Кто не знает силача? Груз он носит не ворча. Для него везде тропинка: И дорожка, и былинка, Может вниз нести и вверх; Он работник лучше всех… (Муравей, иллюстрация - Тапинома кинбурнская) | Очень быстрый чёрный жук Лапки вместо ног и рук. На головке – клещи, жуть: Червяку не увильнуть. Жук – охотник-молодец, Он с вредителем борец. Как зовут? Я подскажу: Есть в названии "Жу-жу"… (Жужелица, иллюстрация - Жужелица бессарабская) |
Бабочкина дочка Вся в мелких ярких точках, Медленно ползет, Листики грызет…(Гусеница, иллюстрация-гусеницы Махаона) |
Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. Правильно подобрали картинки с насекомыми.
- А теперь давайте посмотрим на картинки и подумаем что это за насекомые, как они могут нам помочь?
Дети. Это редкие насекомые с красной книги (другие ответы детей).
Воспитатель. Да вы правы это редкие насекомые из красной книги.
Воспитатель предлагает несколько детей составить описательный рассказ по графической модели - схеме. Дети описывают то насекомое, которое выбрали сами.
Воспитатель. Молодцы, хорошие рассказы у вас получились.
Воспитатель. Ой, ребята еще одна загадка осталась, только картинки нет, может она потерялась по дорогу, а давайте и ее тоже отгадаем.
Дети. Давайте.
Желтая мохнатая, Как тигр, полосатая, Крылышками машет, У цветочков пляшет. Делать мед старается, | Тронь ее – кусается Вся в трудах своих, заботах, Не мешайте ей работать, У нее свои дела. Это бабушка –...(Пчела) |
Воспитатель. А какую пчелу, занесенную в Красную книгу, мы знаем?
Дети. Мохнатую
Воспитатель. Молодцы, теперь мы знаем, что все эти насекомые охраняются, и занесены в Красную книгу Донбасса, как вы думаете куда необходимо отправить наше письмо.
Дети. Учёным (предполагаемые ответы детей).
Воспитатель. Правильно учёным энтомологам, я его обязательно отправлю, вы большие молодцы, а теперь можно отдохнуть и немного поиграть.
Продолжение прил. В
Физкультминутка
«Трудолюбивая пчёлка» | |
Пчелка трудится весь день | Руками рисовать перед собой круг |
И работать ей не лень. | Покачивание указательными пальцами в знак отрицания |
От цветка летит к цветку, | Ритмичные взмахи руками |
Клеит на брюшко пыльцу. | Круговые движения ладонью по животу |
Хоботком нектар сосет, | Вытянуть руку вперёд, затем вниз, наклониться |
За день много соберет | «Раскрыть» перед собой все пальцы |
Унесет нектар тот в улей | Изображают полет |
И назад вернется пулей. | Резко выбросить руку с вытянутым указательным пальцем вперед |
В сотах утрамбует мед, | Топанье ногами |
Будет пчелкам чем зимой питаться. | Имитация движения ложкой |
Нужно летом им стараться. | Имитация накладывания меда в соты. |
Воспитатель собирает детей возле мольберта, на котором расположена схема модели строения пчелы.
Воспитатель. Вам понравилось играть в пчёлок?
Дети. Да!
Воспитатель. А теперь давайте посмотрим подробнее, как она выглядит.
Воспитатель предлагает детям для рассмотрения графическую модель строения пчелы.
У неё есть голова, грудь, брюшко, ножки. Тело пчелы покрыто волосками чёрного и жёлтого цвета. На задних ножках пчелы находятся особые корзинки для сбора пыльцы. Пчелиные крылышки полупрозрачные, перепончатые. У пчёлки большие глаза, сильные челюсти - их называют жвалами, помогают насекомому размягчать воск, язычок пчелы покрыт волосками, им она всасывает цветочный нектар и воду.
- Ребята, на какую пчелу из нашей красной книги похоже описание?
Дети. Мохнатую.
Воспитатель. Правильно – «Мохнатая пчела». Эти пчелы дикие, они живут в лесу. В далекие времена люди строили для пчел специальных домиков. А вы знаете, как они называются?
Дети. Улики.
Воспитатель. Правильно, улики, а мохнатые пчелы устраивают свои гнезда в дуплах старых деревьев – «бортнях», они давали людям не только ароматный мёд, но и воск для свечей. Пчелиная семья дружная и большая. Утром из улья вылетают пчелы - «разведчицы». Они отправляются на поляны, луга, где много душистых цветов. Если находят много еды, они возвращаются в улей и с помощью особых знаков показывают рабочим пчёлам, где находится лакомая добыча. Вскоре все рабочие пчелы вылетают из своего логова и устремляются вслед за плечами - «разведчицами».
В улье есть самая крупная пчела, царица пчёл – «матка», она никогда не покидает улей. Пчелы кормят царицу и ухаживают за ней. Она откладывает яички в приготовленные рабочими пчёлами восковые ячейки. В начале лета из ячеек появляются молодые пчелы. Люди и сейчас устраивают специальный удобные сооружения для пчел в лесу.
Воспитатель помещает на мольберт иллюстрации с «бортниям».
Внутри бортния устанавливают вертикально расположенные рамки. Внутри этих деревянных рамок трудолюбивые пчелы строят из воска, который выделяют из желудка пчёл, шестигранные ячейки - соты. Соты располагаются в улье двумя вертикальными слоями.
Некоторые из ячеек в сотах заняты мёдом, а в некоторые яички царица пчела
Продолжение прил. В
откладывает яички.
Чтобы собрать мёд, люди пускает пчёлам небольшую струю дыма. Пчелы «думают», что где-то рядом начался пожар и на всякий случай набирают в желудки как можно больше мёда. А если желудок пчелы набит мёдом, она не может изогнуть брюшко и выпустить своё жало, и укусить, в это время достают из улья рамки с сотами. «Яблоньку любим за яблоки, а пчёлку - за мёд!» - говорят люди.
-Дети давайте попробуем в группе изготовить улей и разобраться, как он устроен.
Практическая часть.
Воспитатель предлагает детям занять свои места за столом.
Проводится пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика
«Пчела» | |
Прилетела к нам вчера Полосатая пчела. | Машут ладошками. |
А за нею шмель-шмелёк И весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. | На каждое название насекомого загибают пальчик. |
Пожужжали, полетали, | Делают кружочки из пальчиков подносят к глазам. |
От усталости упали. | Роняют ладони на стол. |
Воспитатель предлагает детям занять места за столами. У детей на столах заготовки из жёлтого картона. С помощью ножниц клея воспитатель предлагает детям изготовить цилиндры – «соты».
Воспитатель. Дети посмотрите на свои рабочие места, перед вами все необходимое для того чтобы склеить из заготовленного картона соты, для начала вам необходимо разрезать заготовку на пополам, а затем склеить вот такие цилиндры.
Воспитатель показывает, какие цилиндры - «соты», должны получится.
Воспитатель. Вы уже умеете делать, поэтому приступайте к работе, а что мы будим делать дальше, узнаете позже.
Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
После выполнения задания воспитатель предлагает детям, интуитивно правильно сложить их в воображаемый улей из коробки, поселить в него пчел, во второй половине дня закрепить с детьми соты покрасить полечившуюся модель, таким образом получить макет улья для последующего использования в самостоятельной деятельности.
Итог занятия.
Воспитатель.
- Ребята вам понравилось?
- Как выглядит пчела?
- Чем питаются пчелы?
- Почему говорят: «Цветы без пчел, а пчелы без цветов не живут»?
- Как живет пчелиная семья?
- Как называется пчелиный домик, который строит для пчел человек?
- Что дают пчелы человеку?
Занятие № 4
Тема: «Береги природу и насекомых в ней!».
Цель: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе.
Задачи:
Продолжение прил. В
Образовательные:
- Обогащать словарь детей, расширять знания о заповеднике и его назначении.
- Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих.
- Формировать знания детей о проблемах загрязнения окружающей среды, влияние этого на численность насекомых.
- Закрепление и систематизирование знаний детей о природе,
- Совершенствовать умения детей лепить из пластилина, пользоваться приемами лепки для передачи объектов живой природы (насекомых).
- Учить достигать единой цели при создании коллективной работы (предметной модели «Лесные хоромы»).
Развивающие:
- Развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения, память воображение, речевые навыки, мелкую и общую моторику мышц.
Воспитывающие:
- Воспитывать ответственное и бережное отношение к родной природе, животному и растительному миру.
Материал для занятия: мольберт, письмо, картинки с изображением поведения в природе, модель бабочки для игры, экологические знаки, элементы мусора на модели поляны (обвёртки от конфет, крышки от пластиковых бутылок, полиэтиленовая обвёртка и др.); пластилин, доска для лепки, стека на каждого ребёнка,
Предварительная работа: раскрашивание раскрасок насекомых по цветовой схеме, игры с лабиринтами на тему насекомые, игры с настольным театром сказок о насекомых, изготовленным совместно с родителями, рисование насекомых с опорных схем, изготовление с родителями экологических знаков и беседа детей.
Ход занятия
Организационная часть.
Воспитатель предлагает детям сделать круг на ковре.
Воспитатель. Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом – эта бабочка.
Я приглашаю всех встать в круг хорошего настроения и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки бабочку.
Желаю счастья и добра.
Всем детям с самого утра!
Дети передают друг другу бабочку и произносят добрые пожелания. Дети становятся в круг, произносят свои пожелания друг друга.
Воспитатель предлагает детям занять стульчики на коврике вокруг мольберта.
Воспитатель. Дети, давайте поиграем! Приготовьте ладони и на мои слова поочерёдно будем касаться пальцами одной руки пальцев другой руки.
Пальчиковая гимнастика.
«Здравствуй солнце золотое» | |
Здравствуй, солнце золотое | касаются большие пальцы друг друга |
Здравствуй, небо голубое | касаются указательные пальцы |
Здравствуй, вольный ветерок | касаются средние пальцы |
Здравствуй, синий ручеёк | касаются безымянные пальцы |
Мы живём в одном краю, всех я вас приветствую! | касаются мизинцы и ладони раскрываются |
Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и подарим свои лучезарные улыбки друг другу. |
Продолжение прил. В
Основная часть.
Воспитатель. Ребята у меня хорошее настроение, потому, что в прошлый раз мы с вами помогли, узнали и по правильному адресу отправили затерявшееся письмо, и сегодня нам учёные энтомологи прислали ответ из заповедника.
Воспитатель показывает письмо детям.
Воспитатель. Они благодарят вас за помощь, и просят вас соблюдать правила поведения в природе и помочи сохранить удивительный мир насекомых.
-А кто сможет ответить, что такое заповедник?
Ответы детей...
Воспитатель. Правильно дети заповедник - это охраняемая территория, где природа имеет право жить по своим законам, и человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость.
- Разве только в заповеднике необходимо охранять природу и ее обитателей?
Дети. Нет (Другие ответы детей)
Воспитатель. А как вы думаете, почему исчезают насекомые?
Ответы детей...
Воспитатель предлагает детям подойти к макету лесной поляны, на которой выложены элементы мусора, и внимательно присмотреться.
-Как вы думаете, почему на полене мало насекомых?
- Что на ней не так?
- Кто же это все оставил?
- Ребята, почему насекомым не нравится жить на такой поляне?
Ответы детей....
Давайте разберёмся что надо делать для того чтобы на полянах и в природе насекомые чувствовали себя защищёнными. Насекомые - это часть природы, так же как и мы с вами. Поэтому всё живое на Земле надо беречь и охранять!
Для того чтобы понять как надо вести себя в природе для сохранения и сбережения насекомых учёные прислали для вас интересные задания.
Воспитатель достаёт карточки с иллюстрациями для рассмотрения и зачитывает правила поведения в природе в стихах, и обсуждает каждую ситуацию с детьми.
Муравьи - лесные санитары; Так прозвали люди их недаром! Чтобы лес красив был и здоров, Без личинок вредных и жуков, Муравьи на страже день и ночь: | Гонят разных короедов прочь! Только ты им, друг мой, не мешай! Муравейники не разоряй! Эти санитары так нужны Для лесов твоей родной страны! |
Вопросы для обсуждения с детьми:
- Какую пользу приносят муравьи?
- Почему нельзя разрушать муравейники?
Цветы украшают луга и леса… Но это не только природы краса – В них пчелы находят целительный дар, И бабочки пьют из них сладкий нектар. Не надо, друзья, их бессмысленно рвать, | Не надо букеты из них составлять… Завянут букеты… Погибнут цветы… И больше не будет такой красоты! |
Вопросы для обсуждения с детьми:
- Кто питается на цветках?
- Что произойдёт если загрязнять и уничтожить поляны с цветами?
- Какую пользу приносят пчелы человеку и природу?
Бабочка цветная
Над тобой порхает…
Стрекоза резвится,
Продолжение прил. В
все так рады!
Пляшет, веселится…
Их ловить не надо…
Пусть себе летают,
Землю украшают…
Вопросы для обсуждения:
- Почему нельзя ловить бабочек?
- Каких исчезающих бабочек вы знаете?
У леса музыка своя… Ее послушайте, друзья! Вот птичьи трели раздались, Вот белка скачет вверх и вниз, А вот кузнечик затрещал, | По ветке дятел застучал… Как много звуков тут и там! В лесу не нужен шум и гам: Нельзя шуметь, галдеть, кричать И громко музыку включать! |
Вопросы для обсуждения с детьми:
-Что произойдёт на лесной поляне, если громко слушать музыку?
- Почему люди должны соблюдать правила поведения в природе?
Без взрослых с огнём развлекаться опасно –
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костер обернётся серьёзной бедой!
Представьте, что пламя легко разгорится,
Начнёт полыхать, разбегаться, искриться
Его потушить невозможно тогда…
Пожары лесные - большая беда!
Погибнут деревья и звери, и птицы…
Без взрослых костёр разжигать не годится!
Вопросы для обсуждения с детьми:
- Чем опасен огонь для леса и насекомых?
- Что произойдёт если загорится дерево от костра?
В лесу летают мотыльки, Ползут козявки и жуки… Природа - мать им жизнь дала. У них у всех свои дела. | Ты их увидишь на пути – Не обижай, а отойди! Без насекомых лес, друг мой, И одинокий, и пустой… |
Вопросы для обсуждения с детьми:
- Давайте разберёмся, почему нельзя уничтожать насекомых?
-Как люди охраняют исчезающих и уязвимых насекомых?
Физкультминутка
«Видишь, бабочка летает» | |
Видишь, бабочка летает, | Машем руками - крылышками. |
На лугу цветы считает. | Считаем пальчиком. |
- Раз, два, три, четыре, пять. | Хлопки в ладоши. |
Ох, считать не сосчитать! | Прыжки на месте. |
За день, за два и за месяц... | Шагаем на месте. |
Шесть, семь, восемь, девять, десять. | Хлопки в ладоши. |
Даже мудрая пчела | Машем руками - крылышками. |
Сосчитать бы не смогла! | Считаем пальчиком. |
Воспитатель. Дети вы дома с родителями подготовили экологические знаки, и разобрались с родителями для чего они, и что означают.
Окончание прил. В
Дети. Подготовили!
Воспитатель. Давайте вы познакомите с ними друг друга.
Дети берут в руки свои подготовленные совместно с родителями дома знаки и рассказывают, что они означают.
Воспитатель предлагает подойти к модели «Лесные хоромы»
Воспитатель. Молодцы, как мы можем помочь нашей поляне, чтобы на ней поселились много насекомых?
Дети. Убрать мусор (другие ответы детей).
Воспитатель. Правильно нужно убрать мусор, и никогда не сорить, и обязательно учить других, как и для чего необходимо соблюдать правила правильного поведения на нашей планете земля.
Воспитатель предлагает детей убрать весь мусор.
Воспитатель. Дети, наступило время немного отдохнут и поиграть.
Дидактическая игра «Самый, самый….»
Воспитатель задаёт вопросы детям:
- Какие насекомые самые дружные и трудолюбивые?
- Почему вы так думаете? (муравьи)
- Какие насекомые самые полезные? И почему? (пчелы)
- Какие насекомые самые красивые? (бабочки, стрекозы, некоторые виды жуков).
Практическая часть.
Воспитатель. Молодцы ребята, а давайте поселим на поляну красивых и нужных в природе насекомых. Посмотрите на столы и скажите, как мы это можем сделать?
Дети. Слепить.
Воспитатель предлагает детям занять места за столами и слепить насекомых из пластилина для макета «Лесные хоромы».
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель предлагает расположить вылепленных детьми насекомых на поляне.
Итог занятия.
Воспитатель:
- Как вы думаете, вашим насекомым понравится жить в наших «Лесных хоромах»?
Дети. Да!
- А почему?
Дети. На ней чисто (другие ответы детей).
- Сейчас за окном зима, какое время года скоро наступит?
Дети. Весна.
- Что надо знать всем людям для того чтобы сберечь природу родного края и их жителей насекомых?
Дети:
- Нельзя ломать веточки на деревьях.
- Нельзя резать на коре деревьев.
- Нельзя громко включать музыку.
- Не разбрасывать мусор.
- Не ломать веточки на деревьях и кустах.
- Не ловить и убивать насекомых.
- Не топтать грибы.
Приложение Г
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.121 (0.01 с.)