необходимо стараться раскрыть в детях интерес к окружающему миру, проявлять интерес к явлениям в природе, учить сравнивать, делать выводы, воспитывать бережное отношение к ней. Использование инновационных технологий, а именно метода моделирования, который выступает одним из наиболее перспективных методов развития детей дошкольного возраста, может нести в себе огромное образовательное значение, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Необходимо отметить, что модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Характерной особенностью модели является то, что она передает существенно – значимые для восприятия ребенка особенности и признаки моделирующего объект. Например: глобус как предметная модель воспроизводит большое количество существенных признаков нашей планеты; географическая карта это тоже модель Земли, но уже графическая, она отображает планету в плоскости бумаги. Глобус и карта – предметы, которые помогают ориентироваться в громадном пространстве, совершать путешествия по странам и континентам, не выходя из дома. Рассмотрим что такое моделирование. В энциклопедическом словаре даётся следующее определение: «Моделирование – это исследование каких-либо явлений, процессов с помощью построения и изучения моделей». Во время проведения исследований, детский психолог Л.А. Венгер пришел к выводу, что стержнем развития мыслительных способностей ребенка является овладение им действиями замещения и наглядного моделирования. Исходя из этого, впервые ввел термин «моделирование» трактуя его как: «вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности» [15]. С.З. Желтухина раскрывает понятие моделирование как: «моделирование – это исследование явлений, процессов через построение и изучение моделей» [28]. Понятие моделирование, в исследованиях П.С. Краснощекова, рассматривается как: «способ исследования свойств и поведения объектов, процессов и явлений путем применения вспомогательной системы – модели, находящейся в определенном объективном соответствии с исследуемым объектом». Психолог И.Б. Новик, характеризует моделирование как: «Опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не интересующий нас объект, а вспомогательная, искусственная или естественная система («квазиобъект»), находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом, способная его замещать в определённом отношении и дающая при его исследовании в конечном итоге информацию о самом моделируемом объекте» [20]. В.И. Логинова рассматривает: «Под моделированием понимается процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях и связях объектов». Все эти исследования позволяют отметить что, моделирование – это общепризнанное средство познания действительности, которое состоит из двух этапов разработки модели и ее анализа, а также позволяет исследовать сложные процессы и явления на основе экспериментов не с реальной системой, а с ее моделью [46]. При рассмотрении метода моделирования нами было выявлено, что объектом метода моделирования является модель. Так как определение моделирование – это общепризнанное средство познания действительности, которое состоит из двух этапов разработки модели и её анализа, а также позволяет исследовать сложные процессы и явления на основе экспериментов не с реальной системой, а с её моделью. В данных сравнениях мы согласимся с определением И.Б. Новиковой в котором раскрывается более полное значение и суть моделирования как искусственно созданные заместители реальных объектов природы. Мы не можем, не согласится с высказыванием: «Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком» – и поэтому хотим выделить огромную роль первой такой образовательной организации в экологическом воспитании ребёнка как дошкольное образовательное учреждение, которое, является связующим звеном в формировании элементарных экологических представлений и познавательного интереса, и выражается: - в понимании того, что человек – часть природы, который должен беречь, охранять и защищать её; - в природе все взаимосвязано, жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды; - залогом выживания человека на нашей планете на современном этапе развития человечества [34]. А моделирование в детском саду рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по выбору и конструированию моделей. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию. Все эти исследования позволяют глубже понять сущность моделирования, которая состоит в извлечении из объекта познания системы наиболее существенных в каждом конкретном случае отношений и представление данной системы в доступном для восприятия и осмысления виде. А.М. Фридман рассматривает два аспекта использования моделирования в обучении: 1. Метод познания, которым должны овладеть дети в результате обучения. 2. Учебное действие и средство, без которого полноценное обучение невозможно. Моделирование может выполнять следующие функции: 1. Служить средством анализа и фиксации закономерных свойств и отношений (например, в ходе наблюдений в уголке природы, на участке детского сада, в «Уголке природы»). 2. Быть чувственной основой для абстрагирования и обобщения в ходе обобщающих занятий, экскурсий к природным объектам, в дидактических и подвижных играх, беседах и труде в природе, а так же в игровой деятельности. 3. Являться программой для анализа новых явлений и переноса в другие виды деятельности навыков и умений работы с моделью (изобразительная деятельность, математика, развитие речи, физическая культура). Исходя из вышесказанного, можно отметить, что метод моделирования применяется в разнообразных видах детской деятельности экологического направления, таких как: наблюдении, образовательной, игровой, трудовой, самостоятельной, поисковой деятельности. Но чаще всего модель используется во время организованной образовательной деятельности и в специально организованной совместной с взрослыми деятельности. Не стоит забывать о важности использовании модели в самостоятельных видах деятельности, таких как поисковая, игровая деятельность детей или наблюдение. Используя модель, у детей происходит формирование знаний и представлений окружающей их природе в целом, о значении роли человека его ответственности, о сбережении и сохранении природных ресурсов и животного мира на планете. Работая с моделью, дети не только легче усваивают материал, но и активнее включаются в деятельность. Работа педагога превращается из рутинного объяснения связей и закономерностей в интересное, наглядное занятие, на котором детям некогда скучать. Нами были рассмотрены принципы построения работы с моделью, которые делятся: - принцип научности; - принцип доступности; - принцип воспитывающего и развивающего характера знаний; - принцип индивидуального подхода к детям. Основу принципа научности составляет – идея единства и взаимосвязи живого и неживого в природе. Неживая природа представляется как источник удовлетворения потребностей живых организмов. Идея единства живого и неживого в природе представляется через раскрытие понятия «живой организм». К живым существам отнесены растения, животные и человек. Живые существа двигаются, дышат, питаются, чувствуют, размножаются. Живое может существовать, если не нарушены его связи с окружающей средой, если условия среды соответствуют его потребностям. В идее единства природы и человека – единство человека рассматривается как живое разумное существо, способное действовать осознанно, предвидеть последствия своих поступков и действий. Такая идея отображает систему взаимосвязи человека с природой, а также влияние природы на человека. Отражена также идея системного строения природы на уровне отдельного живого организма, а также сообщества организмов и их взаимосвязи между собой и средой обитания. Метод моделирования в данном случае позволяет сформировать начальные представления о взаимодействии живых организмов со средой в экосистемах, таких как луг, водоем, лес. Опираясь на модели, дети овладевают элементарными, предметными понятиями, такими как «лес», «животное», «рыбы», «живой организм», «неживая природа», «насекомые», «природа», и др. Принцип доступности – система познавательных умений, осваиваемых детьми, среди которых: - умение вычленять признаки, свойства, качества, жизненные проявления живых объектов; - умение видеть, оценивать состояние живых организмов и среды; - устанавливать причинно-следственные, структурно-функциональные связи; - видеть целостность природных объектов, особенности их взаимодействия; - умение моделировать структуру и взаимосвязи объектов; - менее прогнозировать результаты воздействия на объекты и среду. Основываясь на данном принципе, модель подбирается воспитателем с учетом возраста детей. В младшем возрасте моделью может служить игрушка, сюжетная картинка, предмет, замещающий живой объект. Старшие же дети способны легко воспринимать и использовать в познавательной деятельности различные схемы, графические модели, решать кроссворды. Модель в данном случае позволяет ребенку легче усваивать материал, так как с моделью ребенок может действовать свободнее, чем при исследовании живого организма. Живой объект нельзя разделить на части. Модель позволяет это сделать, она дает возможность выделять наиболее существенные стороны объекта и отвлечься от не существенных в конкретном случае. Принцип воспитывающего и развивающего характера знаний - руководствуясь данным принципом метод моделирования помогает постепенно развивать такие виды деятельности детей, как: игровую, трудовую, познавательную. Дети осваивают свойства различных природных объектов: песка, глины, воды, снега, льда. Полученные и усвоенные посредством модели знания о живом организме, его потребностях в определенных условиях среды делают труд в природе осознанным, стимулируют у детей активную позицию, вызывают удовольствие, удовлетворение от правильно выполненных действий. А экологические знания, приобретенные детьми в практической деятельности, определяют их отношение к окружающему. Модель помогает усваивать вес более сложные способы познания и обеспечивает более свободный переход от наглядно-действенных способов к абстрактно-логическим. У ребенка активно развивается познавательный интерес, он самостоятельно осваивает и использует различные методы, способы познания, учится моделировать самостоятельно. Принцип индивидуального подхода к детям реализуется – при работе детей с индивидуальными блокнотами, в которых они моделируют наблюдаемые явления живой и неживой природы [11]. Таким образом, модель является удобной формой воспроизведения отражающей существенные значимые особенности натуры, которая несет в себе способность открыть для ребенка способ познания явлений и закономерностей природы, жизни животных и растений. Метод моделирования способствует воспитанию у ребенка эстетического отношения к природе, гуманное отношение к живому, бережно относится к окружающему миру.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.243.187 (0.008 с.) |