Воспитатель проводит дидактическую игру «Четвёртый лишний». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитатель проводит дидактическую игру «Четвёртый лишний».



Воспитатель. Молодцы, вы знаете кто такие насекомые. А теперь давайте попробуем разобраться, чем похожи все насекомые между собой.

Воспитатель предлагает обсудить насекомых, и зарисовать схематично на подготовленных, для каждого ребёнка, мнемодорожках схематично отличительные особенности насекомых. 

Физкультминутка

«Божьи коровки»

Мы божьи коровки – Быстрые и ловкие Прыжки
По травке сочной мы ползём, волнообразные движения руками
А после в лес гулять пойдём. Идём по кругу
В лесу черника и грибы… тянемся вверх приседаем
Устали ноги от ходьбы! Наклоны
И кушать мы давно хотим … гладим животик
Домой скорее полетим! «летим» нас свои места

Воспитатель. А как вы думаете, чем питаются насекомые?

Дети. Нектаром цветов.

Воспитатель. У каждого насекомого свой корм. Гусеницы (личинки бабочек) поедают листья, цветки и плоды растений. Есть вредоносные виды гусениц, а есть и такие, которые уничтожают других насекомых вредителей и оказывают этим помощь людям. Бабочки и пчелы собирают нектар цветов и опыляют растения. Божьи коровки поедают тлю, тоже приносят огромную пользу. А вот комары питаются соком растений и кровью животных. У насекомых есть враги,

Продолжение прил. В

они являются вкусной добычей для птиц, лягушек, ящериц и других животных.

-А вы знаете, кто изучает и наблюдает за насекомыми?

Дети. Учёные.

Воспитатель. Правильно, учёные изучающие насекомых называют «Энтомологи».

- Ребята, а как вы думаете, что будет, если насекомые вдруг исчезнут?

Дети. Птицам нечего будет кушать (другие ответы детей)

Воспитатель. Вы правы, ведь в природе всё взаимосвязано – одни не могут жить без других.

Ведь такие маленькие животные как насекомые являются важной частью

природы. Поэтому всё живое на Земле надо беречь и охранять.

- Как вы думаете, почему они редкие? 

Дети. Это те, которых очень мало.

Воспитатель. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей.

Дерево, трава, цветок и птица

 Не всегда умеют защититься.

 Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Воспитатель. И поэтому учёные всего мира создали Красную Книгу, в которой собраны животные и растения, которые требуют защиты, и насекомые не исключения.

 - Ребята, а как вы думаете, почему эта книга красного цвета?

Дети. Значит, кто в неё занесён в опасности (другие ответы детей).

Воспитатель предлагает детям одойти к нарисованной поляне читает детям стихотворение Б. Заходер «Все-все».

Воспитатель Дети послушайте стихотворение которое называется «Все-все на свете нужны».

 

Все-все На свете нужны! И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись без чудищ нелепых, И даже без хищников, Злых и свирепых! Нужны все на свете! Нужны все подряд – Кто делает мёд, и кто делает яд. Плохие дела У кошки без мышки У мышки без кошки Не лучшие делишки. Да! Если мы с кем-то не очень дружны, Мы всё-таки очень друг другу нужны!

Итог занятия.

Воспитатель знакомит детей с лэпбуком «Насекомые Красной книги».

- Ребята, было интересно?

- Что нового вы сегодня узнали?

-Вы бы хотели узнать больше о насекомых?

Тогда мне нужна ваша помощь для того, чтобы разобраться и узнать больше о насекомых необходимо сделать для них дом.

Воспитатель предлагает детям совместный труд по созданию макета летнего луга «Лесные Хоромы» в группе.

Занятие № 2

Тема: «Удивительный мир бабочек»

Цель: формирование системы знаний о насекомых родного края – бабочках.

Задачи:

Обучающие:

- Расширять и уточнять знания о бабочках, об их существенных признаках, приспособлении к условиям жизни.

Продолжение прил. В

- Познакомить с жизненным циклом развития и разнообразием мира бабочек.

- Уточнять знания о пользе и вреде бабочек для человека для человека.

- Установить причинно-следственные связи и приспособленности и методов защиты от врагов в жизни бабочек.

- Учить создавать предметные модели из бумаги, проверять их в действии.

- Закреплять умение рисовать акварелью.

- Совершенствовать умение детей действовать в команде во время подвижной игры.

- Упражнять детей в беге и приседании.

Развивающие:

- Способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, познавательному развитию.

- Совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свою точку зрения.

- Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук, ловкость,

-  Развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и ритмичность движений.

- Аккуратность во время художественной деятельности.

Воспитывающие:

- Воспитывать желание замечать красоту окружающей природы.

- Прививать бережное отношение ко всему живому.

- Воспитывать интерес к познанию природы через художественно-исследовательскую деятельность.

- Воспитывать интерес к миру насекомых.

Материал для занятия: Мольберт, предметно-схематичная модель жизненного цикла бабочки, графическая модель строение бабочки, иллюстрации с изображением бабочек: «Махаон», «Медведица-госпожа», «Павлиногласка», «Ленточник голубой», «Ленточник красный», иллюстрация крыльев бабочки под микроскопом; шаблоны бабочек вырезанные из бумаги, акварельные краски, кисточки, стаканы для воды, салфетки на каждого ребенка.

Предварительная работа: Чтение: «Под грибом» В. Г. Сутеев, пословиц и поговорок о насекомых. изготовление предметной модели: «Лесные хоромы» воспитателя с детьми во второй половине дня; работа с лэбуком: рассматривание бабочек, беседа: «Где живут насекомые», рассматривание схемы строение бабочки, разучивание стихотворения с помощью графической модели «Удивительный цветок» Т. Лаврова.

Ход занятия

Организационная часть.

Воспитатель предлагает детям, подойти к изготовленному макета: «Лесные

хоромы» и предлагает вспомнить насекомых из сказки.

Ответы детей.

Воспитатель. Дети, посмотрите, какая поляна у нас получилась. Послушайте загадку и отгадайте, кто же живёт на нашей поляне?

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок

(Бабочка).

Воспитатель. Правильно, это действительно бабочка.

Воспитатель показывает спрятанную вырезанную из бумаги бабочку и предлагает одному из детей наклеить на нарисованную лесную поляну.

Воспитатель. Где живут бабочки?

Дети. В лесу (парках, лугах, в городе и др.).

Продолжение прил. В

Воспитатель предлагает детям подойти к мольберту стоящему на ковре и присесть на стулья вокруг.

Основная часть.

Воспитатель. Как вы думаете, какое значение имеют бабочки в природе?

Дети. Правильно ребята, бабочки не только украшают наши луга и поля, но и приносят человеку пользу.

Например, бабочки тутового шелкопряда (воспитатель показывает иллюстрации), которые питаются листьями тутового дерева, дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шёлк. Гусеницы тутового шелкопряда живут большими семьями и строят паутинные гнезда в виде коконов. Люди научились разматывать коконы и получать из этих нитей тончайшие натуральные шелка.

Воспитатель. Ребята сегодня я хочу вас познакомить с удивительными и красивыми насекомыми - бабочками.

Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации бабочек: «Махаон», «Медведица-госпожа», «Павлиногласка», «Ленточник голубой», «Ленточник красный», иллюстрация крыльев бабочки под микроскопом.

Воспитатель, опираясь на графическую модель, предлагает совместно описать внешний вид бабочек.

У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками(показ иллюстрации крыла бабочки под микроскопом). Поэтому бабочек называют чешуекрылыми, грудной отдел, брюшко,3 пары ног. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками. У этих насекомых есть голова с короткими усиками и большими глазами. Спирально свёрнутый прозрачный хоботок бабочки - её рот. Когда бабочка пьёт капельки нектара, хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спиралью.

Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Если же бабочка проснулась ранней весной, когда цветы ещё нет, она может полакомиться сладким берёзовым или кленовым соком.

«Махаон» – Большая бабочка. Окраска крыльев ярко - желтоватая, задние крылья несут удлинённые хвостики. Живет на опушках все лета.

«Павлиноглазка» - бабочка довольно крупная ночная бабочка, а как вы думаете почему её так называют?

 Дети. На крыльях узор похож на глаза (другие ответы).

Воспитатель. Эти бабочки занесены в Красную книгу Донбасса и охраняются.

- А вы знаете, как и когда появляются бабочки?

Ответы детей...

Воспитатель демонстрирует и предлагает детям рассмотреть макет жизненного цикла бабочек.

Воспитатель. Жизненный цикл бабочек состоит из четырёх превращений. Сначала бабочка откладывает яички, их может быть большое количество до ста штук, они должны сохраниться в целости и сохранности, поэтому бабочки заботятся об этом, одни откладывают их в почву, другие на растениях с обратной стороны листочков.

Через некоторое время из яичек появляются личинки - гусеницы. У гусеницы 3 пары грудных ножек и 2-5 - брюшных. На ногах у гусеницы есть особые крючочки, которые помогают удерживаться на стеблях растений.

Гусеницы очень прожорливы: они грызут листья и стебли растений, поедают сочные плоды или питаются другими насекомыми, например, тлей. За время роста гусеницы увеличивают свою массу в несколько тысяч раз! Они растут и накапливают вещества на следующие превращения, из них потом будут строиться крылья, лапы и все остальные части бабочки.

Когда гусенице пора превращаться в бабочку, она прикрепляется к листику или веточке

Продолжение прил. В

и висит вниз головой. Из своего рта она выпускает тоненькую ниточку, которую наматывает на себя и получается куколка.

Куколкой называется домик. В куколке гусеница превращается в бабочку. И бабочка начинает вылезать из своего домика, который ей становится уже не нужен.

Маленьких бабочек называют мотыльками. Когда мотыльки садятся на цветы и складывают крылышки, то становятся похожими на цветочные лепестки.

Физкультминутка

«Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся,  - туловище вправо, влево;
Больше спать не захотел,  - туловище вперёд, назад;
Шевельнулся, потянулся,  - руки вверх, потянуться;
Взвился вверх и полетел,  - руки вверх, вправо, влево;
солнце утром лишь проснётся, бабочка кружит и вьётся.  - покружиться.

 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем бабочки нужно быть похожим на листок, цветок или ствол дерева.

Дети. Для того чтобы их не было видно и их нельзя было поймать. 

Воспитатель. Правильно так они защищаются от врагов. Это их защитная окраска или предупреждающая, что эта бабочка ядовита для других насекомых.

Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть иллюстрацию с изображением бабочек ленточница малиновая и ленточница голубая.

Воспитатель. Посмотрите на бабочку ленточница малиновая, верхние крылья похожи на кусочек коры дерева и служит для бабочки защитой, когда днем она спокойно сидит на стволе дерева. Но при приближении опасности бабочка раскрывает задние крылья и пугает нападающего красно-черными полосками.

Воспитатель предлагает детям присесть за столы, на которых разложенные заготовки шаблонов бабочек из бумаги для моделирования ситуации зашиты бабочек от врагов.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика

«Гусеница»

Маленькая гусеница по листу ползёт, Левая рука стоит на локте, пальцы сжаты, ладонь отведена назад. Указательный палец правой руки – гусеница. «Гусеница» ползёт по листочку -ладони левой руки.
Листик, как конфеточку, целый день грызёт. - «скребём» пальцем правой руки (гусеница) по ладони и пальцам левой.
Наконец накушалась, кокон вдруг свила. В коконе, как в домике, зиму проспала. - прячем указательный палец правой руки в кулаке левой руки (гусеница в коконе)
А весной той куколке надоело спать. Превратилась в бабочку, чтоб везде летать. -ладони раскрываем, скрещиваем руки в области кистей (бабочка), «машем крылышками».

 

Практическая часть.

Воспитатель. Дети выберите, какая из бабочек вам больше нравится, и с помощью кисточки и акварельных красок раскрасите своих бабочек.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей, во время которой звучит произведение П. И. Чайковский «Вальс цветов».

Продолжение прил. В

Воспитатель. Пока наши бабочки подсохнут, мы с вами поиграем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.116.27 (0.027 с.)