Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чайник в форме плода персика период канси (1662–1722) фарфор; глазурь. Высота 12,2 см инв. № лк-1984
Чайник выполнен в форме плода персика, ручка и носик – в виде сучковатых палочек. На тулове чайника – веточки с цветами и листьями, в легком рельефе. Любой напиток, налитый из такого сосуда, должен продлевать годы жизни. Особенность подобных чайничков – скрытое отверстие для наливания жидкости внутрь. Тулово этого сосуда в видимой части полностью цельное, отверстие же расположено на донышке. Оно является входом в полую вертикальную трубочку высотой примерно 2/3 тулова. Жидкость проникает по этой трубочке внутрь, а после переворота чайника распределяется ниже ее верхнего уровня. Вылить содержимое можно только через носик. Чашечка для мытья кистей в форме половинки плода персика Период Канси (1662–1722) Фарфор; роспись эмалями по бисквиту. Высота 4,7 см; 9 х 8,5 см Инв. № ЛК-743 Чашечка для мытья кистей выполнена в виде половинки персика. Символический смысл персика сулит долголетие. С особой реалистичностью моделирована плодовая косточка на донышке. Этот элемент является не только декоративным. Волоски кисти в процессе промывки трутся о неровную рельефную поверхность косточки и быстрее очищаются. Капельница для туши в форме обезьянки, обнимающей плод персика Период Канси (1662–1722), XVIII век Фарфор; глазурь. Высота 6 см Инв. № ЛК-730 В одном из четырех классических китайских романов «Путешествие на запад», приписываемого У Чэнъэню (XVI век), рассказывается о царе обезьян Сунь Укуне. Как-то раз он забрался в сад Сиван-му, женского божества, владеющей секретом вечной молодости. Она жила на священной горе Куньлунь, где растут персиковые деревья, плоды которых даруют бессмертие. Сунь Укун украл и съел бесценные плоды. Изображение обезьянки, держащей персик, перекликается с сюжетом знаменитого произведения и несет в себе пожелание долголетия. Даосские бессмертные
Представления о даосских бессмертных, истории и легенды о них сложились на рубеже эры. В 317–320 годах Гэ Хун написал ставший знаменитым трактат «Баопу-цзы» – «Мудрец, объемлющий первозданную пустоту», собрав в него различные истории о знаменитых даосах и бессмертных – сянь, знания об амулетах, о способах и практиках достижения долголетия; прокомментировал многие сведения, в том числе дал оценку даосизму и конфуцианству в свое время. Из-за популярности изложения трактат был хорошо понятен потомкам. Именно на этом трактате основываются позднее формирование группы из восьми даосских бессмертных и те сведения, что получили широкое распространение в дальнейшем.
Самой полной иллюстрацией в китайской художественной культуре к историям о даосских представлениях и бессмертных являются настенные росписи знаменитого даосского храма Юнлэгун, созданного в XIII веке. В росписях залов и зданий храма изображены: «алхимический процесс» достижения бессмертия, силы инь-ян, восемь триграмм ба гуа, множество даосских божеств: легендарные предки Фуси и Нюйва; Сиван-му, Матушка-Владычица Запада, и ее супруг Дунван-гун – Владыка Востока; Лао-цзы; восемь даосских бессмертных и многое другое. Китайские божества делились на небожителей и на земных бессмертных.Первые тяньсянь были бессмертными «по статусу», про таких бессмертных сказано, что они не едят злаков, пьют росу, вдыхают ветер, летают на облаках, управляют крылатыми драконами и странствуют за пределами Четырех морей (то есть Китая). Живут они на горе Куньлунь, на чудесных островах или плавучих горах в море. Земные бессмертные – это люди, как будто достигшие бессмертия, причем, по замечанию Л.С. Васильева, «с течением времени большинство героев- бессмертных, генетически восходивших к реальным прототипам и историческим деятелям, превращались в легендарных божеств, о чьих приключениях говорилось в народных сказаниях». В фольклорной традиции бессмертные – главные персонажи в процессе достижения долголетия. Число земных бессмертных множилось на протяжении веков, и постепенно эта категория даосского пантеона стала насчитывать многие сотни и даже тысячи персонажей, о каждом из которых складывались легенды и рассказывались сказки. Шоу-син – важнейший и сегодня самый почитаемый среди них, изображается как седой старец с вытянутым черепом, опирающийся на посох, с плодом персика в руках. В качества средства передвижения он использует белого журавля сяньхэ или белого оленя байлу. Особой популярностью пользовались и продолжают пользоваться по сей день представления о Восьми бессмертных даосах – Ба сянь.
Первый в группе – Чжунли Цюань, он и старейший из них. В первые семь дней после своего появления на свет он ни разу не заплакал и ничего не ел. В жизни он прославился как полководец. Исполняя наставления Шанди, Верховного Небесного правителя, Чжунли занялся поисками Дао, алхимией, сделался бессмертным, и к нему спустился журавль сяньхэ и унес Чжунли Цюаня на небо. Обычно этого бессмертного изображают с веером в руке: считается, что этим веером он может возвращать жизнь умершим. Второй бессмертный – Чжан Голао, который «никогда не рождался»: его никто не знал ребенком. О Чжане рассказывали, что он время от времени умирал, его оплакивали, но потом его гроб чудесным образом оказывался пустым, и он воскресал. Даос ездил на белом муле, способном пробежать за день 10 000 ли (около 5000 км). В конце пути Чжан Голао слезал с мула и складывал животное как веер в бамбуковую трубочку, как если бы мул был из бумаги, а не из плоти и крови. Следующим утром он доставал сложенного мула из трубочки, брызгал на него водой, и мул оживал. Обычно его рисуют сидящим на муле лицом к хвосту, с бамбуковой трещоткой; иногда – подносящим младенца: такие изображения принято было вешать в покоях молодых супругов. Третьим по порядку идет Люй Дунбинь. По легенде, в момент зачатия к его матери спустился белый журавль, благодаря чему Люй был связан с животными: «от рождения имел шею журавля, спину обезьяны, туловище тигра, лик дракона, глаза феникса, густые брови и черную родинку под левой бровью». Он отличался необычайными способностями, в частности, мог запоминать в день по 10 000 иероглифов. Однажды он встретил Чжунли Цюаня, который десять раз испытал Люя, после чего признал его своим учеником и стал учить магии, фехтованию и искусству становиться невидимым. Даос владел чудесным мечом, с помощью которого усмирял демонов, побеждал драконов и тигров. Он помог многим другим стать бессмертными. В 1111 году Люй Дунбиня официально канонизировали. Обычно его изображают с мечом и мухогонкой, отгоняющей злых духов. Также встречаются изображения Люя с младенцем на руках; такие картины означают пожелания иметь сыновей, и он ассоциируется с Фу-сином. Четвертый из восьмерки – один из наиболее популярных персонажей народного даосизма Ли Тегуай (Ли Железный посох). По преданию, при жизни он был даосом, который, познав Дао, отправился на Небо на встречу с Лао-цзы, а свою телесную оболочку оставил на попечение ученика; перед уходом он предупредил, что будет отсутствовать семь дней, а если не вернется, то его тело следует сжечь. Ученик ждал шесть дней, но на седьмой получил известие о тяжкой болезни своей матери; и, как и подобает почтительному сыну, он поспешил домой, а тело учителя сжег. Когда Ли возвратился, он, не найдя своего тела, вселился в телесную оболочку умершего хромого нищего. Ли Железный посох мог превращаться в различные предметы и в животных: так, когда Ли переплывал реку на листке бамбука, посох превратился в дракона и вынес Ли на берег. Еще одним постоянным атрибутом Ли служила тыква-горлянка; в ней он носил чудесные снадобья, лекарства и вино. Ли Тегуая также почитали как покровителя аптекарей и магов, а его изображения помещали на вывески аптекарских лавок и даже на питейных заведениях.
Пятый из Ба сянь – Хань Сянцзы. По преданию, он с детства увлекался алхимией и стремился подражать Чжунли Цюаню. Однажды он попытался взобраться на священное дерево за персиком долголетия, однако упал и разбился – и в тот же миг превратился в бессмертного. Большинство легенд о Хань Сянцзы повествуют о том, как он пытался убедить своего дядю-конфуцианца в действенности различных даосских знамений. По одной из легенд, Хань Сянцзы однажды во время пира на глазах у гостей вырастил в тазу с землей два прекрасных цветка, на которых виднелись золотые иероглифы, образующие пророческое двустишие. Его обычно изображают с корзиной цветов в руках и почитают как покровителя садовников. Шестой даосский бессмертный – Цао Гоцзю был сыном первого министра при сунском императоре. Он жил при дворе, но мечтал о познании Дао и однажды отправился странствовать по свету. Император дал ему с собой золотую пластину-паспорт: «Гоцзю везде может проходить, как сам государь». При переправе через реку он предъявил эту пластину лодочнику, требовавшему с него уплату за проезд, но даос (это был Люй Дунбинь), также сидевший в лодке, укорил Цао за гордыню; тогда Цао швырнул пластину в реку, а Люй взял его в ученики. Обычно Цао изображают с кастаньетами в руках и в костюме чиновника; его также почитают как покровителя актеров. Седьмой даос – Лань Цайхэ, вечно юный юродивый. По одной версии в прежней «земной» жизни он был сановником, по другой – актером. Он бродил по рынкам, просил милостыню и распевал песни, которых он знал великое множество. Монеты, собранные как подаяние, он нанизывал на веревку и тащил за собой по земле, а потом раздавал встречным или пропивал в винных лавках. Однажды Лань сильно выпил. С неба спустился журавль и поднял Ланя на облако; он сбросил наземь свой единственный сапог и рваное синее платье и стал бессмертным. Обычно его изображают с корзиной хризантем, веток бамбука или персиков; Лань Цайхэ почитается как покровитель музыкантов и садовников. Замыкает группу Восьми бессмертных единственная женщина – Хэ Сяньгу. В детстве она увидела вещий сон: некое божество посоветовало ей питаться мукой из слюды, чтобы подготовить тело к обретению бессмертия. Повзрослев, она покинула дом и отправилась странствовать по свету, ревниво блюла девственность и однажды средь бела дня вознеслась на небеса, причем помог ей в этом Люй Дунбинь. Став бессмертной, она подметала персиковые лепестки у ворот дворца на островах бессмертных Пэнлай: там росло персиковое дерево, которое цвело раз в 300 лет, и лепестки во время цветения засыпали проход через небесные врата. По просьбе Люя Нефритовый император причислил Хэ к Восьми бессмертным. Обычно Хэ Сяньгу изображают юной девой с цветком белого лотоса на длинном стебле, изогнутом подобно жуи – жезлу исполнения желаний. Ее почитали как покровительницу чистоты и садоводства. Помимо многочисленных сюжетов, связанных с каждым из Восьми бессмертных в отдельности, известны предания, повествующие о совместных путешествиях и приключениях этой группы, об их магических атрибутах, о посещениях, пирах и встречах с Сиван-му, Шоу-сином и с другими верховными даосскими бессмертными. Изображения Восьми бессмертных – один из самых излюбленных мотивов искусства Китая.Существует много предметов, ставших устойчивыми пожеланиями долголетия. На рубеже новой эры, с укреплением даосского учения, постепенно появляется представление о персике как о плоде персикового дерева, дарующего бессмертие.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.009 с.) |