Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме использования метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме использования метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников



 

 

При рассмотрении исторических фактов проблем воспитания нами было выделено, что многие выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей, затрагивая вопросы ознакомления с объектами и явлениями природы во взаимосвязи с формированием у ребенка гуманного отношения к живым существам постепенно раскрывая предпосылки к эффективному использованию метода моделирования.

Несмотря на поддержку целостности мнений во время знакомства детей с природой, подходы к решению проблемы были разные.

Основоположник современной педагогики Ян Амос Каменский на первое место в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста ставил предметы естественного цикла. Он предлагал с ранних лет знакомить детей с разнообразной природой, чтобы подготовить их к пониманию и усвоению основ наук на уровне следующей ступени обучения. В наставлении к «Материнской школе» он указывал, что «… природа достаточно ясно показывает нам на многих вещах…насколько важно, чтобы ребенок в самые нежные годы своей жизни был хорошо воспитан и приобрел добрые привычки». 

Им было выведено дидактическое правило: «Чем больше знание опирается на ощущение, тем оно достовернее. Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей, то нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство. Новое знание, которое усваивает ребенок, основано на взаимодействии и активизации зрительных, тактильных, обонятельных, осязательных и слуховых ощущений. И лишь затем, когда вещь представлена, должна следовать речь о ней, для более всестороннего выяснения». Он первый определял и понимал наглядность как восприятие предметов и явлений природы с привлечением всех органов чувств. Ребенок, по его мнению, входит во внешний мир при помощи «разведчиков» – органов чувств и осмысливания воспринятого разумом [68].

Рассматривая утверждение Жан-Жака Руссо «Ребенок должен делать то, что он хочет, но хотеть он должен того, что хочет педагог», и понимании «природосообразности» в воспитании детей, можно выделить, что оно отличается от подходов Я. А. Каменского. Под естественным воспитанием понимал воспитание ребенка на лоне природы в постоянном непосредственном близком общении с ней. Поэтому в книге «Эмиль или о воспитании» он разработал план индивидуального воспитания ребенка на лоне природы под руководством гувернера и благодатным влиянием крестьянской среды.

Им предполагалась изначальное изучения ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, идеализировал природу ребенка и считал необходимым позаботиться о создании условий, в которых все присущие ему от рождения задатки могли бы свободно беспрепятственно развиваться в соответствии с законами природы! Он дал теоретическое обоснование понятию «природосообразность», представил его как целостное учение о единой матери-природе, что во многом предопределило пути и направления развития педагогики на протяжении всего девятнадцатого века [6].

Рассматривая идеи познавательного развития нельзя обойти педагогическое наследие Константина Дмитриевича Ушинского, в своих трудах им было отмечено, что логика природы – самая доступная для понимания детей. Знакомство с природой развивает умение наблюдать окружающую жизнь, содействует развитию логического мышления и воображения, возбуждает внимание и любознательность, изгоняет суеверия и делает смешными предрассудки. Можно отметить его сборник рассказов для детей «Родное слово», которые могут быть использованы в ознакомлении дошкольников с природой. Его рассказы «Четыре желания», «Пчелка на разведке», «Утренние лучи», «Петушок с семьей», «История яблоньки», «Проказы старухи зимы» занимательны и вместе с тем, давая достоверные знания, учат ребят подмечать существенные черты в окружающей природе [67].

Следующее почетное место принадлежит Е.Н. Водовозовой, впервые в русской педагогике определив сферу явлений и предметов природы, с которыми следует знакомить ребенка при наблюдении во время прогулок и экскурсий. Она разработала программу ознакомления дошкольников с природой и разделила материал по возрастам. По мнению педагога, знакомство с окружающим должно проводиться наглядным путем, сопровождаться оживленным разговором, беседой или кратким рассказом о том, что ребенок видит. Все наблюдения необходимо пояснять, их назначение в том, чтобы помочь ребенку осознать видимое, уточнить его представления, развить речь, обогатить его словарь, а также приучить детей с раннего возраста быть внимательными к животным.

Е.Н. Водовозова предупреждала, что детям необходимо показывать живые, характерные стороны предмета, искусно закрывая в то же время то, что понять им не под силу. Она указывала, что ребенку надо дать живой конкретный видимый образ, иначе ему останется чуждой та жизнь природы, в результате наблюдении которой развивался бы в нем здравый смысл, находчивость, сочувствие к окружающему миру: «Вам следует сначала все показать ему в той живой, занимательной картине, которую представляет действительность, чтобы потом он на самом деле приобрел основательные знания».

Показывая в этом детям явления природы в статике и динамике: знакомя с развитием насекомых, земноводных, растений, рекомендовала педагогам осуществлять это наглядным путем в естественных и специально созданных условиях [20].

Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых − исследование Э.И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи [33].

Рассматривая литературу по проблеме выпускной квалификационной работы нами было выделено, что многочисленные исследования советских психологов таких как: П.Я.Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, А. А. Венгер показали, что использование такой методике как моделирование выступает средством формирования разнообразных знаний, умений и навыков оказывает положительное влияние на познавательное развитие детей.

Неоценимый взгляд на различные стороны теории и практики в трудах психологов А.В. Запорожеца, Н.Н. Поддъякова, Л.А. Венгера дает нам научное обоснование положение о системе взаимосвязанных знаний детей дошкольного возраста, отражающих закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте [46].

В своих трудах Н. Н. Поддъяков отметил, что «разрабатывая содержание знаний для своих воспитанников, педагоги пристальное внимание должны уделять изменению, движению, развитию как универсальным свойствам окружающих предметов». При этом условии у детей развиваются такие стороны мышления, как умение прогнозировать, устанавливать общность предметов на генетической основе.

В психологических исследованиях А.А. Венгер неоднократно использовал метод графического моделирования, им было доказано, что именно моделирование положительно влияет на продуктивную и интеллектуальную деятельность [16].  

В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами такими как В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др. провозглашалась необходимость:

1)  усложнения содержания обучения − привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности;

2)  построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.

Также в это время использовалась идея метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста. В работах С. Н. Николаевой описана важность использования моделирования как средства формирования знаний о природе дошкольников, что тесно связано с методом наблюдения. Уже с младшего дошкольного возраста детям после наблюдения за состоянием погоды соотнести увиденные явление природы с простейшими графическими изображениями. Во время использования такого метода дети приобретают в дальнейшем навык в работе с календарем природы. Постепенно усложняясь по мере взросления и к старшей группе приобретая системность. В свою очередь эти идеи приобретали продолжение в трудах Н.А. Рыжовой, О. А. Воронкевич и других исследователей. Которые занимают важное место в детской психологии и эффективность влияния на обучение с учетом зависимости содержания и средств.

Одной из первых в этот период появилась программа, созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников С. Николаевой «Юный эколог», которая включает в себя две подпрограммы − программу экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие. Таким образом, решается вопрос становления экологической культуры у детей и у взрослых, их воспитывающих, что является важнейшее условие развития подрастающего поколения [54].

В исследованиях Л. А. Каменевой, Н. Н. Кондратьевой, Л.М. Маневцовой, Е. Ф. Терентьевой, В. Н. Логиновой, П. Г. Саморуковой, Н.А. Хайдуровой нами было подчеркнуто, что демонстрация моделей имеет значимое место, непосредственно помогая эффективно конкретизировать существенные признаки объектов, связей и отношений с разным уровнем сложности. При использовании показа моделей благоприятно реализуется обобщение и систематизация знаний детей о природе. Что в свою очередь позволяет педагогу научить ребенка выделять существенные признаки и наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, обеспечивает тем самым более благоприятное понимание окружающего мира.

Ученые Л.И. Постоева, Т. А. Серебрякова, И. Е. Абоимова, Г.Г. Шалашова выделили, основывались на многолетний опыт экспериментальной работы, анализируя использование в работе с детьми на каждом возрастном этапе приоритетных методов работы. Предлагая использование именно в старшей группе метода моделирования, при этом не исключая использования других методов работы.

Особое место в своих исследовательских работах по использованию метода моделирования в экологическом образовании уделяют Р.Ю. Белоусова и Л. И. Николаева. Авторы указывают, что познание окружающего мира, начиная с чувственного восприятия объектов природы, с которыми дети непосредственно контактируют, ведёт к «построению» в сознании ребёнка обобщенного представления об объекте или целом явлении природы. В этом помогает метод моделирования, использование которого обеспечивает усвоение детьми старшего дошкольного возраста знаний об особенности объектов природы, их структуре, связях и отношениях между ними. Метод моделирования может иметь место во всех специфически дошкольных видах деятельности (изобразительная, речевая, двигательная, математическая и др.).

А. И. Иванова в своей работе с дошкольниками ввела предположение, что использование объемных динамических моделей биоценозов, и располагающихся на фланелеграфе плоскостных моделей, будут эффективны.

Во время проведения экспериментальных занятий в различных дошкольных образовательных учреждениях, применение метода моделирования при обогащении экологических представлений у детей выявил высокую результативность способа. Было выделено, что регулярное использование фланелеграфа и плоскостных моделей детям легче включатся в познавательный процесс, решать поставленные перед ними обучающие, экспериментальные, развивающие, воспитывающие задачи [11].

Используя готовую модель во время знакомства детей с многообразием природы, оказывает на них положительное эмоциональное воздействие. При наблюдении за детьми во время эксперимента под руководством эколога дети снимают с экрана изображения соответствующих объектов, биоценоз распадается и вместо красивейшего леса на экране остаются голые скелеты деревьев либо вообще пустое место, это производит на ребят удручающее впечатление. Обычно дети сидят некоторое время молча, переживая случившееся и не зная, что делать. Для снятия отрицательных эмоций стоит необходимость вновь воссоздавать биоценоз в его первозданном виде и напоминать, что «так могло бы быть, но вы, когда вырастите, такого не допустите». Именно таким путем, модели биоценозов позволяют воочию увидеть природные зоны, которые дети никогда не видели в жизни, и понять взаимоотношения организмов, образующих данный биоценоз.

Изучение психологами данной проблемы и их достижения в исследованиях дают утверждение, что работа с отвлеченными моделями имеет огромное значимость для умственного воспитания дошкольников, путем непосредственного воздействия, абстрагируя и наглядно демонстрируя закономерности и причинно-следственные связи в природе. Моделирование дает возможность детям в максимальном объеме познавать с явлениями окружающего, способствуя развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.

На данном этапе развития молодой республики остро ставятся и расширяются проблемы экологической охраны и образования, а дошкольное воспитание в данном контексте, приобретает особую важность и актуальность. С принятием Комитетом Народного Совета по природопользованию, экологии, недрам и природным ресурсам законов «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», и законом «Об образовании» в ДНР созданы предпосылки для формирования системы экологического образования населения [35,36,37].

Таким образом, обзор психолого-педагогической литературы и ряда исследований демонстрирует большую значимость внедрение и использование в работе с детьми дошкольного возраста метода моделирования для облегчения восприятия окружающего мира. Модель может выступать в качестве связующего звена между ребёнком и закономерностями в природе, что ведет к личностному развитию и взглядов на мир в будущем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.116.27 (0.013 с.)