Федеративная республика германия. Подобно прокуратурам других европейских стран, главной функцией прокуратуры в 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федеративная республика германия. Подобно прокуратурам других европейских стран, главной функцией прокуратуры в



Подобно прокуратурам других европейских стран, главной функцией прокуратуры в Германии является уголовное преследование. Организация германской прокуратуры в целом имеет сходство с французской прокуратурой – прокуроры состоят при судах и подчинены Министерству юстиции, но эта система с учетом федеративного устройства ФРГ имеет определенные особенности.

Прокуратура действует при всех судах общей юрисдикции. При Верховном федеральном суде она представлена Генеральным федеральным прокурором и подчиненными ему федеральными прокурорами. Генеральный федеральный прокурор назначается Президентом с согласия Бундестага. При высших судах земли, судах земли и участковых судах действуют соответствующие прокуроры. Полномочия участковых прокуроров ограничены – они могут выступать только в участковых судах. Генеральный федеральный прокурор и федеральные прокуроры действуют под общим руководством Министра юстиции ФРГ, общее руководство прокурорами земель и участковыми прокурорами осуществляет министр юстиции каждой из земель[39]. Должностные лица прокуратуры обязаны руководствоваться законными указаниями вышестоящих прокуроров, однако Генеральный прокурор ФРГ не обладает правом давать указания прокурорам земель[40].

В задачи прокуратуры входит: расследование преступлений, осуществление уголовного преследования по ним и выступление в качестве обвинителя в суде, участие в судебном процессе в качестве “беспристрастной стороны”, приведение приговора в исполнение[41].

Прокуратура является органом дознания, она правомочна и обязана начинать уголовное преследование, принимать решения об окончании расследования, устанавливать обстоятельства дела, собирать доказательства. Прокуратура решает, достаточно ли в каждом конкретном случае оснований для возбуждения уголовного дела. Только прокурор может принимать решение об окончании расследования путем предъявления публичного обвинения или прекращения дела[42]. В отличие от прокуроров земель, федеральные прокуроры в Германии правомочны вести расследование и предъявлять обвинения только по делам о преступлениях, посягающих на государственную безопасность. При расследовании преступлений органы полиции обязаны подчиняться указаниям прокуратуры[43].

Судебное уголовное производство открывается на основании предъявленного прокурором обвинения. Прокурор не признается стороной в процессе, он считается, прежде всего, представителем закона и публичного порядка, стоящим как бы над частными сторонами (обвиняемым и потерпевшим)[44]. Не являясь стороной в процессе, прокурор только представляет в суде обвинение и по существу не участвует в судебном следствии. Наряду с этим прокурор осуществляет в суде и надзорную функцию – он обязан обращать внимание на то, чтобы дело рассматривалось в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и обжаловать нарушения в установленном порядке[45].

Хотя прокуратура и является органом уголовного преследования, при выяснении обстоятельств дела, прокуроры обязаны быть объективными, их задача – помочь суду принять справедливое решение. Поэтому прокуроры должны исследовать не только обвинительные, но и исключающие вину доказательства, сохранять доказательства, которые могут быть утрачены, выяснять обстоятельства, имеющие значение для определения меры наказания и применения уголовного закона. Вклад прокурора в достижение истины особенно явственно проявляется в том, что прокуратура дает свои заключения по апелляциям и ревизионным жалобам обвиняемых[46].

Прокурор участвует и в гражданском процессе. Он правомочен возбуждать иск с целью признания брака недействительным, ходатайствовать перед судом о признании лица недееспособным, осуществлять вызывное производство с целью установления факта смерти лица, считавшегося без вести пропавшим[47].

Уяснению этого вопроса поможет следующая схема.

Федеральный генеральный прокурор при верховном суде Германии   ü действует под руководством Федерального министерства юстиции ü не обладает правом давать указания нижестоящим прокурорам
Генеральные прокуроры при Верховных судах земель ФРГ (24)
Прокуроры при земельных судах второй инстанции (114) (действуют и в участковых судах)

 


Вопрос 3.  Органы предварительного расследования зарубежных стран

Великобритания

Основным органом предварительного расследования Великобритании выступает полиция, которая выполняет две задачи: поддержание порядка и расследование преступлений. Законодательство этой страны не различает виды правоохранительной деятельности полиции: административной, оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной. Деятельность по расследованию преступления может быть начата в любой момент обнаружения его признаков. В процессе расследования полиция вправе применять комплекс мер, направленных на обнаружение, собирание и изъятие информации. Однако действия, ограничивающие права граждан на личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища и переписки в любом виде требуют решения магистрата (мирового судьи).

Британская полицейская служба организована преимущественно по территориальному признаку в соответствии с существующим административно-территориальным делением. Наряду с этим имеются также полицейские формирования, созданные по функциональному принципу. В отличие от большинства других государств, в Великобритании отсутствует особый корпус уголовной полиции. И все служащие британской полиции (от констебля и выше) наделены соответствующими правами в части производства досудебного расследования[48]. Но некоторые из них занимаются детективной деятельностью на постоянной основе, в составе подразделений, специально образуемых для расследования преступлений. Часто их называют детективами и всего их насчитывается в составе английской полиции около 12 тыс. человек[49]. Систему полицейских органов Великобритании образуют: а) Скотланд-Ярд; б) полицейские департаменты графств; в) транспортная полиция; г) полиция Северной Ирландии.

Отличительной чертой организации британской полицейской службы является ее децентрализованный характер. Министру внутренних дел непосредственно подчинен лишь Скотланд-Ярд. В отношении остальных полицейских формирований, подчиняющихся специальным полицейским комитетам, образуемым членами органов местного самоуправления и мировым судьям, министр не обладает правом оперативного руководства и не несет прямой ответственности за их деятельность. Его функции ограничиваются лишь вопросами финансирования и кадровой политики.

Наряду с полицией в Великобритании существует специфичный орган предварительного расследования – коронер. В его обязанности входит расследование по делам о преступлениях, затрагивающих интересы королевской власти: убийства. Это лица, обладающие знаниями в области медицины и права, назначаемые советами городов или графств, начинают расследование по собственной инициативе. Их расследование не исключает расследования полиции[50].

Особую роль в производстве по уголовным делам играет Государственная обвинительная служба (именуемая в литературе также Королевской службой преследования или Службой государственных обвинителей), возглавляемая Директором публичных преследований. Директор публичных преследований находится в подчинении Генерального атторнея, который, являясь высшим должностным лицом в сфере уголовного преследования, в некоторой степени выполняет функции, возлагаемые в других странах на прокуратуру.

К компетенции Государственной обвинительной службы относится возбуждение уголовного преследования, расследование дел о преступлениях, отличающихся повышенной опасностью и сложностью, организация и осуществление уголовного преследования в судах, дача рекомендаций полиции в связи с началом производства по конкретным уголовным делам, проверка начатых полицией уголовных дел. Директор публичных преследований может возбуждать уголовные дела по требованию министра внутренних дел и Генерального атторнея, а также по собственной инициативе в случаях, предусмотренных законом. В отдельных случаях предусмотрено возбуждение производства по расследованию государственных преступлений непосредственно Генеральным атторнеем[51].

 

Соединенные Штаты Америки

В отличие от Великобритании, в США действует более сложная система органов, наделенных полномочиями по расследованию преступлений. В соответствии с действующими нормами права и существующими правовыми обычаями, досудебное расследование уголовных дел в США осуществляют многие органы и должностные лица. Важнейшими среди них являются: а) полиция; б) атторнейские службы; в) следственные комиссии; г) правительственные органы; д) Большое жюри присяжных заседателей; е) судейские чиновники; ж) коронеры[52].

Тем не менее, основным органом, также как и в Великобритании, является полиция. Как единого органа, полиции в США нет. Она находится на трех уровнях – федеральном, штата и местном. При этом федеральная полиция состоит исключительно из ведомственных органов, проводящих расследование. Их исключительно из ведомственных органов, проводящих расследование. Их насчитывается около 50[53]. К их числу относится Федеральное бюро расследований и другие подразделения Департамента юстиции США, Секретная служба казначейства США, Инспекторский департамент почтового ведомства, Таможенное бюро и др. На каждый из этих и множество других органов возложено расследование преступлений, совершенных против соответствующих профилю их деятельности федеральных законов[54].

Ведущая роль среди органов федерального уровня отводится Федеральному бюро расследований (ФБР), к ведению которого отнесено осуществление оперативно-розыскных и иных действий по расследованию подавляющего большинства дел, возникающих в связи с нарушением федеральных законов[55].

Полиция штата ограничена в своей деятельности территорией штата и поэтому правомочна осуществлять расследование лишь на своей территории. Строгого разграничения компетенции между федеральными органами расследования и соответствующими органами в штатах не существует, поскольку ответственность за совершение некоторых преступлений может быть предусмотрена как в федеральном законодательстве, так и законодательстве штатов. Расследование в отношении такого рода преступлений производится совместно федеральными властями и властями штатов.

Местная полиция создается органами местного самоуправления округов, городов, самостоятельных в административном отношении населенных пунктов. Каждое полицейское формирование вправе действовать на своей территории и формально независимо от управления штата[56].

Как и в Великобритании, в США существует коронерское расследование. В некоторых штатах расследование также может быть поручено судейскому чиновнику, который весьма близок к судебному следователю Франции[57]. Также расследование преступлений осуществляют следственные аппараты атторнейской службы различных уровней. Возможно образование комиссий для расследования конкретных преступлений, когда есть основания считать, что местные правоохранительные органы не в состоянии объективно разобраться с этими преступлениями. Примерно в таких же случаях расследование могут осуществлять большие жюри присяжных[58].

 

Франция

Система органов, наделенных полномочиями осуществлять предварительное расследование преступлений во Франции, во многом определена особенностями французского досудебного производства по уголовным делам.

Предварительное расследование преступлений во Франции осуществляется в двух формах: дознания, осуществляемого судебной полицией и предварительного следствия, являющегося исключительной прерогативой должностных лиц, входящих в состав судейского корпуса. При этом предварительное следствие имеет двухинстанционную структуру. Соответственно этому к органам предварительного расследования Франции относятся: а) судебная полиция; б) следственный судья (первая инстанция); в) следственная камера (вторая инстанция).

Судебную полицию организационно образуют различные полицейские силы: национальная полиция, подчиненная Министерству внутренних дел, и национальная жандармерия, входящая в систему Вооруженных сил.

Выполнение функции судебной полиции в данных органах выполняют полицейские чиновники: офицеры, агенты и помощники агентов судебной полиции, а также иные чиновники и агенты. Офицеры обладают всей полнотой полномочий судебной полиции. Агенты и их помощники могут оказывать содействие офицерам полиции, устанавливать соответствующие факты, закреплять доказательства и не имеют права принимать решения о задержании.

По делам о правонарушениях, посягающих на лесные и земельные владения, расследовать и протоколировать обнаруженные факты могут определенные должностные лица службы по охране вод и лесов и сельские смотрители[59].

Следственные судьи являются органами предварительного следствия первой инстанции. Следственные судьи комплектуются из числа судей трибуналов большой инстанции (второй ступени системы французской юстиции) и назначаются декретом президента Республики сроком на 3 года. Являясь членом судейского корпуса, следственный судья даже вправе участвовать в качестве судьи в рассмотрении судебных дел, кроме тех, что были расследованы им самим[60].

Следственный судья правомочен вести предварительное следствие в случае формального представления ему дела прокурором или потерпевшим. В отношении преступлений следствие обязательно, в отношении уголовных проступков – факультативно. Следственный судья обладает полномочиями по расследованию уголовных дел, которое он осуществляет самостоятельно или с помощью судебной полиции, офицерам которой он может дать поручения. В его компетенции производить все следственные действия, делать любые запросы, необходимые для отыскания материальной истины, а также применять меры принуждения[61]. Вместе с тем, следственный судья находится в зависимости не только от судебных инстанций, но, в значительной степени, и от прокурора, который осуществляет надзор за законностью производства предварительного следствия.

По окончании расследования следственный судья передает производство прокурору для оценки, который в случае одобрения возвращает дело для дальнейшего рассмотрения. При этом следственный судья вправе вынести постановление о направлении дела в соответствующую судебную инстанцию либо о прекращении уголовного преследования, если он найдет предъявленное обвинение необоснованным, а улики недостаточными[62]. В том случае, если следственный судья найдет в совершенном деянии состав преступления, дело направляется в следственную камеру.

Следственная камера (до Закона от 15 июня 2000 г. следственные камеры назывались обвинительными камерами)[63] выступает в качестве следственного органа второй инстанции и является структурным подразделением апелляционного суда. В составе каждого апелляционного суда действует одна или несколько следственных камер. Данный орган действует в составе председателя и двух членов.

Следственная камера осуществляет надзор за деятельностью следственных судей, обладая правом наложения на них дисциплинарных взысканий. Как надзорная инстанция, она контролирует постановления и распоряжения следственных судей, рассматривает заявления участников процесса о нарушениях норм УПК, допущенных следственным судьей, прокурором или должностными лицами судебной полиции. Право обращения в следственную камеру принадлежит не только следственному судье и прокурору, но и обвиняемому, гражданскому истцу, потерпевшему и адвокатам. В случае признания данных предварительного расследования достаточными для принятия решения, камера вправе прекратить уголовное преследование или предать обвиняемого суду[64].

Имеются и специализированные органы предварительного следствия – судья и следственный судья по делам несовершеннолетних, следственный судья и палата по контролю за следствием при военных судах, следственные комиссии при Высоком суде правосудия и Суде правосудия Республики[65].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.015 с.)