Чайник в форме плода персика период канси (1662–1722) фарфор; глазурь. Высота 12,2 см инв. № лк-1984 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чайник в форме плода персика период канси (1662–1722) фарфор; глазурь. Высота 12,2 см инв. № лк-1984



Чайник выполнен в форме плода персика, ручка и носик – в виде сучковатых палочек. На тулове чайника – веточки с цветами и листьями, в легком рельефе. Любой напиток, налитый из такого сосуда, должен продлевать годы жизни.

Особенность подобных чайничков – скрытое отверстие для наливания жидкости внутрь. Тулово этого сосуда в видимой части полностью цельное, отверстие же расположено на донышке.

Оно является входом в полую вертикальную трубочку высотой примерно 2/3 тулова. Жидкость проникает по этой трубочке внутрь, а после переворота чайника распределяется ниже ее верхнего уровня. Вылить содержимое можно только через носик.

Чашечка для мытья кистей в форме половинки плода персика Период Канси (1662–1722) Фарфор; роспись эмалями по бисквиту. Высота 4,7 см; 9 х 8,5 см Инв. № ЛК-743

Чашечка для мытья кистей выполнена в виде половинки персика. Символический смысл персика сулит долголетие.

С особой реалистичностью моделирована плодовая косточка на донышке. Этот элемент является не только декоративным. Волоски кисти в процессе промывки трутся о неровную рельефную поверхность косточки и быстрее очищаются.

Капельница для туши в форме обезьянки, обнимающей плод персика Период Канси (1662–1722), XVIII век Фарфор; глазурь. Высота 6 см Инв. № ЛК-730

В одном из четырех классических китайских романов «Путешествие на запад», приписываемого У Чэнъэню (XVI век), рассказывается о царе обезьян Сунь Укуне. Как-то раз он забрался в сад Сиван-му, женского божества, владеющей секретом вечной молодости.

Она жила на священной горе Куньлунь, где растут персиковые деревья, плоды которых даруют бессмертие. Сунь Укун украл и съел бесценные плоды. Изображение обезьянки, держащей персик, перекликается с сюжетом знаменитого произведения и несет в себе пожелание долголетия.

Даосские бессмертные

 

Представления о даосских бессмертных, истории и легенды о них сложились на рубеже эры. В 317–320 годах Гэ Хун написал ставший знаменитым трактат «Баопу-цзы» – «Мудрец, объемлющий первозданную пустоту», собрав в него различные истории о знаменитых даосах и бессмертных – сянь, знания об амулетах, о способах и практиках достижения долголетия; прокомментировал многие сведения, в том числе дал оценку даосизму и конфуцианству в свое время. Из-за популярности изложения трактат был хорошо понятен потомкам. Именно на этом трактате основываются позднее формирование группы из восьми даосских бессмертных и те сведения, что получили широкое распространение в дальнейшем.

Самой полной иллюстрацией в китайской художественной культуре к историям о даосских представлениях и бессмертных являются настенные росписи знаменитого даосского храма Юнлэгун, созданного в XIII веке. В росписях залов и зданий храма изображены: «алхимический процесс» достижения бессмертия, силы инь-ян, восемь триграмм ба гуа, множество даосских божеств: легендарные предки Фуси и Нюйва; Сиван-му, Матушка-Владычица Запада, и ее супруг Дунван-гун – Владыка Востока; Лао-цзы; восемь даосских бессмертных и многое другое.

Китайские божества делились на небожителей и на земных бессмертных.Первые тяньсянь были бессмертными «по статусу», про таких бессмертных сказано, что они не едят злаков, пьют росу, вдыхают ветер, летают на облаках, управляют крылатыми драконами и странствуют за пределами Четырех морей (то есть Китая). Живут они на горе Куньлунь, на чудесных островах или плавучих горах в море. Земные бессмертные – это люди, как будто достигшие бессмертия, причем, по замечанию Л.С. Васильева, «с течением времени большинство героев- бессмертных, генетически восходивших к реальным прототипам и историческим деятелям, превращались в легендарных божеств, о чьих приключениях говорилось в народных сказаниях».

В фольклорной традиции бессмертные – главные персонажи в процессе достижения долголетия. Число земных бессмертных множилось на протяжении веков, и постепенно эта категория даосского пантеона стала насчитывать многие сотни и даже тысячи персонажей, о каждом из которых складывались легенды и рассказывались сказки.

Шоу-син – важнейший и сегодня самый почитаемый среди них, изображается как седой старец с вытянутым черепом, опирающийся на посох, с плодом персика в руках. В качества средства передвижения он использует белого журавля сяньхэ или белого оленя байлу.

Особой популярностью пользовались и продолжают пользоваться по сей день представления о Восьми бессмертных даосах – Ба сянь.

Первый в группе – Чжунли Цюань, он и старейший из них. В первые семь дней после своего появления на свет он ни разу не заплакал и ничего не ел. В жизни он прославился как полководец. Исполняя наставления Шанди, Верховного Небесного правителя, Чжунли занялся поисками Дао, алхимией, сделался бессмертным, и к нему спустился журавль сяньхэ и унес Чжунли Цюаня на небо. Обычно этого бессмертного изображают с веером в руке: считается, что этим веером он может возвращать жизнь умершим.

Второй бессмертный – Чжан Голао, который «никогда не рождался»: его никто не знал ребенком. О Чжане рассказывали, что он время от времени умирал, его оплакивали, но потом его гроб чудесным образом оказывался пустым, и он воскресал. Даос ездил на белом муле, способном пробежать за день 10 000 ли (около 5000 км). В конце пути Чжан Голао слезал с мула и складывал животное как веер в бамбуковую трубочку, как если бы мул был из бумаги, а не из плоти и крови. Следующим утром он доставал сложенного мула из трубочки, брызгал на него водой, и мул оживал. Обычно его рисуют сидящим на муле лицом к хвосту, с бамбуковой трещоткой; иногда – подносящим младенца: такие изображения принято было вешать в покоях молодых супругов.

Третьим по порядку идет Люй Дунбинь. По легенде, в момент зачатия к его матери спустился белый журавль, благодаря чему Люй был связан с животными: «от рождения имел шею журавля, спину обезьяны, туловище тигра, лик дракона, глаза феникса, густые брови и черную родинку под левой бровью». Он отличался необычайными способностями, в частности, мог запоминать в день по 10 000 иероглифов. Однажды он встретил Чжунли Цюаня, который десять раз испытал Люя, после чего признал его своим учеником и стал учить магии, фехтованию и искусству становиться невидимым. Даос владел чудесным мечом, с помощью которого усмирял демонов, побеждал драконов и тигров. Он помог многим другим стать бессмертными. В 1111 году Люй Дунбиня официально канонизировали. Обычно его изображают с мечом и мухогонкой, отгоняющей злых духов. Также встречаются изображения Люя с младенцем на руках; такие картины означают пожелания иметь сыновей, и он ассоциируется с Фу-сином.

Четвертый из восьмерки – один из наиболее популярных персонажей народного даосизма Ли Тегуай (Ли Железный посох). По преданию, при жизни он был даосом, который, познав Дао, отправился на Небо на встречу с Лао-цзы, а свою телесную оболочку оставил на попечение ученика; перед уходом он предупредил, что будет отсутствовать семь дней, а если не вернется, то его тело следует сжечь. Ученик ждал шесть дней, но на седьмой получил известие о тяжкой болезни своей матери; и, как и подобает почтительному сыну, он поспешил домой, а тело учителя сжег. Когда Ли возвратился, он, не найдя своего тела, вселился в телесную оболочку умершего хромого нищего. Ли Железный посох мог превращаться в различные предметы и в животных: так, когда Ли переплывал реку на листке бамбука, посох превратился в дракона и вынес Ли на берег. Еще одним постоянным атрибутом Ли служила тыква-горлянка; в ней он носил чудесные снадобья, лекарства и вино. Ли Тегуая также почитали как покровителя аптекарей и магов, а его изображения помещали на вывески аптекарских лавок и даже на питейных заведениях.

Пятый из Ба сянь – Хань Сянцзы. По преданию, он с детства увлекался алхимией и стремился подражать Чжунли Цюаню. Однажды он попытался взобраться на священное дерево за персиком долголетия, однако упал и разбился – и в тот же миг превратился в бессмертного. Большинство легенд о Хань Сянцзы повествуют о том, как он пытался убедить своего дядю-конфуцианца в действенности различных даосских знамений. По одной из легенд, Хань Сянцзы однажды во время пира на глазах у гостей вырастил в тазу с землей два прекрасных цветка, на которых виднелись золотые иероглифы, образующие пророческое двустишие. Его обычно изображают с корзиной цветов в руках и почитают как покровителя садовников.

Шестой даосский бессмертный – Цао Гоцзю был сыном первого министра при сунском императоре. Он жил при дворе, но мечтал о познании Дао и однажды отправился странствовать по свету. Император дал ему с собой золотую пластину-паспорт: «Гоцзю везде может проходить, как сам государь». При переправе через реку он предъявил эту пластину лодочнику, требовавшему с него уплату за проезд, но даос (это был Люй Дунбинь), также сидевший в лодке, укорил Цао за гордыню; тогда Цао швырнул пластину в реку, а Люй взял его в ученики. Обычно Цао изображают с кастаньетами в руках и в костюме чиновника; его также почитают как покровителя актеров.

Седьмой даос – Лань Цайхэ, вечно юный юродивый. По одной версии в прежней «земной» жизни он был сановником, по другой – актером. Он бродил по рынкам, просил милостыню и распевал песни, которых он знал великое множество. Монеты, собранные как подаяние, он нанизывал на веревку и тащил за собой по земле, а потом раздавал встречным или пропивал в винных лавках. Однажды Лань сильно выпил. С неба спустился журавль и поднял Ланя на облако; он сбросил наземь свой единственный сапог и рваное синее платье и стал бессмертным. Обычно его изображают с корзиной хризантем, веток бамбука или персиков; Лань Цайхэ почитается как покровитель музыкантов и садовников.

Замыкает группу Восьми бессмертных единственная женщина – Хэ Сяньгу. В детстве она увидела вещий сон: некое божество посоветовало ей питаться мукой из слюды, чтобы подготовить тело к обретению бессмертия. Повзрослев, она покинула дом и отправилась странствовать по свету, ревниво блюла девственность и однажды средь бела дня вознеслась на небеса, причем помог ей в этом Люй Дунбинь. Став бессмертной, она подметала персиковые лепестки у ворот дворца на островах бессмертных Пэнлай: там росло персиковое дерево, которое цвело раз в 300 лет, и лепестки во время цветения засыпали проход через небесные врата. По просьбе Люя Нефритовый император причислил Хэ к Восьми бессмертным. Обычно Хэ Сяньгу изображают юной девой с цветком белого лотоса на длинном стебле, изогнутом подобно жуи – жезлу исполнения желаний. Ее почитали как покровительницу чистоты и садоводства.

Помимо многочисленных сюжетов, связанных с каждым из Восьми бессмертных в отдельности, известны предания, повествующие о совместных путешествиях и приключениях этой группы, об их магических атрибутах, о посещениях, пирах и встречах с Сиван-му, Шоу-сином и с другими верховными даосскими бессмертными. Изображения

Восьми бессмертных – один из самых излюбленных мотивов искусства Китая.Существует много предметов, ставших устойчивыми пожеланиями долголетия. На рубеже новой эры, с укреплением даосского учения, постепенно появляется представление о персике как о плоде персикового дерева, дарующего бессмертие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.009 с.)