Верховный Суд Российской Федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Верховный Суд Российской Федерации.



В соответствии со ст. 126 Конституции РФ ВС РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Таким образом, ВС РФ является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции, а также арбитражных судов. Он возглавляет всю систему судов (кроме конституционных), выступает в качестве вышестоящего суда по отношению к иным судам, является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к высшим судебным органам субъектов РФ.

Роль и значение ВС РФ в настоящее время возрастает: выше уже было сказано об изменениях на судебном Олимпе, а именно, о создании вместо двух судов – ВАС РФ и ВС РФ – одного, с наименованием последнего. По нашему мнению, это решение логично, оно отражает тенденцию формирования единой судебной власти в государстве.

Организационные вопросы – структура, состав ВС РФ, и другие общие положения о его деятельности регламентированы главой 2 Закона о судах общей юрисдикции, а также главой второй Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. «О Верховном Суде Российской Федерации» (далее – Закон о ВС РФ). Судьи ВС РФ назначаются на должность Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ.

С учетом места и роли данного суда в системе судов общей юрисдикции, выполняемых функций, он имеет более сложную по сравнению с другими судами структуру.

 

 

Пленум
Президиум
Судебная коллегия по административным делам
Судебная коллегия по гражданским делам
Судебная коллегия по делам военнослужащих  
1,А,К,В
А
Н, В
Судебная коллегия по уголовным делам
1,А,К,В
А,К,В
1,А,К,В
1,А,К,В
Судебная коллегия по экономическим спорам
  Дисциплинарная коллегия
1,А,К,В
  Апелляционная коллегия

 

 


Пленум ВС РФ действует в составе его председателя, заместителей председателя и судей, то есть, представляет собой общее собрание всех судей и созывается не реже одного раза в четыре месяца. Заседание пленума правомочно при наличии не менее двух третей его состава. В заседаниях Пленума  по приглашению Председателя ВС РФ участвуют судьи нижестоящих судов, представители министерств, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций. Пленум не осуществляет правосудия по конкретным делам, а рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики и дает руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства, которые принимаются в форме постановлений. Тем самым высший орган судебной системы обеспечивает единство понимания законодательных предписаний судами, прокурорами, следователями, адвокатами и иными участвующими в судопроизводстве лицами. Можно сказать, что он определяет правовую политику в сфере правосудия.

Президиум ВС РФ состоит из руководящих лиц В С РФ, количество его членов определяется регламентом (ст. 5 Федерального конституционного Закона о ВС РФ). Заседания президиума проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства его членов.

В отличие от Пленума Президиум суда наряду с организационными вопросами (рассмотрение материалов изучения судебной практики, анализ судебной статистики, организация работы судебных коллегий и аппарата суда и т.д.) осуществляет правосудие по конкретным делам в надзорном порядке (Н) и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (В). Президиум является последней надзорной инстанцией в системе судов общей юрисдикции, а также для судов арбитражных.

Апелляционная коллегия ВС РФ состоит из председателя  и членов, являющихся судьями ВС РФ.  Коллегия осуществляет правосудие в качестве апелляционного суда, – рассматривает по существу дела, решения по которым были вынесены Судебными коллегиями ВС РФ и обжалованы до вступлениях их в законную силу.

Составы судебных коллегий ВС РФ утверждаются Пленумом ВС РФ из числа его судей. Председатель суда в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Из приведенной схемы видно, что названные судебные коллегии рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции (1), в апелляционном (А) и в кассационном порядке (К) и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств) (В). Подсудность дел определяется процессуальными кодексами.

Организационное обеспечение деятельности ВС РФ осуществляется его аппаратом, имеющим достаточно разветвленную структуру (глава 3 Закона о ВС РФ).

При ВС РФ в качестве совещательного органа образуется   Научно-консультативный совет, в состав которого входят представители научной общественности. Члены совета могут участвовать в заседаниях Пленума и оказывать помощь судьям при решении таких важных вопросов, как толкование норм права, анализ судебных ошибок, разъяснение пробелов в законодательстве и т.п.

 

Военные суды.

История военных судов своеобразна для России, она берет свое начало от времен Петра Первого. До начала 90-х годов прошлого столетия в СССР и России действовала система военных трибуналов, которая была реорганизована в ходе судебной реформы, а сами трибуналы были переименованы в военные суды. Система военных судов непосредственно Конституцией РФ не предусматривается, однако в соответствии с федеральным законодательством, военные суды входят в систему судов общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных силах Российской Федерации. Согласно ст. 22 Закона о судебной системе, военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. В этой же статье в общем виде определена компетенция военных судов: они рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия, порядок образования и деятельности судов установлен Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» № 1-ФКЗ от 23 июня 1999 г. (далее – Закон о военных судах), а их непосредственные полномочия по осуществлению правосудия определены  административным, гражданским и уголовным процессуальным законодательством.

Изучая систему военных судов, надо обратить внимание на ее отличительные особенности, среди которых в первую очередь следует назвать саму ее организацию: по единицам дислокации армии и флота. Система военных судов с учетом изменений, о которых сказано выше, с 1.09.2019 г. выглядит следующим образом:

Окружные (флотские) военные суды
Гарнизонные военные суды
II звено
I звено
Апелляционный военный суд
Кассационный военный суд
III звено
IV звено

 

 


Определенными полномочиями по рассмотрению дел, подсудных военным судам обладает ВС РФ в лице своих структурных подразделений. Судебная коллегия по делам военнослужащих ВС РФ, не являясь в юридическом смысле составной частью системы военных судов, выступает непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению ко всем нижестоящим военным судам. Приговор или решение Судебной коллегии по делам военнослужащих, вынесенные по первой инстанции, могут быть предметом пересмотра в Апелляционной коллегии ВС РФ. Все вступившие в законную силу решения гарнизонных, окружных (флотских) военных судов и Судебной коллегии по дела военнослужащих могут быть пересмотрены в кассационном и надзорном порядке.

Другой отличительной особенностью военных судов является их подсудность. Схематично компетенцию военных судов и ВС РФ по рассмотрению гражданских и уголовных дел можно представить в следующем виде.

Гарнизонный военный суд рассматривает в качестве суда первой инстанции уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам. Ему подсудны  гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы от действий (бездействия) органов военного управления, военного командования, не отнесенные к подсудности Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ или окружного (флотского) военного суда (ч. 1 ст. 8 Закона о военных судах).

Согласно ч. 2 ст. 8 данного закона, гарнизонный военный суд принимает решения о заключении под стражу, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища, а также рассматривает жалобы на действия (бездействие) дознавателя, следователя, прокурора и принятые ими решения по уголовным делам, касающихся военнослужащих.

Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируется один или несколько военных гарнизонов. Он образуется в составе председателя, заместителей председателей и других судей, которые назначаются на должность Президентом РФ.

Окружной (флотский) военный суд действует в составе президиума и судебных коллегий, которые могут быть созданы с учетом специализации для рассмотрения уголовных и гражданских дел. Возглавляет суд председатель, который назначается на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. В таком же порядке назначаются заместители председателя окружного (флотского) военного суда.

В соответствие со ст. 18 КАС РФ, военные суды могут рассматривать административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных или иных публичных правоотношений.

В качестве еще одной отличительной черты военных судов можно назвать специфику статуса военных судей, который определен в главе 3 Закона о военных суда. Военные суды выведены из состава Вооруженных Сил России, однако судьи являются военнослужащими, но при этом они не подчинены органам военного управления. Судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны. Финансирование военных судов осуществляется через соответствующее управление Судебного департамента, а не через Министерство обороны. Военные суды рассматривают дела в соответствии с теми же процессуальными нормами, что и иные суды.

Тем не менее, сам факт наличия в нашей судебной системе военных судов вызывает непонимание западных правоведов в тех странах, где нет таких особых судебных органов.

 

Вопрос 5. Арбитражные суды

Конец 80-х годов прошлого века ознаменовался важными преобразованиями в экономической жизни российского государства. Были приняты законы, изменившие формы собственности, легализовавшие частную предпринимательскую и коммерческую деятельность, что вызвало потребность создания новых, специальных органов по рассмотрению экономических споров и по защите прав всех новых субъектов экономических отношений.

Действовавшие до этого времени государственные и ведомственные арбитражи, которые входили в систему исполнительной власти и рассматривали хозяйственные споры между государственными предприятиями, не могли обеспечить полноценной защиты прав всех хозяйствующих субъектов, в связи с чем были упразднены, и в 1991 году частично на базе бывшего арбитража начали формироваться новые судебные органы, названные (не очень удачно с точки зрения терминологии) арбитражными судами.

Применительно к судебной системе России в целом арбитражные суды можно назвать специализированными судами, образующими самостоятельную ветвь органов судебной власти. Они осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Нормативно система арбитражных судов, их структура и компетенция представлена рядом законодательных актов: Конституцией РФ,  главой третьей Закона о судебной системе и, непосредственно Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (далее – Закон об арбитражных судах), который определяет, что арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации (ст. 1) и имеют четырехзвенную систему судов (ст. 3), которая сложилась поэтапно в течение ряда лет и сегодня выглядит следующим образом:

Система арбитражных судов в Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации
Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)
Арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражные суды субъектов РФ)
Окружные арбитражные апелляционные суды

 


Основными задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются:

- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 5 указанного закона).

Основным звеном системы является арбитражный суд республики, края, области и приравненные к нему суды субъектов РФ. Он действуют в составе президиума, председателя и его заместителей, аппарата суда и судей, объединенных в две судебные коллегии: коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Кроме того, судьи объединяются в судебные составы по специализации. Они рассматривают дела по первой инстанции в разном составе,- как единолично, так и коллегиально, в том числе, с участием арбитражных заседателей.

Апелляционной инстанцией для этих судов являются вышестоящие суды, которые образованы в 2005. Состав апелляционных судов такой же – президиум и две судебные коллегии.

Третьим звеном данной системы выступают федеральные арбитражные суды округов. Всего на территории России создано десять окружных судов. Они осуществляют проверку в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу решений арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов. Кроме этого данный суд вправе пересматривать по новым или вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. Федеральный арбитражный суд округа действует также в составе президиума и двух судебных коллегий аналогичных наименований.

До конца 2013 года систему арбитражных судов возглавлял ВАС РФ. Он осуществлял правосудие в качестве суда первой инстанции, в надзорном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Фактический объем дел, рассматриваемых им по первой инстанции, был небольшой, однако, это наиболее значимые дела. В частности, дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дела о признании недействительными ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ (п. 1 ч. 1 ст. 10 Закон об арбитражных судах).

С 2014 г. полномочия ВАС РФ выполняет ВС РФ, в составе которого образована Судебная коллегия по экономическим спорам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.023 с.)