Блюдо с изображением девяти летучих мышей и иероглифа шоу период и марка юнчжэн (1723–1735). XVIII век фарфор; глазурь, надглазурная роспись железной красной краской и цветными эмалями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блюдо с изображением девяти летучих мышей и иероглифа шоу период и марка юнчжэн (1723–1735). XVIII век фарфор; глазурь, надглазурная роспись железной красной краской и цветными эмалями.



Спросить сколько мышей экскурсанты видят на блюде

Это большое блюдо изготовлено в государственных фарфоровых мастерских для императорского двора. Помимо исключительного качества изделия и марки на донышке с девизом правления императора, на высокий статус заказчика указывает число летучих мышек летающих в разных направлениях вокруг иероглифа шоу. девять – самое большое нечетное, мужское (ян), число, обозначенное одним иероглифом, было связано с императором и императорской властью.

С внешней стороны блюда летучие мышки выполнены белым резервом на красном фоне, их фигурки отмечены зеленоватой и черной краской. Обращает на себя внимание то, с какой тщательностью художник прорисовал тельца животных – коготки, прожилки на кожистых крыльях, глаза. Подобная тщательность в изображении этого мотива редка, чаще летучие мыши изображаются обобщенно.

Кресло с орнаментом в виде веток цветущей сливы и летучих мышей. XIX век. Дерево, пейзажный мрамор,перламутр; резьба, инкрустация, полировка. Высота 96 см. Инв. № ЛН-522.

Столик с орнаментом в виде веток цветущей сливы и летучих мышей. Династия Цин (1644–1911), XIX век. Дерево, пейзажный мрамор, перламутр; резьба, инкрустация, полировка.. Высота 78 см. Инв. № ЛН-523

Кресло и стол относятся к одному комплекту и сделаны из породы красного дерева, у которого плотная и тяжелая древесина. Сидение и подлокотники кресла и столешница столика выполнены из пластин серо-белого «пейзажного» мрамора, прожилки которого создавали природные рисунки шань-шуй – «горы-воды».

Мрамор этот добывали в провинции Юньнань и очень высоко ценили. Особенно красивые срезы камня вешали на стены как панно-картины.

Такая мебель была дорогой, ее создавали в южных провинциях Китая, в районах, где было жарко. Мрамор не нагревался, и на нем было комфортно сидеть. Обрамления и кресла, и столика дополнительно украшены инкрустацией из перламутра: выложены орнаменты из веток цветущей сливы мэйхуа [梅花] и летучих мышек фу, что означает пожелание счастья и молодости.

На кресле и столике на вертикальных ажурных «юбочках» также вырезаны жезлы жуи с привязанными кистями, а на перламутре выгравированы иероглифы шоу.

Изображение цветущий сливы – популярный мотив в искусстве Китая.

Символика этого мотива многогранна. Другой популярный мотив в искусстве Китая – цветущая слива мэйхуа [梅花]. Символика этого мотива многогранна. Цветущая слива – символ стойкости и чистоты. Слива зацветает весной, когда на земле еще лежит снег. Цветы появляются даже на сухих старых ветвях, когда дерево перестает плодоносить, поэтому они также стали символизировать энергичную старость. Цветущая слива – знак обновления и вестник весны. Дополнительный оттенок долголетия этому мотиву придает также то, что слива (мэй [梅]) – омоним слова «бровь» (мэй [眉]). Длинные густые брови – признак долголетия в Китае; у девушек должны быть красивые нарисованные брови.

Очень важно, что у цветка сливы пять лепестков, поскольку пять – у [五] – сакральное нечетное число в Китае; и пять лепестков обозначают «пять счастий» у фу [五福].

Довольно часто встречается мотив трех плодов, называемый «три благодати»: персик, плод «рука Будды» (цитрон пальчатый, лат. Citrus medica var. sarcodactylis) и гранат. Каждый его элемент олицетворяет определенную благодать: персик тао [桃]– долголетие, плод «рука Будды» – счастье и долголетие («рука Будды», фо-шоу [佛手] близка по звучанию к «счастью» фу [福] и «долголетию» шоу [壽]) и гранат (шилю [石榴]). Лопнувший гранат означает пожелание сыновей и является ребусом: «Желаем столько сыновей, сколько зерен в гранате». Сочетание этих трех плодов расшифровывается как пожелание счастья, долголетия и множества сыновей.

Тема – карьера (Лу)

Олени

Пятистворчатая ширма с изображением вышитого пейзажа «сто оленей», с лаковыми панелями с пейзажами Династия Цин (1644–1911), период Цяньлун (1736–1795) Створки: дерево, резьба; гладкий черный лак, роспись цветным золотым лаком; вставки: шелк, шелковые и золотые нити, роспись; бумага; вышивка гладью и вприкреп. 197 х 46 см (каждая створка), 142 х 40 см (шелковые вставки). Инв. № ЛН-1098. Публикуется впервые.

 

Большая пятистворчатая ширма в Китае предназначалась для одного из дворцовых тронных залов и должна была стоять за троном, за спиной императора. Створки располагались в одну линию. Изделие состоит из пяти створок, которые сделаны из темного твердого дерева (красный сандал, кит. цзытань, лат. Dalbergia maritimа), эту древесину использо - вали для оформления дворцовых покоев. Внизу и вверху створки украшены десятью панелями с прибрежными пейзажами, написанными цветным золотым лаком по черному гладкому лаку. В каждую створку на обрешетке были вставлены односторонние декоративные панно из золотистого блестящего шелка с вышивкой. Вышивка выполнена по трафарету по тонкому рисунку тушью крученым и некрученым шелком тончайшими цветными нитями, в некоторых местах детали вышивки, например, дворец в облаках, окантованы в технике вприкреп золотыми нитями на бумажной и шелковой основе. горы изображены складчатыми, с преобладанием голубого цвета шелка разных оттенков. На вставках–вышивках изображен даосский пейзаж на сюжет «сто оленей» (бай лу [百鹿]). В облаках на центральных створках видны крыши дворца, где живут бессмертные.

 

Внизу по диагонали изображено множество оленей, гуляющих по парку. С небес на землю слетают белые журавли. Сюжет восходит к ранним XI–XIII веков традиционным темам, связанным с праздником и с императорской осенней охотой на оленей; стада оленей гуляли по императорским паркам. Множество белых оленей – бай лу [白鹿]– сочетание слов, созвучное «сотне» удач и деяний в карьере, становится особенно популярным в XVIII веке: император Цяньлун украшает покои дворцов изделиями из фарфора (кат. 49), шелка, нефрита с изображением «ста оленей». На ширме это изображение дополнено на вышивке летящими белыми журавлями, в росписи лака – золотистыми летучими мышами. В результате сюжет является символом благополучия и удачной карьеры, а также пожеланием долголетия и счастья, поскольку слово «белый» (бай [ 白]) – омофон слова «сто» (бай [ 百]). По своим стилистическим особенностям, типу лаковой росписи с прибрежными золотыми пейзажами, с узорами в виде рисунков парчовой ткани и спиралевидных побегов с цветами лотоса и летучими мышами, а также судя по технике вышивки и использованию сюжета «сто оленей» ширма была исполнена в период правления императора Цяньлуна (1736–1795). Изделие является редким образцом мебели и вышивки работы китайских императорских мастерских XVIII века в России. До наших дней памятник дошел в неудовлетворительном состоянии, с большими утратами. В результате проведенной в 2016– 2019 годах тщательной работы в мастерских реставрации мебели и тканей государственного Эрмитажа ширма получила экспозиционный вид.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.005 с.)