Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ состояния работы по данной проблеме исследования на базе мдоу «ясли-сад № 293 Г. Донецка»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Практическое исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад № 293 г. Донецка». Основная проблема, над которой работает МДОУ – формирование целостного педагогического пространства и гармоничных условий для всестороннего развития, воспитания и оздоровления детей в условиях ДОУ. Нами былипроанализированы годовые планы дошкольного учреждения за последние 3 года. Было выявлено, что работа по ознакомлению детей с природой и экологическое воспитание проводится с детьми регулярно с использованием разных методов, но в работе мало использовался сам метод моделирования или создание моделей. Поэтому было решено углубить знания педагогов по использованию метода моделирования в образовательной деятельности, а именно в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Разработано консультация для педагогов на тему: «Моделирование как средства развития экологических представлений детей дошкольного возраста» (см. приложение А). В исследовании приняли участие дети старшей группы «Пчелки» МДОУ «Ясли – сад № 293 г. Донецка». Для проверки гипотезы, выдвинутой в начале исследования, нами были определены цель и задачи исследования. Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить уровень экологических знаний детей старшей группы. Соответственно цели исследования были определены следующие задачи: 1. Подбор диагностического материала для исследования уровня экологических знаний детей старшего дошкольного возраста. 2. Проведение констатирующего эксперимента с использованием предложенной диагностики. 3. Разработка системы занятий с детьми, с использованием метода моделирования для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с насекомыми. 4. Анализ результатов эксперимента. Для проверки поставленной гипотезы, нами была проведена работа, состоящая из 3-х этапов: Констатирующийэтап эксперимента – подбор диагностического материала для исследования уровня экологических знаний детей старшего дошкольного возраста. Формирующий этап эксперимента – разработка системы занятий с детьми, с использованием метода моделирования для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с насекомыми. Контрольный этап эксперимента – анализ результатов эксперимента. Таким образом, мы предполагаем, что применение метода моделирования, будет способствовать развитию мышления, познавательных интересов, практических навыков, экологических представлений о мире насекомых у детей дошкольного возраста. Для решения задач, и выявления эффективности применения моделирования как средства формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста, была определена и запланирована работа по проблеме. На первом этапе нами был подобран диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой. Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление: - степени освоения дошкольниками экологических знаний; - степени освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; - степени сформированности разных видов отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного). Вся диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществляется наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучаются творческие работы детей – рисунки, поделки. Проводятся беседы с воспитателями групп и родителями воспитанников. Методика проведения диагностики Диагностику экологических представлений дошкольников необходимо проводить с учётом их возрастных особенностей по двум направлениям: - формирование экологических знаний; - экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам: 1. Представления о природе: а) об объектах живой природы; б) об объектах неживой природы. 2. Отношение к природе. 3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами. В исследовании нами было использованное два раздела – представления о природе и отношение к природе, необходимые для нашего исследования. В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий. Анализ каждого выполненного ребёнком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой. Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксируются в таблице обследования. Далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе: от 1 до 1,6 баллов – низкий уровень; от 1,7 до 2,3 баллов – средний уровень; от 2,4 до 3 баллов – высокий уровень. Содержание диагностического инструментария: Представления о природе. А) Живая природа. Задание 1. Материал. 7 – 8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, насекомое, зверь, рыба), солнце, автомобиль, самолёт. Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком. Ребёнку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы: Как ты догадался, что все это живое? Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой? Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить? Задание 2. Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представление о разнообразии растений, местах их произрастания. Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений. Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и выбрать растения, растущие в лесу, на клумбе, на грядке, на лугу. Задание 3. Цель. Выяснить, знает ли ребёнок части растений и их функции. Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений. Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и показать у растений корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод. Задание 4. Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представления о стадиях роста растений. Материал. Карточки с изображением стадий роста одуванчика. Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор. Задание 5. Цель. Выявить представления ребёнка о многообразии животных и местах их обитания. Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоём, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3 – 4 вида домашних и диких животных, 3 – 4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка. Методика. Ребёнку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор. Задание 6. Цель. Выявить представления ребёнка об основных стадиях роста животных. Материал. Карточки с изображением стадий роста и развития рыбы, птицы. Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор. Задание 7. Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека. Материал. Сюжетные картинки с изображениями времён года и видов труда людей в разные сезоны года. Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком по сюжетным картинкам: - Какое это время года? - Почему деревья так выглядят? - Как изменяется жизнь животных (называется время года)? - Почему люди так одеты? - Чем они занимаются? Задание 8. Цель. Выявить представления ребёнка о нормах отношения к живому. Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе. Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком: - Как поступил мальчик (девочка)? - Почему? - Как бы ты поступил на его (ее) месте? - Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей? Б) Неживая природа. Задание 9. С ребёнком проводится беседа по следующим вопросам: О воде: - Какого цвета может быть вода? - Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару? - Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? - Как называется это свойство воды? (текучесть) - Зачем нужна вода? О песке: - Чем отличается сухой песок от влажного? - Что произойдёт, если наступить на влажный песок? - Зачем нужен песок? - О природных явлениях (ветер, дождь, небо): - Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой? - Что происходит с деревьями, когда дует ветер? - Зачем нужен дождь в природе? - Что было бы с растениями, если бы не было дождя? - Что появляется после дождя на городских улицах? - Как меняется небо весной, летом, зимой? - Почему небо иногда кажется белым или серым? - Что может «застилать» небо? - Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода? Оценка деятельности: 1. Балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы. 2. балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2 – 3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ. 3. балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ. Отношение к природе. Задание 10. Цель. Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях. Методика. Проводится наблюдение за отношением ребёнка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребёнок должен будет осуществить выбор деятельности – либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в уголке природы находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные – в кормлении, растения – в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг). В природный уголок приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребёнок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов: - Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект? - Как ты это узнал? - Как ему можно помочь? - Хотел бы ты ему помочь? Почему ты хочешь ему помочь? Оценка деятельности: 1. балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними. 2. балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями. 3. балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями. На констатирующем этапе эксперимента нами было проведено диагностическое обследование детей старшей группы, так как в дошкольном образовательном учреждении нет больше такой возрастной группы, для проведения эксперимента старшую группу было поделено на две подгруппы: экспериментальную группу (ЭГ) – 12 человек и контрольной группы (КГ) – 12 человек – воспитанников старшей группы «Пчелки». Общая численность детей, задействованных в исследовании, составила 24 человека. Для того чтобы оценить степень освоения экологических знаний детей провели беседу с детьми старшей группы. При помощи диагностического материала в индивидуальной работе выявили уровень сформированных знаний детей о живой природе, в какой степени у ребёнка сформированы разные виды отношения к природе, и в сводной таблице были занесены результаты исследования (см. приложение Б). Кроме того, на этом этапе было проведено наблюдение за деятельностью старших дошкольников на занятиях по познавательной деятельности, во время дежурства в уголке природы с целью определения их активности и заинтересованности по отношению к объектам природы. После обработки данных результатов изучения показателей уровня развития экологических представлений (методика С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой) в экспериментальной группе на основе полученных результатов была построена диаграмма. Результаты исследования уровня сформированности экологических представлений детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе, представленные на рисунке 2.1.
Рис. 2.1 – Результаты исследования уровня сформированности экологических представлений детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента по методике С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой
Таким образом, из диаграммы следует, у 25% (3-е детей) группы низкий уровень формирования экологических представлений, у 67% (8 детей) средний уровень формирования, у 8% (1 ребёнок) высокий уровень. Помимо количественной обработки результатов полученных данных, мы можем дать и качественную характеристику уровня детей. При низком уровне познавательной активности представления окружающей природе дети демонстрируют недостаточные знания, отвечают на вопросы неправильно, путаются в ответах, допуска много неточностей, или совсем не отвечают на вопросы, поставленные перед ними. У детей с средним уровнем развития экологических представлений сформированы существенные представления о живой природе, при выполнении заданий допускают некоторые неточности иногда ошибаются, могут сами исправить свои ошибки, при ответах на поставленные вопросы отвечают правильно, но не всегда может аргументировать свой ответ. Дети с высоким уровнем знаний широкий круг представлений об объектах живой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ. Так же было поведено исследование в контрольной группе, используя диагностический материал по методике исследования С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой, результаты также были занесены в сводную таблицу, показатели исследования уровня развития экологических представлений в старшей группе. После обработки данных результатов изучения показателей исследования уровня развития экологических представлений (методика С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой) в контрольной группе. Результаты исследования уровня сформированности экологических представлений детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе, представлены на рисунке 2.2.
Рис. 2.2. – Результаты исследования уровня сформированности экологических представлений детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе на констатирующем этапе эксперимента по методике С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой Таким образом, в контрольной группе детей с высоким уровнем сформированности экологических представлений 2 чел. – 17%, со средним уровнем 7 чел. – 58%, с низким уровнем 3 чел. – 25%. По результатам констатирующего эксперимента, из построенных диаграмм можно сделать вывод, что по сравнению с экспериментальной группой в контрольной группе детей с низким уровнем сформированности экологических представлений одинаковое количество, со средним уровнем на 8% меньше (1 ребёнок), с высоким уровнем сформированности на 8% больше (1 ребёнок). Из описанных выше данных видно, что у детей в обеих группах преобладает средний уровень экологических представлений. Это говорит о том, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформированы представления об окружающем. Знания детей не всегда точные, поверхностные, ответы детей неполные, небольшой словарный запас по теме. Многие дети при выполнении заданий действуют интуитивно, что говорит о неуверенности в знаниях детей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.122.161 (0.009 с.) |