Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1. Место и роль прокуратура в системе органов государственной власти
Историю возникновения в нашей стране прокуратуры, как специального органа высшего государственного контроля, связывают с именем Петра I, который издал ряд указов в начале 1722 года и тем самым учредил при Сенате должности генерал-прокурора, обер-прокурора и прокуроров, коим предписывалось надзирать за законностью деятельности Сената и всех иных государственных органов. За период существования российская прокуратура неоднократно реформировалась, в отдельные времена, утрачивая свои позиции, становясь малозаметной структурой в государственном аппарате. Кардинально были реформированы устройство и организация прокуратуры в результате судебно-правовой реформы 60-х годов XIX века, когда на первый план вышло осуществление органами прокуратуры уголовного преследования. В таком виде прокурорская деятельность в нашей стране осуществлялась до Октябрьской революции, когда Декретом о суде №1 от 24 ноября 1917 г. российская прокуратура, наряду с другими дореволюционными судебными образованиями, была упразднена, а функции надзора возложены на другие органы. Однако первые годы советской власти показали насущную необходимость существования в стране независимого от местной власти государственного органа, главным предназначением которого является обеспечение точного и единообразного применения законов, и Положением о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 года в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная прокуратура. В последующем, в течение советского периода истории нашего государства, прокуратура еще не раз подвергалась изменениям – менялись ее названия, система, структура, совершенствовалось правовое регулирование, но основное содержание деятельности оставалось неизменным – прокуратура являлась органом надзора, который полномасштабно осуществлялся во всех сферах общественных отношений, при этом прокуратура играла важную роль в реализации уголовного преследования, надзирая за исполнением законов при расследовании уголовных дел и поддерживая обвинение в суде. Прокуратура и сегодня занимает особое место в числе правоохранительных органов России. Как сказано в ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре), прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России. Деятельность органов прокуратуры преследует следующие цели:
1. Обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности. 2. Защита прав и свобод человека и гражданина. 3. Защита охраняемых законом интересов общества и государства. Таким образом, главное назначение прокуратуры в нашем государстве, определяющее все содержание и характер ее деятельности, отношения прокуратуры с другими государственными органами – это надзор за исполнением законов на всей территории страны и обеспечение законности во всех сферах общественных отношений. Значимость такого надзора для нормального функционирования государства подчеркивает и конституционное закрепление основ организации и деятельности прокуратуры. Определяя главные черты, характеризующие современную российскую прокуратуру, необходимо выделить следующие: 1. Прокуратура – это федеральный орган государственной власти. Свою деятельность прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации. Полномочия прокуратуры распространяются на всю территорию России. 2. Прокуратура занимает специфичное положение в государственном устройстве России. Являясь органом государственной власти и находясь в тесных отношениях со всеми ветвями власти, она не может быть однозначно отнесена ни к одной из них. По характеру осуществляемых полномочий прокуратура в определенной степени «тяготеет» к органам исполнительной власти. Вместе с тем, прокуратура не включена в систему федеральных органов исполнительной власти, а – наоборот – данные органы поднадзорны прокуратуре. В Конституции РФ ст. 129, устанавливающая основы организации прокуратуры, отнесена к главе седьмой «Судебная власть и прокуратура». Но судебная власть в России принадлежит только судам, несмотря на то, что она, в соответствии с действующим процессуальным законодательством, осуществляется при значительном участии прокуроров в судопроизводстве.
Интересны отношения прокуратуры с законодательной властью, ведь прокуратура может рассматриваться как примыкающий к законодательной власти орган, уполномоченный надзирать за исполнением принимаемых законов. В то же время, законодательных функций прокуратура не осуществляет. Таким образом, имеются предпосылки считать прокуратуру отдельным самостоятельным органом государственной власти, что в известной мере противоречит конституционному устройству страны и принципам правового государства. 3. Прокуратура относится к числу правоохранительных органов. Ее деятельность в полной мере отвечает всем признакам этой деятельности – она направлена на охрану и защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства; осуществляется специально уполномоченными субъектами только на основании закона и в соответствии с законом; связана с применением мер государственного принуждения; принятые прокурорами законные и обоснованные решения подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. 4. Главным содержанием прокурорской деятельности является надзор за исполнением действующих на территории России законов. Другие осуществляемые прокуратурой направления деятельности, как правило, обусловлены или тесно связаны с выполнением ею надзорных задач в масштабе всего государства. 5. Прокуратура имеет разветвленную систему органов, позволяющих ей осуществлять надзор во всех урегулированных законом сферах правовых отношений. В то же время, эта система органов построена на началах единства и строгой централизации.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.007 с.) |