Классификация СППР по уровню распределенности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация СППР по уровню распределенности



Сосредоточенные СППР. Сосредоточенные СППР включают в себя одну экспертную систему, установленную на одной вычислительной машине, помогая одному ЛПР (или небольшой группе специалистов) оценивать обстановку и принимать решения.

Типы сосредоточенных СППР:

1. Система, состоящая из одного узла и принимающая решения в автоматическом режиме. Такая система включает в себя ЭВМ, систему автоматического и/или ручного ввода информации и средства представления решения (возможно стандартное устройство вывода). Примером такой системы может быть система тушения пожара на каком-нибудь особо опасном объекте.

2 СППР, в которой решение принимает специалист, работая с системой в интерактивном режиме. Система может включать в себя экспертные системы, моделирующие программы, средства оценки принятых решений и т.д. Такой системой может быть система поддержки принятия решений при управлении подвижным объектом, когда пилоту или командиру корабля предлагаются варианты решений, и он реализует один извариантов.

2. Распределенные СППР.Распределенные вычислительные системы могут быть распределены пространственно и/или функционально. Пространственно и функционально распределенные СППР состоят из локальных СППР, расположенных в связанных между собой узлах вычислительной сети, каждый из которых может независимо решать свои частные задачи, но для решения общей проблемы ни одна из них не обладает достаточными знаниями, информацией и ресурсами (или некоторыми из этих составляющих). Общую проблему они могут решать только сообща, объединяя свои локальные возможности и согласовывая принятые частные решения. Функционально распределенные системы состоят из нескольких экспертных систем (или СППР), связанных между собой информационно.

Распределенные системы получили в настоящее время все более широкое распространение по следующим причинам:

1. Бурное развитие технологии производства вычислительной техники позволяет объединить большое число достаточно мощных и относительно недорогих ПК в единую сеть, способную выполнять асинхронные параллельные вычисления и эффективно обмениваться информацией.

Необходимо отметить, что стратегия развития вычислительной техники 90-х годов ориентирована в основном на сетевые вычислительные структуры, в которых задачи решаются не централизованно, а распределенно.

2. Многие предметные области, в которых используются СППР, распределены по своей природе. Некоторые из них распределены функционально (как, например, многие системы медицинской диагностики), другие распределены как пространственно, так и функционально (как, например, системы автоматизации проектирования сложных технических объектов).

3. Пространственно и функционально распределенные системы облегчают обмен информацией и принятие согласованных решений группами специалистов, совместно работающих над решением одной задачи, и/или группами экспертных систем, управляющих сложным техническим объектом.

4. Наконец, принцип модульного построения и использованиям систем также хорошо реализуется в распределенных системах поддержки принятия решений. Возможность создавать системы для: решения сложных проблем из относительно простых и автономных программно-аппаратных модулей позволяет их легче создавать, отлаживать и эксплуатировать.

Таким образом, распределенный подход поддержки принятия решений целесообразно использовать либо когда лица, принимающие решения, пространственно распределены, либо когда процесс принятия решений связан с высокой степенью функциональной специализации и, конечно, когда имеют место оба эти случая.

5. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СППР

Задачи принятия решений чрезвычайно остро стоят перед:

 работниками управления;

 экономистами;

 финансистами;

 социологами;

 политиками;

 консультантами;

 оценщиками;

 работниками здравоохранения;

 военными;

 психологами;

 работниками социальной сферы;

 научными работниками,

Вот примеры решаемых ими типичных задач.

1. Рейтинг клиентов (какой из клиентов чаще покупает мои товары? кто из потенциальных клиентов является наиболее перспективным?).

2. Анализ рисков (например: вложения в какой из рассматриваемых руководством банка проектов наименее рискованны?).

3. Распределение ресурсов.

4. Планирование от достигнутого.

5. Планирование желаемого будущего.

6. Комбинированное планирование для определения приоритетов деятельности, позволяющей сблизить результаты планирования от достигнутого и планирования желаемого будущего.

7. Выбор оптимальной стратегии. Это может быть комплекс задач по планированию, анализу рисков, распределению ресурсов и т.д.

8. Анализ эффективность-стоимость.

9. Принятие кадровых решений.

10. Разрешение конфликтов.

11. Поиск существенных факторов. Рейтинг составлен. Отбрасываем некоторые факторы. Если рейтинг в принципе не изменился, то отброшенные факторы несущественны. Задача определения существенных факторов особенно актуальна при решении масштабных проблем и проблем стратегического планирования.

12. Диагностика возможных сценариев развития ситуации.

13. Построение зависимостей.

Решение вышерассмотренных задач принятия решений применяется в различных предметных областях.

1. Телекоммуникации Телекоммуникационные компании используют СППР для подготовки и принятия комплекса решений, направленных на сохранение своих клиентов и минимизацию их оттока в другие компании. СППР позволяют компаниям более результативно проводить свои маркетинговые программы, вести более привлекательную тарификацию своих услуг. Анализ записей с характеристиками вызовов позволяет выявлять категории клиентов с похожими стереотипами поведения, с тем, чтобы дифференцировано подходить к привлечению клиентов той или иной категории. Есть категории клиентов, которые постоянно меняют провайдеров, реагируя на те или иные рекламные компании. СППР позволяют выявить наиболее характерные признаки «стабильных» клиентов, т.е. клиентов, длительное время остающихся верными одной компании, давая возможность ориентировать свою маркетинговую политику на удержание именно этой категории клиентов.2. Банковское дело СППР используются для более качественного мониторинга различных аспектов банковской деятельности, таких как обслуживание кредитных карт, займов, инвестиций и так далее, что позволяет значительно повысить эффективность работы. Выявление случаев мошенничества, оценка риска кредитования, прогнозирование изменений клиентуры – области применения СППР и методов добычи данных. Классификация клиентов, выделение групп клиентов со сходными потребностями позволяет проводить целенаправленную маркетинговую политику, предоставляя более привлекательные наборы услуг той или иной категории клиентов.

3.Управление финансами

СППР в управлении финансами предназначены не только для предоставления пользователю возможности получения той или иной отчетной информации по планированию и исполнению бюджета, но и для предоставления возможности автоматизированного формирования оптимальных стратегий управления бюджетными ресурсами в виде готовых планов-графиков движения средств бюджета и всех сопутствующих отчетов.

СППР должна представлять собой общую операционную среду для моделирования объектов в условиях динамично меняющейся экономической ситуации. Наиболее общая форма построения автоматизированной системы поддержки решений приведена на рис. 6.

 

Рис.6.Структура системы поддержки принятия управленческих решений

На основе данных используемая система учета позволяет строить всевозможные денежные потоки в моделируемом периоде времени, моделировать и рассчитывать любые финансовые показатели. Основное отличие между денежными потоками и рядами финансовых показателей состоит в том, что компоненты потока измеряются в денежных единицах, в то время как значения показателей могут иметь любую размерность. Операционная среда содержит базовые алгоритмы расчета, а также позволяет пользователю создавать собственные алгоритмы расчета денежных потоков и используемых показателей.

Из потока оперативной информации интегрируются только данные, необходимые для осуществления аналитических работ. Организация данных производится по предметному принципу для упрощения составления отчетов.

Время представляет собой неявную часть информации, хранящейся в системе поддержки принятия решений. В потоке оперативной информации данные всегда отражают состояние государственного долга на данный момент. В противоположность этому, информация, хранящаяся в системе поддержки принятия решений, поддерживает, кроме всего прочего, анализ тенденций развития ситуации. Поэтому в систему поддержки принятия решений загружаются элементы одной и той же информации, взятые в разные моменты времени, чтобы обеспечить возможность сравнения.

Репозиторий первичной информации, хранящейся в системе поддержки принятия решений, предусматривает ее загрузку, чтение, но не модификацию. Актуализация или обновление этой части системы поддержки принятия решений означает загрузку нового элемента информации в добавление к уже имеющейся.

Информация, загружаемая в СППР, интегрируется в целостную структуру, отвечающую потребностям аналитических работ. Специальные процедуры верификации информации обеспечивают минимизацию несоответствия между различными потоками оперативной информации. Информация структурируется по различным уровням детализации, чтобы обеспечивать необходимые пользователям типы запросов или отчетов.

Обычно предоставляются следующие уровни детализации:

§ высокая степень агрегации сводных данных;

§ небольшая степень агрегации сводных данных;

§ текущая детальная информация;

§ историческая и прежняя информация.

Все интересующие пользователя управленческие решения реализуются и представляются в модели состояния государственного долга (например, в терминах изменения остатков на тех или иных счетах выбранной системы учета). Для менее детализованной модели необходим "перевод" этих решений в денежные единицы, при более детализованном учете такая проблема исчезает.

Результаты принятия тех или иных управленческих решений можно отслеживать по изменениям остатков на счетах, по изменениям компонент денежных потоков (стандартных или запрограммированных пользователем) в будущем периоде и, кроме того, по изменению рассчитываемых финансовых показателей.

Таким образом, ключевым элементом интегрированной системы поддержки принятия решений по управлению государственным долгом является заложенная в основу системы модель управления.

Рассмотрим структуру и некоторые наиболее общие характеристики и свойства моделей управления государственным долгом. Одним из несомненных достоинств системы управления долгом является формирование наиболее благоприятного для пользователя (лица, принимающего управленческие решения) режима активной работы с моделью, который, с одной стороны, предполагает гибкую и проработанную систему изменения входящих данных для управления процессом вычисления, а с другой стороны - многогранные механизмы анализа полученного плана-решения. Структурная схема модели в самом общем виде представлена на рис. 7.

 

 

Рис. 7. Структурная схема модели формирования бюджетов субъекта РФ

 

В общем случае подготовка и разработка такой модели, а также ее инфраструктуры и методики применения позволяет получать следующие результаты:

1. Улучшение качества управляющих решений. Достаточно часто математические модели предписывают способы действия более рациональные по сравнению с теми, которые определяются на основе интуиции.

2. Улучшение качества координации между подразделениями администрации. Применение математических моделей нередко служило средством, помогающим "из беспорядка сделать порядок".

3. Улучшение качества контроля. Руководству хорошо известно, что непрерывный надзор за исполнением управляющих решений рутинного характера обходится очень дорого. Применение математических моделей позволяет определить стандартизированные и надежные процедуры контроля за текущей деятельностью и своевременного выявления нежелательных тенденций.

4. Создание более совершенных систем. Подготовка модели, описывающей процесс генерации и исполнения бюджета региона, позволит выявить слабые места действующей практики бюджетного процесса и одновременно прояснит пути решения вскрытых в результате исследования проблем.

Концепция разработанных моделей формирования и исполнения бюджета рассчитана на пользователя, не имеющего специальной подготовки в области математического программирования, опыта работы с предлагаемыми в рамках информационной системы математическими средствами обработки данных и анализа. В рамках разработки соответствующего математического и аналитического аппарата была разработана общая методология моделирования формирования и исполнения бюджета, система понятий, механизмов взаимодействия, отражающих содержание концепции формирования и исполнения бюджета.

При построении информационных потоков системы управления формированием и исполнением бюджета было выделено два уровня принятия решений при осуществлении процесса управления государственным долгом: тактический и стратегический. Для каждого уровня сформулирована соответствующая модель (оперативная и стратегическая), разработаны схемы их совместного использования.

Разработанные модели адаптированы к действующим учетным базам данных долговых инструментов органов государственной власти России. В нашей статье мы не будем рассматривать свойства и характеристики стратегической модели, так как ее поведение в значительно большей степени, по сравнению с оперативной моделью, зависит от специфики долгосрочных целей, которые ставит перед собой администрация. В настоящее время не представляется возможным выделить общие элементы стратегических моделей, которые были бы применимы, например, для всех субъектов Российской Федерации.

При построении оперативной модели были определены основные ограничения и допущения, выработаны общие принципы проектирования моделей, описывающих процесс формирования и исполнения бюджета различных уровней власти, определены общие целевые функции для предлагаемых моделей.

Оперативная модель предназначена для формирования оптимальной структуры бюджета на краткосрочную перспективу. Таким образом, результатом применения модели является построенный оптимальный план формирования и исполнения бюджета государственного органа - исполнителя бюджета, удовлетворяющий действующим законодательным и нормативным ограничениям.

Оперативная модель формирования и исполнения бюджета предназначена, например, для сравнения путей решения проблемы минимизации расходов по заемным средствам при обязательном условии исполнения плановых заказов бюджета на осуществление привлечения финансовых средств на различных рынках заимствований. Модель может применяться в тех случаях, когда оптимальная политика в том или ином временном интервале не является очевидной.

Применение модели позволит делать оперативный прогноз с учетом условий в соответствии с макроэкономической ситуацией, тенденцией ее развития, и статистикой исполнения бюджета за предыдущие периоды.

В настоящее время сделана успешная попытка реализации такого подхода как с использованием оригинальных программных средств, так и с применением широко используемой СУБД, построенной на многомерной модели − Oracle Express Server. Была установлена высокая инвариантность предлагаемого технического решения относительно специфики модели управления.

Подводя итоги, еще раз отметим, что открытые динамические оптимизационные модели формирования и исполнения бюджета, интегрированные в соответствующие информационные системы органов власти субъекта РФ, являются инструментами аналитического исследования управленческих решений, принятых исполнительными органами власти. При этом прикладное использование результатов решения модели требует адаптации ее с учетом особенностей рассматриваемого объекта, что объясняется спецификой законодательства, регулирующего его деятельность.

Применение оперативной модели формирования и исполнения бюджета обусловлено необходимостью проследить влияние динамики действующих законодательных, нормативных и рыночных ограничений на процесс формирования и исполнения бюджета.

Модель позволяет выявить альтернативы решения задачи и оценить результаты, к которым они приводят, а также дает возможность определить, какие данные необходимы для оценки имеющихся альтернатив. В итоге это обеспечивает получение обоснованных выводов.4. Финансовая диагностика предприятий

В диагностике предприятия существуют два основных объекта анализа:

· результаты деятельности предприятия за период и его состояние на текущий момент времени;

· основные бизнес-процессы предприятия (Рис. 8).

 

Рис. 8. Объекты диагностики предприятия

 

Определив основные объекты диагностики(первое положение финансовой диагностики), попытаемся связать финансовую диагностику с общим диагностическим процессом.

Представляется очевидным то, что нельзя ограничить инструментарий диагностики расчетом только финансовых показателей (второе положение финансовой диагностики).

Финансовые показатели должны появляться на конечной стадии диагностики. Следует не забывать, что диагностика не делается сама по себе – она служит целям управления. Анализировать следует не только бизнес-процессы обеспечивающие «финансовую функцию» предприятия, но и все основные бизнес-процессы, связанные с деятельностью предприятия.

Остановимся на структуре диагностики. Начнем с диагностики результатов деятельности и состояния предприятия. Финансовый инструментарий данной части диагностики весьма обширен, он включает в себя большое количество финансовых показателей (коэффициентов), которые зачастую дублируют друг друга, и не всегда очевидна необходимость использования тех или иных коэффициентов.

Представляется целесообразным сформулировать третье положение финансовой диагностики в виде принципа разумной достаточности использования методов финансового анализа. Суть принципа чрезвычайно проста – для целей диагностики следует использовать только те показатели, которые являются информационной основой для принятия управленческих решений.

Если говорить о практическом воплощении принципа разумной достаточности, то достаточно ограничиться набором средств финансовой диагностики, представленном на рис. 9.

 

Рис. 9. Инструментарий финансовой диагностики

 

Остановимся коротко на содержании каждой из составляющих. Непосредственное использование финансовой отчетности является первым, но не основным шагом, финансовой диагностики. Прежде всего, подчеркнем разницу между понятиями «информация» и «данные». Данные в области финансового менеджмента обычно представляют собой набор каких-либо сведений, главным количественного характера, которые в той или иной манере характеризуют предприятие. Существенно то, что на основе этой слабо структурированной информации принципиально невозможно произвести эффективную диагностику. Термин «информация» предполагает некоторую степень организации данных, причем порядок упорядочивания информации служит целям ее использования.

Первый этап структурного упорядочивания финансовых данных как раз и состоит в составлении финансовой отчетности, когда финансовые данные организуются по специальным форматам, образующим: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Можно ли произвести обстоятельный анализ предприятия с помощью этих данных? Принципиально, да. Но это может сделать только опытный финансист. Еще ранее было упомянуто, что конечным потребителем результатов диагностики является высшее руководство. Руководителю необходима некоторая более обобщенно представленная и лаконичная система данных. В то же время получить ответы на некоторые более уточняющие вопросы можно только на основании первичных финансовых отчетов. Какие же обобщающие данные можно извлечь непосредственно из финансовых отчетов. Это, во-первых, сумму основных и оборотных средств предприятия, величину его задолженностей и собственного капитала. Далее, отчет о прибыли предоставляет данные по величине операционной и чистой прибыли. И, наконец, результирующие денежные потоки от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности из отчета о движении денежных средств.

Вертикальный и горизонтальный анализ финансовой отчетности является следующей стадией упорядочивания финансовой информации. Его содержание чрезвычайно просто. В горизонтальном анализе сопоставляются (в абсолютном и процентном соотношении) основные статьи баланса, отчета о прибыли и отчета о движении денежных средств. В вертикальном анализе все данные финансовых отчетов представляются в относительном (процентном) выражении.

Четвертое положение финансовой диагностики можно сформулировать как принцип сравнимости. Суть этого принципа состоит в том, что сами по себе финансовые показатели являются бесполезными для принятия решения, если менеджер не сопоставляет их с каким-то другими данными, имеющими отношение к объекту диагностики. Существует два вида показателей для сопоставления:

· показатели данного предприятия за предшествующие периоды времени,

· аналогичные показатели других предприятий, принадлежащих той же отрасли, (обычно предприятий-конкурентов).

Данное положение символизирует прагматическую простоту основной цели диагностики – по результатам диагностики следует сделать по возможности два вывода:

1. Как изменилось состояние предприятия по сравнению с предшествующими периодами – ухудшилось или улучшилось?

2. Насколько успешно наше предприятие работает по сравнению с конкурентами.

Как правило, единственным источником сравнения является значение какого-либо показателя предприятия за прошедший период времени. Наблюдая позитивную (т.е. направленную на улучшение) динамику какого-либо показателя предприятия его менеджмент делает выводы о том, что предприятие работает успешно. В то же время, негативная динамика заставляет искать слабые места деятельности.

Третий инструментарий (см. рис. 9) финансовой диагностики – это традиционный набор финансовых коэффициентов, Ratio Analysis, как часто говорят западные финансовые аналитики. Целесообразно упорядочить финансовые показатели по признаку операционной деятельности как главного фокуса предприятия с учет рыночной ориентации. Этот несколько туманный на первый взгляд признак иллюстрируется рис. 10. Суть предлагаемого подхода состоит в том, что основным показателем результативности предприятия признан показатель прибыльности собственного капитала (обычно обозначается ROE). Таким образом, на первое место ставится интерес собственника. Данный показатель обеспечивается, главным образом, двумя факторами: прибыльностью продаж (этот показатель принадлежит группе показателей операционной деятельности) и оборачиваемостью активов (группа показателей эффективности использования активов). В самом деле, каждый предприниматель понимает, что высокую отдачу от использования вложенных средств можно обеспечить высокой «маржей продаж» и/или высокой оборачиваемостью оборотных средств. Оценка показателей ликвидности является неотъемлемой частью диагностической процедуры. Их назначение состоит в том, чтобы предостеречь менеджмент предприятия от излишнего увеличения оборачиваемости. «Помни об угрозе банкротства» - говорят эти показатели. Наконец, отдачу от использования вложенных собственником средств можно увеличить за счет использования долгосрочных заемных ресурсов. Эту часть деятельности компании (она называется финансовой) характеризует группа показателей структуры капитала.

Рис. 10. Структура финансовых показателей предприятия

 

В том случае, когда предприятие является акционерным обществом открытого типа и когда существует развитый рынок ценных бумаг, имеет смысл анализировать так называемые «рыночные показатели» типа прибыль на одну акцию, коэффициент дивидендных выплат и т.п.

После определения структуры финансовых показателей возникает вопрос о временном аспекте диагностики, т.е. когда и в каком объеме производить диагностику предприятия. Данное положение может быть характеризовано с помощью пятого положения финансовой диагностики − принципа временной согласованности финансовой диагностики. Согласно этому принципу диагностика предприятия должна проводиться согласно определенному временному регламенту. Наиболее привлекательной с практической точки зрения представляется следующий регламент диагностики:

· один раз в году (в период подготовки годового отчета) производится фундаментальная диагностика, предполагающая использование всего диагностического инструментария, представленного на рис. 11;

· ежемесячно производится оценка ограниченного количество показателей по результатам текущего месяца (обычно это делается в первых числах последующего месяца).

Последняя процедура носит название «мониторинга» деятельности предприятия. В процессе мониторинга осуществляется контроль показателей, которые характеризуют оперативные результаты деятельности. В частности, в состав показателей мониторинга не имеет смысл вводить показатель прибыльности активов или собственного капитала. Данный показатель является интегральным, он формируется в течение всего года. В то же время в состав показателей мониторинга следует обязательно включить показатель валовой прибыльности (отношение валовой прибыли к выручке). Эту характеристику следует «мониторить» как можно чаще, чтобы вовремя обнаружить негативную тенденцию ухудшения операционной эффективности предприятия.

В качестве шестого положения финансовой диагностики выступает принцип законченности, суть которого состоит в том, что когда рассчитаны все финансовые коэффициенты, сделан горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности и описаны ее особенности характерные для анализируемого периода, необходимо сделать выводы, ради которых, собственно, и были выполнены все указанные выше работы. Представление таких выводов должно быть лаконичным и конструктивным, т.е. направленным на поиск путей улучшения деятельности компании. В качестве такого представления может быть рекомендован формат так называемого SWOT-анализа. Все множество факторов деятельности компании группируется по четырем областям:

· S (Strengths) – сильные стороны деятельности предприятия;

· W(Weaknesses) – слабые стороны деятельности предприятия;

· O(Opportunities) – возможности предприятия, позволяющие ему улучшит свое положение;

· T(Threats) – угрозы (опасности), с которыми может столкнуться предприятие на пути улучшения своей деятельности.

В рамках каждой группы необходимо сформулировать несколько (не более десяти) лаконичных утверждений – выводов по результатам диагностики. Эти утверждения должны быть связаны с какими-либо показателями или свойствами предприятия. Например, «за текущий период ухудшились показатели оборачиваемости, о чем свидетельствует увеличение длины финансового цикла», или «показатели маржинальной прибыли стабильны». Важно различать сферы ответственности отмеченных выше групп. Первые две «отвечают» за текущее состояние предприятия, в то время как две другие связаны с прогнозом состояния предприятия на ближайшую перспективу.

Прагматическая целесообразность SWOT-анализа заключается в том, что он делает попытку конструктивного улучшения результативности деятельности предприятия. На основе этих основных позиций SWOT-анализа менеджмент предприятия должен сформулировать рекомендации по основным направлениям улучшения деятельности. Только тогда процесс диагностики можно считать законченным.

5. Страхование Набор применений СППР в страховом бизнесе можно назвать классическим − это выявление потенциальных случаев мошенничества, анализ риска, классификация клиентов. Обнаружение определенных стереотипов в заявлениях о выплате страхового возмещения, в случае больших сумм, позволяет сократить число случаев мошенничества в будущем. Анализируя характерные признаки случаев выплат по страховым обязательствам, страховые компании могут уменьшить свои потери. Полученные данные приведут, например, к пересмотру системы скидок для клиентов, подпадающих под выявленные признаки. Классификация клиентов дает возможность выявить наиболее выгодные категории клиентов, чтобы точнее ориентировать существующий набор услуг и вводить новые услуги.

Маркетинг данных – это другая область, в которой активно применяется технологии data mining. Определяя круг кандидатов для рассылки целевой рекламы с помощью методов data mining можно увеличить продажи, при этом уменьшив расходы на проведение такой рекламы.

6. Розничная торговля Торговые компании используют технологии СППР для решения таких задач, как планирование закупок и хранения, анализ совместных покупок, поиск шаблонов поведения во времени. Анализ данных о количестве покупок и наличии товара на складе в течение некоторого периода времени позволяет планировать закупку товаров, например, в ответ на сезонные колебания спроса на товар. Часто, покупая какой либо товар покупатель приобретает вместе с ним и другой товар. Выявление групп таких товаров позволяет, например, помещать их на соседних полках, с тем, чтобы повысить вероятность их совместной покупки. Поиск шаблонов поведения во времени дает ответ на вопрос «Если сегодня покупатель приобрел один товар, то через какое время он купит другой товар?». Например, приобретая фотоаппарат, покупатель, вероятно, в ближайшем будущем станет приобретать пленку, пользоваться услугами по проявке и печати.

7. Управление административно-территориальными образованиями

Информационная система (ИС) управления любым административно-территориальным образованием (АТО) (городом, районом, областью) является трехуровневой' верхний уровень относится к управлению регионом в целом, на среднем уровне осуществляется управление различными сферами его жизнедеятельности, функцией нижнего уровня является сбор информации, необходимой для принятия решений на более высоких уровнях.

Большинство ИС АТО, создаваемых и предлагаемых на рынке в настоящее время, ориентированы на автоматизацию функций нижнего уровня. В их рамках создаются и заполняются реестры базовых объектов территории (физических и юридических лиц, земельных участков, недвижимости и т. д.), делаются попытки интеграции информационных ресурсов региона, находившихся в ведении различных организаций государственного и муниципального подчинения.

Для того, чтобы лица, принимающие решения (ЛПР) на первом и втором уровнях могли использовать собранную информацию, необходима ее аналитическая обработка.

В регионе должен быть создан базовый информационный слой - единое информационное пространство (технология его создания принципиально не важна), то есть ЛПР доступна любая информация о любом объекте в регионе, не являющаяся личной, коммерческой или государственной тайной. Тогда можно предложить следующую технологию создания многоуровневой системы поддержки принятия решения (СППР) для руководителей первого и второго уровней.

В настоящее время различными министерствами и ведомствами утверждены и в каждом регионе рассчитываются около 8000 различных показателей социально-экономического развития АТО, относящихся к различным сферам деятельности местных органов власти. Расчет осуществляется органами различного подчинения на основе принадлежащей каждому из этих органов неполной информации. В результате информация искажается и становится непригодной для использования при принятии решений. Фактически в настоящее время руководителями верхнего уровня используется не более сотой части этих показателей.

Предлагается осуществлять расчет показателей на основе достоверной информации из реестров базовых объектов территории, единой и доступной для всех − это надстройка первого уровня над базовым информационным слоем. На следующих уровнях предполагается производить расчет удельных показателей, анализ динамики показателей и прогнозирование их уровня, сравнение полученных данных с показателями других АТО, средними по региону, социальными нормами и т.д. При этом данные каждого нижнего уровня доступны на любом из вышестоящих уровней.

Поскольку состав показателей, способы их расчета, методики анализа изменяются достаточно часто, вследствие этого создаваемая система должна быть гибкой и иметь возможность настройки любого из уровней. В связи с этим требованием, возможна реализация каждого из уровней в виде конструктора. С помощью конструктора неквалифицированный пользователь, являющийся специалистом в своей области, мог бы изменять состав показателей, задавая формулы для их расчета на основе имеющихся данных, изменять формы их взаимозависимостей и т. д. Кроме того, такая форма реализации дает возможность настройки программы с учетом особенностей конкретного региона.

Полученные данные необходимо использовать в процессе принятия решения. На начальном этапе развития системы предлагается в рамках автоматизированного рабочего места (АРМ) каждого руководителя предусмотреть возможность доступа к данным любого уровня СППР, кроме базового. Данные могут быть представлены как в текстовом виде, так и в виде бизнес-графики.

На основе полученных данных формулируются множество содержательных задач, которые могут быть решены, осуществляется их программная реализация в виде еще одного уровня СПЛР. Примером такой задачи может служить достаточно актуальная в настоящее время задача, решаемая руководителем финансового отдела администрации: поиск торговых организаций, недоплачивающих налоги в местный бюджет.8. Ситуационные системы

Ситуация системы есть оценка (анализ, обобщение) совокупности характеристик объектов и связей между ними, которые состоят из постоянных и причинно-следственных отношений, зависящих от произошедших событий и протекающих процессов.

Обобщенное описание (отображение) системы с помощью ситуаций называется ситуационной моделью (СМ). В связи с этим все ситуационные системы можно называть системами ситуационного моделирования (ССМ).

Под ССМ понимается комплекс программных и аппаратных средств, которые позволяют хранить, отображать, симулировать (имитировать) или анализировать информацию на основе СМ.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.52.223 (0.024 с.)