Вопрос 3. Система и структура органов прокуратуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Система и структура органов прокуратуры



Систему органов прокуратуры в соответствии со ст. 11 Закона о прокуратуре составляют:

Ø Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Ø Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры.

Ø Прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Ø Научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий.

Система органов прокуратуры образована преимущественно в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации, поэтому территориальные прокуратуры являются ее основной частью. Наряду с ними, в систему включены военные прокуратуры, которые, в отличие от территориальных прокуратур, образуются соответственно системе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; а также другие специализированные прокуратуры: природоохранные, транспортные, прокуратуры по надзору за исполнением законов при исполнении уголовных наказаний, прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях.

В целом система органов прокуратуры имеет трехзвенный вид, ее высшим звеном, возглавляющим всю систему, является Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Приказом Генерального прокурора от 5 июня 2000 г. № 98 были образованы управления Генеральной прокуратуры в федеральных округах, позднее они неоднократно подвергались преобразованию. В настоящее время они расположены непосредственно в городах – центрах федеральных округов. При этом, осуществляя возложенные на них надзорные полномочия, не подменяют прокуратуры субъектов РФ, а взаимодействуют с ними и вправе вмешиваться в их деятельность только тогда, когда для устранения нарушений законности полномочий прокурора субъекта РФ недостаточно либо имеются иные причины и обстоятельства. Несмотря на определенную территориальную отдаленность от остального аппарата Генеральной прокуратуры, эти подразделения, являясь ее структурной частью, самостоятельного звена системы прокуратуры не образуют.

Генеральная прокуратура Российской Федерации, я вляясь высшим звеном системы прокуратуры, в своей деятельности сочетает два главных начала. С одной стороны, она действует как орган надзора с наивысшей компетенцией, в которую входит осуществление надзора за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, органами контроля, их должностными лицами.

С другой стороны, место Генеральной прокуратуры в системе прокуратуры определяет и ее полномочия по руководству всей системой прокуратуры России. Подразделения аппарата Генеральной прокуратуры осуществляют оперативное руководство и контроль за деятельностью прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним прокуратур, а также иных нижестоящих органов прокуратуры.

В соответствии со ст. 14 Закона о прокуратуре Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации, который имеет первого заместителя и заместителей, советников, помощников, помощников по особым поручениям, старших помощников и старших помощников по особым поручениям. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации имеют помощников по особым поручениям.

Генеральный прокурор руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры. Генеральный прокурор устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры.

Структуру Генеральной прокуратуры России составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Данные структурные подразделения, как правило, образованы соответственно осуществляемым прокуратурой направлениям деятельности. Так, например, образованы и действуют: управление по надзору за соблюдением федерального законодательства, управление по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции, управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний и др.

Обеспечивая реализацию возложенных на всю систему прокуратуры задач в структуре Генеральной прокуратуры действуют: организационное управление, управление кадров, управление правового обеспечения, международно-правовое управление, управление информации и общественных связей (Центр информации и общественных связей), а также уже упомянутые выше структуры Генеральной прокуратуры в федеральных округах. На правах структурного подразделения образована Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора Российской Федерации – Главным военным прокурором.

В Генеральной прокуратуре образуется совещательный орган – коллегия под председательством Генерального прокурора, а также действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры.

 

Прокуратуры субъектов РФ (и приравненные к ним прокуратуры)составляют среднее звено системы прокуратуры России. В пределах своей компетенции они осуществляют надзор за исполнением законов представительными и исполнительными органами субъектов РФ, территориальными федеральными органами исполнительной власти, органами контроля, должностными лицами; уголовное преследование по уголовным делам. Прокуратуры субъектов РФ являются вышестоящими прокуратурами по отношению к прокуратурам городов, районов, приравненным к ним специализированным прокуратурам.

Возглавляют указанные прокуратуры прокуроры субъектов РФ, назначаемые на должность Генеральным прокурором по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ. Данные прокуроры имеют первых заместителей и заместителей. На прокуроров субъектов РФ, помимо надзорных полномочий, возложены функции руководства и организации деятельности подчиненных прокуроров по осуществлению надзора, а также уголовного преследования. С этой целью прокуроры субъектов РФ издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором Российской Федерации.

Типовая структура рассматриваемой прокуратуры выглядит следующим образом.

Первый заместитель прокурора области
Коллегия (прокурор, его заместители, др. прокурорские работники)
Управления · Организационное; · Надзора за исполнения законов органами предварительного расследования; · Надзора за исполнением законов и законностью правовых актов; · Надзора за исполнением законов судебными приставами; · Надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; · Обеспечения участия прокуроров в рассмотрении дел судами; · Иные.  
Отделы
Помощники по особым поручениям
Отделы и иные подразделения · Надзора за исполнением законов на особо режимных объектах; · Надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах; · Надзора за исполнением законов в отношении несовершеннолетних; · Материального; · Обеспечения; · Приемная; · Кадров · Другие.
Прокурор области
Заместители прокурора области

 

 


Так же, как и в Генеральной прокуратуре, в прокуратурах субъектов РФ образуются коллегии в составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ.

Прокуратуры городов, районов, приравненные к ним прокуратуры, осуществляют надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, городскими (районными) территориальными органами исполнительной власти, органами контроля их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также уголовное преследование по уголовным делам в пределах своей компетенции.

Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Генеральным прокурором Российской Федерации. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, старших помощников и помощников прокуроров.

Прокуратуры городов и районов, по общему правилу, не имеют структурного деления. При необходимости, по решению Генерального прокурора, в указанных прокуратурах могут быть образованы отделы.

Приравненными к прокуратурам городов и районов являются создаваемые в отдельных случаях межрайонные прокуратуры, а также специализированные прокуратуры, осуществляющие надзор в отнесенных к их компетенции сферах правовых отношений.

На транспортные прокуратуры возложен надзор за исполнением законов на железнодорожном, воздушном, речном и морском транспорте федеральными агентствами воздушного, железнодорожного, морского и речного транспорта, органами и учреждениями Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел на транспорте, таможенными органами. По вопросам исполнения законов о безопасности движения железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта транспортные прокуратуры осуществляют свои полномочия в отношении всех предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений, должностных лиц независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами, перечень которых определяется прокурором республики, края, области, автономного округа, а расположенными в акватории Волги – Волжским природоохранным прокурором по согласованию с прокурорами республик и областей.

На прокуратуры по надзору за исполнением уголовных наказаний возложено осуществление надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания заключенных под стражу, участие при рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, а также дел о разрешении вопросов, связанных с исполнением приговоров; надзор за применением актов амнистии в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания.

Надзор за законностью правовых актов и исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти и управления, предприятиями, организациями и учреждениями закрытых административно-территориальных образований, режимными предприятиями, обслуживающими их военно-строительными и воинскими частями, осуществляется прокуратурами закрытых административно-территориальных образований и особо режимных объектов

Органы военной прокуратуры в войсках. Для осуществления полномочий прокуратуры в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах образованы органы военной прокуратуры. В рамках системы прокуратуры Российской Федерации органы военной прокуратуры составляют самостоятельную от территориальных прокуратур подсистему, построенную в соответствии с принципами строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и включающую: Главную военную прокуратуру, военные прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ; военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Военные прокуроры осуществляют свои полномочия независимо от командования и органов военного управления. На них возлагается надзор за исполнением Конституции РФ, законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих и членов их семей и иных граждан руководителями и должностными лицами органов управления и военного управления, воинских частей, учреждений, организаций, предприятий и иных военизированных подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Органами военной прокуратуры также осуществляется уголовное преследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения.

На органы военной прокуратуры по решению Генерального прокурора Российской Федерации может быть возложено осуществление функций прокуратуры в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры России, а также за пределами России, где в соответствии с международными договорами находятся войска Российской Федерации.

 

Вопрос 4. Служба в органах и учреждениях прокуратуры

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы.

Важность задач, решаемых органами прокуратуры, определяет высокие требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей прокуратуры. Такие требования определены ст. 40.1 Закона о прокуратуре:

1. Гражданство Российской Федерации. Лица, имеющие гражданство иностранного государства, не могут быть приняты на службу в органы и учреждения прокуратуры.

2. Высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию.

3. Необходимые профессиональные и моральные качества. Не допускается принятие на службу в органы и учреждения прокуратуры лиц, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными, имевших или имеющих судимость, лишенных решением суда права занимать государственные должности государственной службы.

4. Способность по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности. Порядок медицинского освидетельствования лица на предмет наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, и форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, утверждаются Правительством Российской Федерации.

5. Иные требования. В статье 40.1 Закона о прокуратуре перечислены случаи, когда лицо не может быть принято на службу в прокуратуру. Например, если оно состоит в близком родстве или свойстве с работником органа или организации прокуратуры, если их служба связана с непосредственным подчинением или подконтрольностью одного из них другому и пр.

Закон о прокуратуре строго регламентирует порядок назначения на должности прокуроров и других прокурорских работников:

1. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента РФ. На эту должность назначаются лица, не моложе 35 лет.

2. Заместители Генерального прокурора назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента РФ.

3. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектом РФ. На должность прокурора субъекта РФ и приравненных к нему прокуроров назначаются граждане Российской Федерации не моложе 30 лет, имеющие стаж работы в прокуратуре не менее 7 лет.

4. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур, директоры (ректоры) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

5. Указанные прокуроры в соответствии с отведенной им компетенцией назначают на должности других работников органов и учреждений прокуратуры (п. 3 ст. 40.5 Закона о прокуратуре).

Закон о прокуратуре предусматривает и ряд иных важных положений, связанных с поступлением на службу в прокуратуру и ее прохождением:

- Испытание при приеме на службу в органы прокуратуры (ст. 40.3);

- Присяга прокурора (ст. 40.4);

- Ограничения, запреты и обязанности, связанные с работой в органах и учреждениях прокуратуры (ст. 40ю2);

- Поощрение работников (ст. 41.6);

- Дисциплинарная ответственность (ст. 41.7); и др.

Прокурорам, научным и педагогическим работникам в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы пожизненно присваиваются классные чины. Генеральным прокурором Российской Федерации могут быть присвоены классные чины и другим работникам. Прокурорские работники имеют форменное обмундирование.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.031 с.)