Вопрос 5. Прокурорский надзор 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 5. Прокурорский надзор



Основным содержанием прокурорской деятельности является осуществляемый от имени и по поручению государства надзор, предмет которого составляет соблюдение Конституции РФ, исполнение законов, действующих на территории России, в том числе, соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с положениями Закона о прокуратуре (ст.ст. 1, 21, 26) прокурорский надзор осуществляется в отношении федеральных органов исполнительной власти, СК РФ, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц, а также органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, субъектов осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

Прокурорский надзор в связи с этим имеет определенную специфику, он отличается от контроля и надзора со стороны иных государственных органов. Надзор со стороны прокуратуры имеет самые широкие границы, которыми не обладает деятельность иных государственных органов контроля и надзора (административного, технического, экологического, санитарного и т.п.). Он распространяется на все министерства, органы представительной и исполнительной власти, деятельность их должностных лиц, в том числе, и на сами органы, осуществляющие контрольные функции государства.

Закон о прокуратуре специально оговаривает, что при осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (п. 2 ст. 21, п. 2 ст. 26 Закона). По общему правилу, установив нарушение закона, прокурор не компетентен принять прямые меры по его устранению. В установленном законом порядке он ставит вопрос об устранении нарушений перед соответствующими органами и должностными лицами, либо обращается в суд.

В качестве главных задач прокурорского надзора следует назвать предупреждение, выявление и устранение правонарушений.

С учетом изложенного, прокурорский надзор – это осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц – прокуроров по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства путем принятия мер к своевременному предупреждению, выявлению и устранению нарушений закона, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности.

Статья 1 Закона о прокуратуре определяет пять основных направлений (отраслей) прокурорского надзора:

Ø надзор за исполнением законов (общий надзор);

Ø надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

Ø надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

Ø надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Ø надзор за исполнением законов судебными приставами;

Для решения задач выявления, устранения и предупреждения правонарушений закон устанавливает достаточно широкий круг правовых средства прокурорского надзора (кроме последней из указанных отраслей), совокупность которых имеет специфику применительно к каждой отрасли надзора.

Так, осуществляя надзор за исполнением законов, для выявления нарушений закона прокурор вправе:

- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов.

- иметь доступ к документам и материалам поднадзорных органов.

- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

- требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.

- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

- проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

- требовать от руководителей контролирующих или вышестоящих органов проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Для устранения выявленных нарушений используются акты прокурорского реагирования:

Ø протест (ст.23 Закона о прокуратуре);

Ø представление (ст.24 Закона о прокуратуре);

Ø постановление (ст.25 Закона о прокуратуре);

Ø предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).

Протест прокурора приносится, если нарушение закона выразилось в издании противоречащего закону правового акта. Адресатом внесения протеста является орган или должностное лицо, издавшие незаконный акт, или вышестоящие орган или должностное лицо.

Протест должен быть рассмотрен не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. В случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем заседании. Прокурор вправе установить и сокращенный срок рассмотрения протеста при наличии исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушения закона. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

В качестве меры реагирования на противоречащий закону акт прокурором может быть использовано также обращение в суд с требованием о признании данного акта недействующим. Прокурор может обратиться в суд как вместо принесения протеста, так и в случае, когда протест не удовлетворен органом, в который он вносился.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, полномочному устранить допущенные нарушения. Такой акт приносится, преимущественно, тогда, когда нарушения закона носили характер действия либо бездействия. Представление, в отличие от протеста подлежит безотлагательному рассмотрению. Закон устанавливает месячный срок для принятия конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующим. О результатах принятых мер сообщается прокурору в письменной форме.

Постановление выносится прокурором, если выявленное им нарушение носит характер административного правонарушения (постановление о возбуждении производства об административном правонарушении). Также постановлением прокурор вправе освободить лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

Задача предупреждения правонарушений решается всей надзорной деятельностью в целом, однако законом установлено и специальное профилактическое полномочие прокурора – предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 251 Закона о прокуратуре).

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, выделен Законом о прокуратуре в самостоятельную отрасль надзора, но он тесно примыкает к надзору за исполнением законов. Предметом данной отрасли является исполнение законов и соответствие законам правовых актов, касающихся реализации закрепленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина: социальных, трудовых, избирательных, жилищных, прав на свободу совести и вероисповедания, на осуществление местного самоуправления и др.

При надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в полной мере реализуются правовые средства надзора за исполнением законов. Вместе с тем, их перечень дополняется и рядом специфичных полномочий прокурора. Так, в соответствии со ст.27 Закона о прокуратуре прокурор:

Ø рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

Ø разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

Ø предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в защиту нарушенных прав и свобод человека и гражданина, если пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан.

Важной гарантией обеспечения законности в сфере борьбы с преступностью является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

В предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, входит: законность регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, соблюдение прав и свобод граждан при расследовании уголовных дел, законность применения мер процессуального принуждения, законность производства следственных и иных процессуальных действий, законность принимаемых по уголовному делу решений.

Полномочия прокурора при надзоре за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, урегулированы уголовно-процессуальным законодательством (ст. 37 УПК РФ). Особенностью данного направления надзора является особое правовое положение прокурора. По действующему законодательству он является неотъемлемым участником уголовно-процессуальной деятельности и его полномочия по отношению к органам дознания и предварительного следствия носят властно-распорядительный характер.

К предмету надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, необходимо отнести: соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий; соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий; законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Прокурор не является непосредственным участником оперативно-розыскной деятельности и в данном направлении надзора, в отличие от надзора за исполнением законов органами предварительного расследования, властно-распорядительными полномочиями в отношении поднадзорных органов не обладает. Поэтому, надзирая за исполнением законов в сфере оперативно-розыскной деятельности, прокурор в значительной степени использует общенадзорные полномочия.

Поскольку сведения, относящиеся к оперативно-розыскной деятельности, нередко составляют государственную тайну, надзор в данной сфере возлагается только на специально уполномоченных прокуроров, получивших допуск к государственной тайне. Такие прокуроры вправе проверять оперативно-служебные документы органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, их учетно-регистрационную документацию, а также ведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность.

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу имеет своим предметом: законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Полномочия, реализуемые прокурором в данной отрасли надзора в целом аналогичны полномочиям, применяемым им при надзоре за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Прокурор вправе в любое время посещать поднадзорные органы и учреждения, иметь доступ к их документам, беседовать с содержащимися в данных органах и учреждениях лицами, получать объяснения от должностных лиц. При обнаружении нарушений закона прокурор вносит представления об их устранении, опротестовывает противоречащие закону акты, выносит постановления.

В то же время, реализация прокурором указанных полномочий в данной отрасли надзора имеет свою специфику, определяющую их более властный характер. Так, прокурорские проверки проводятся независимо от того, имеются ли у прокурора сведения о фактах нарушения законов в поднадзорных учреждениях. Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению органами и должностными лицами, в отношении которых они вынесены. Действие опротестованных прокурором актов до рассмотрения протеста приостанавливается. При этом прокурор вправе своим постановлением отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу и осужденных, а также немедленно освобождать каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Надзор за исполнением законов судебными приставами вынесен  в 1999 году в отдельную отрасль надзора, что должно подчеркивать важность такой деятельности, как исполнение судебных решений. В предмет данной отрасли надзора входит: законность исполнения судебных актов и актов других органов, соблюдение установленных законодательством прав и свобод физических и юридических лиц при исполнении судебных решений, соответствие законам решений судебных приставов.

Вместе с тем, каких - либо особенностей данного надзора или специфичных полномочий прокурора закон не устанавливает. Надзирая за исполнением законов судебными приставами, прокурор реализует полномочия, определенные применительно к надзору за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также полномочия по надзору за исполнением законов органами предварительного расследования, поскольку в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством судебные приставы обладают процессуальными полномочиями органа дознания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.013 с.)