Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представлений детей о насекомых старшего дошкольного возраста

Поиск

После завершения проведения формирующего этапа, был проведён заключительный этап педагогического эксперимента – контрольный этап.

Нами были определена цель контрольного этапа эксперимента – проанализировать результаты полученные после проведения работы, по формированию представлений о насекомых посредством моделирования у детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах.

Эта цель была решена с помощи статистических методов обработки материалов и наблюдения.

Нами было проведено повторное диагностирование детей старшего дошкольного возраста с применением диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой (см. приложение Г). 

Результаты исследования уровня сформированности экологических представлений детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе на контрольном этапе представленные на рисунке 2.3. 

 

 

Рис. 2.3 – Результаты исследования уровня сформированности экологических представлений детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе на контрольном этапе эксперимента

 по методике С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой

 

Исходя из показателей диагностики в экспериментальной подгруппе после окончания формирующего этапа, показатели экологических представлений составили: низкий уровень - 0%; средний уровень – 84% (10 детей); высокий уровень - 16 % (2 ребёнка).

 Было проведено повторное диагностирование детей контрольной группы, результаты занесены в сводную таблицу, с применением диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой.

Результаты исследования уровня сформированности экологических представлений детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе на контрольном этапе эксперимента представленные на рисунке 2.4.

 

Рис. 2.4 – Результаты исследования уровня сформированности экологических представлений детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе на контрольном этапе эксперимента

 по методике С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой

 

Исходя из показателей диагностики на рисунке 2.4. в контрольной подгруппе после окончания формирующего этапа, показатели экологических представлений составили: низкий уровень – 17%;  средний уровень – 17%; высокий уровень – 66%

Таким образом, путем статистической и математической обработки экспериментальных данных в экспериментальной группе, увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности экологических представлений на 8%, количество детей со средним уровнем сформированности увеличилось на 17%, количество детей с низким уровнем сформированности познавательного интереса уменьшилось. В контрольной группе существенных изменений не произошло, количество детей с высоким уровнем сформированности экологических представлений не изменилось, количество детей со средним уровнем сформированности увеличилось лишь на 8%, количество детей с низким уровнем сформированности познавательного интереса уменьшилось на 8 %.

 

 

Рис.2.5 – Сравнительная диаграмма, результатов исследования уровня развития экологических представлений старшей группы, в обеих группах после окончания эксперимента

 

Исходя из сравнительной диаграммы, результатов исследования уровня развития экологических представлений в старшей группы, после окончания эксперимента представленных на рисунке 2.5. видно, что результаты в экспериментальной группе улучшились. У детей появился познавательный интерес к природе, склонность к самостоятельной и групповой творческой деятельности при изучении окружающего мира к оригинальным, необычным способам решения проблем. Детей стал больше интересовать окружающий их мир, появилось больше самостоятельности в организации своего свободного времени. Причём дети зачастую сами начали проявлять инициативу, предлагая различную деятельность, в том числе и игры с полученными моделями в процессе формирующего эксперимента.

В экспериментальной группе показатель экологических представлений практически не изменился.

В процессе эксперимента, нами было выявлено, что во время использовании готовых моделей и их созданные в совместной деятельности помогают, в экспериментально-практической деятельности, ребёнку выразить: свои эмоции, своё видение окружающего мира и своё отношение к нему. Сформировать экологические представления, развить координацию, мелкую моторику пальцев рук. Что в свою очередь способствует всестороннему, познавательному развитию ребенка как личности.

У ребёнка постепенно и незаметно для себя происходит овладение знаниями о взаимосвязях в природе насекомых, образе жизни, о необходимости беречь и сохранить природу такой прекрасной, какой она создана для жизни на Земле.

Исходя из сравнительной диаграммы, после окончания эксперимента, видно, что созданные и апробированные, во взаимодействии с детьми, комплексные занятия и совместной деятельность используя метод моделирования в ознакомлении детей старшей дошкольной группе с насекомыми, являются эффективным средством развития экологических представлений, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Работа с использованием метода моделирования как средства формирования представлений о насекомых будет эффективнее при комплексной работе по предложенной программе, включающей в себя работу не только с дошкольниками, но и родителями и педагогами. Не вызывает сомнений, что именно метод моделирования способствует повышению знаний детей о мире насекомых и в дальнейшем может помочь в всестороннем экологическом воспитании, «превратить» каждого ребёнка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и жить в окружающем его мире.

 

 

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

При подборе диагностического материала нами были учтены возрастные особенности детей старшей группы. После проведения диагностирования, на начальном констатирующем этапе эксперимента, с помощью диагностики по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой, выявлено, что у детей старшей группы преобладает средний уровень экологических представлений.

Созданные совместно с детьми, при организации образовательной деятельности взрослыми, моделей окружающих объектов и явлений, способствует развитию восприятия и понимания окружающего, повышению познавательного интереса, расширению знаний о мире насекомых о взаимосвязях в природе. При таком условии работа педагога превращается из рутинной в интересную, наглядную деятельность, во время которой детям некогда скучать.

Использование лэпбука как вспомогательная модель при ознакомлении детей с насекомыми в свободной деятельности ненавязчиво расширяет и закрепляет имеющиеся знания детей старшего дошкольного возраста. 

У ребёнка постепенно и незаметно для себя происходит овладение знаниями о взаимосвязях в природе насекомых, образе жизни, о необходимости беречь и сохранить природу такой прекрасной, какой она создана для жизни на Земле.

После окончания формирующего эксперимента на основании контрольного этапа проведенной диагностики можно сделать вывод, что у детей контрольной группы появился познавательный интерес к природе, склонность к творческой деятельности при изучении окружающего мира к оригинальным, необычным способам решения проблем. Детей стал больше интересовать окружающий их мир, появилось больше самостоятельности в организации своего свободного времени. При сравнении с экспериментальной группой результаты диагностики экологических представлений практически не изменился.

В процессе эксперимента, нами было выявлено, что во время использовании готовых моделей и их созданные в совместной деятельности помогают, в экспериментально-практической деятельности, ребёнку выразить: свои эмоции, своё видение окружающего мира и своё отношение к нему. Сформировать экологические представления, развить координацию, мелкую моторику пальцев рук. Что в свою очередь способствует всестороннему, познавательному развитию ребенка как личности.

 

 

 

 

                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1.  При рассмотрении метода моделирования нами были определенны: сущность которая состоит в извлечении из объекта познания системы наиболее существенных в каждом конкретном случае отношений и представление данной системы в доступном для восприятия и осмысления виде, заключаемая в методе познания и учебной деятельности, придерживаясь определенным принципам.

Также при рассмотрении модели как предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, выяснили, что она является удобной формой воспроизведения отражающей существенные значимые особенности натуры, которая несет в себе способность открыть для ребенка способ познания явлений и закономерностей природы, жизни животных и растений.

Было отмечено, что метод моделирования применяется в разнообразных видах детской деятельности, таких как: наблюдении, образовательной, игровой, трудовой, самостоятельной, поисковой деятельности. Но чаще всего модель используется во время организованной образовательной деятельности и в специально организованной совместной с взрослыми деятельности.

2.  При рассмотрении теоретических и практических аспектов метода моделирования дает нам научное обоснование системы взаимосвязей знаний детей старшего дошкольного возраста, отражая закономерности той или другой области действительности, при условии, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме использования метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников показал, что использование такой методике как моделирование выступает средством формирования разнообразных знаний, умений и навыков оказывает положительное влияние на познавательное развитие детей. Моделирование дает возможность детям в максимальном объеме познавать с явлениями окружающего, способствуя развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.

3.  При рассмотрении видов моделирования и применении в дошкольной образовательной организации отметили, что работа с моделями несет в себе неоценимое значение, открывая возможность детям наглядно демонстрировать закономерности, причинно-следственные связи природных объектов. Рассмотренные нами классификации моделей по принципам, при применении в работе с дошкольниками не могут исключать друг друга. Одна модель может выступать как настольной, так и динамичной, различаться размерами и местом своего расположения и др..

Использование модели в познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с природой можно заинтересовать и в ненавязчивой форме ознакомить детей с явлениями в природе и её многообразием, что порой является затруднительным для восприятия.

4.  Для проверки гипотезы, выдвинутой в начале исследования, нами были определены цель и задачи исследования была определена работа, состоящая из 3-х этапов. На констатирующем этапе эксперимента подобран диагностический материал С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой, и проведена диагностика, которая выявила уровень экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.

Результат подобранных методик диагностики экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе показали, что сформированные экологические представления в основном количестве детей располагаются на среднем уровне.

5. Для достижения определённой заданной цели детей дошкольного возраста, было определено подобрать комплекс мероприятий в образовательной деятельности по повышению уровня экологического воспитания. Которым может выступить метод моделирования при организации организованной познавательной и исследовательской деятельности, что может дать определённые положительные результаты.

Анализ проведённых исследовательских мероприятий показал, что мероприятия, организованные на этапе формирующего эксперимента, содействовали формированию представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста с помощью моделирования.

6.  В процессе контрольного этапа эксперимента, с помощью повторного диагностирования детей старшей группы нами было выявлено, что во время использовании готовых моделей и их созданные в совместной деятельности помогают, в экспериментально-практической деятельности, ребёнку выразить: свои эмоции, своё видение окружающего мира и своё отношение к нему. Что в свою очередь способствует всестороннему, познавательному развитию ребенка как личности.

Можно сделать вывод что, цели и задачи, поставленные в ходе исследования, достигнуты, гипотеза подтверждена.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.223.111 (0.011 с.)