Технологии дифференцированного обучения разрабатываются в рамках различных форм дифференциации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии дифференцированного обучения разрабатываются в рамках различных форм дифференциации.



Внешняя дифференциация:

Элективная (гибкая) форма дифференциации преобладает в профессиональном образовании зарубежных стран. Данная тенден­ция проявляется сегодня и в российском образовании в виде вклю­чения в учебный план дисциплин по выбору (спецкурсы, спецсеминары), а также перехода к блочному построению учебных программ с большим набором элективных курсов, рейтинговой системой оценки знаний, широкими возможностями для само­стоятельной углубленной специализации.

Селективная (жесткая): Группы специализаций, группы базового уровня обучения (стандарт), группы повышенного уровня.

Внутренняя дифференциация

В массовой практике профессионального образования до пос­ледних лет преобладала внутренняя дифференциация лишь в од­ной ее форме — дифференцированного подхода как средства учета индивидуальных особенностей студентов. Обучение велось в гете­рогенных (разнородных) группах, и дифференциация должна была осуществляться посредством: вариативности темпа изучения ма­териала, дифференциации заданий, выбора различных видов де­ятельности, определения характера и степени дозировки помо­щи преподавателя.

44. Интерактивные образовательные технологии

Интерактивные образовательные технологии -включают методы, построенные на коммуникации всех участников образовательного процесса: взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами (например: деловая игра; коллективная мыслительная деятельность; корпоративное обучение; метод проектов, тренинг).

Интерактивный -означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Это, прежде всего, диалоговое обучение.

Интерактивные методики предполагают взаимодействие педагога, обучающегося и обучающихся между собой (в отличие от активных методов обучения, которые предполагают взаимодействие педагога и обучающегося).

Интерактивные технологии представляют собой систему правил взаимодействия педагога и обучающихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение.

Интерактивные технологии основаны на принципах взаимодействия, активности обучающихся, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.

Образовательный процесс, опирающийся на использование интерактивных технологий, организуется с учетом включенности всех обучающихся без исключения. Основной акцент делается на групповой работе, работе в малых группах. В ходе выполнения заданий организуется групповое взаимодействие, идет групповое обсуждение, обмен знаниями, идеями, способами деятельности. При этом каждый вносит свой вклад, чувствует свою включенность и востребованность.

Кроме индивидуальной, парной и групповой работе, в арсенале интерактивных технологий есть проектная работа, ролевые и деловые игры, работа с различными источниками информации и документами.

В общем виде можно перечислить следующие интерактивные формы:

Работа в парах: обсуждение, взятие интервью у напарника, анализ творческой работы партнера, разработка вопросов к группе или ответы на вопросы педагога.

Работа в малых группах: когда нужно решить сложные проблемы коллективным разумом

Ротационные (сменные) тройки: состав группы из трёх человек меняется от задания к заданию

Карусель или вертушка.

Мозговой штурм: участникам обсуждения предлагают высказать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике

Аквариум: несколько обучающихся разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Форма диалога - обсудить проблему. Малая группа выбирает того, кому она может доверить ввести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Педагог и все остальные выступают в роли зрителей.

Дерево решений: обучающиеся делятся на 3 или 4 равночисленные группы. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Ролевая (деловая) игра.

Дебаты: убедить других в том, что его подход к решению проблемы правилен

Броуновское движение – предполагает движение всех участников группы по кабинету с целью сбора информации по предложенной теме.

«Микрофон» – дает возможность каждому высказать свою мысль или позицию, но не комментировать и не оценивать ответ, не перебивать, не выкрикивать. Говорит только тот, у кого символический микрофон

Анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ.

Метод - тренинг. Форма групповой работы, где участники садятся полукругом и, обращаясь друг другу по имени, ищут решение проблемы, педагог направляет деятельность группы.

Метод проектов. Расширяет умение работать самостоятельно, учитывая актуальность проблемы, учит ориентироваться в информационном пространстве, расширяет познавательные, творческие умения и навыки обучающихся.

Интерактивные технологии позволяют решать одновременно несколько педагогических задач (знание, опыт применения, эмоциональное восприятие, компетентность), но главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Они также помогают установлению эмоциональных контактов между обучающимися, обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию и коммуникабельность.

Алгоритм проведения «интерактивных» занятий (занятий с применением интерактивных технологий): Вступление («погружение в тему», объяснение правил и этапов работы); Основная часть (определение групп и организация интерактивного взаимодействия); Рефлексия (анализ содержания и эмоционального фона занятия).

несколько основных условий реализации интерактивных технологий:

1. Создание ситуации диалога, атмосферы сотрудничества. Важнейшим условием обеспечения диалога и выстраивания партнерских отношений является организация интерактивного взаимодействия. Без эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса нет ожидаемых эффектов применения интерактивных технологий.

Здесь важна организация двустороннего и многостороннего обсуждения, использование различных каналов и форм коммуникации, использование игровых методов. В данном процессе важна не сама передача информации, а процесс взаимодействия, когда ключевое значение приобретает реакция и обратная связь между педагогом и обучающимися, а также между самими обучающимися.

2. Организация пространства взаимодействия. Диалог невозможно организовать без соответствующих условий. Надо обеспечить контакт глаз, мимики и жестов. Не в затылок друг другу вести диалог, а лицом к лицу. Для этого необходимо грамотно рассадить участников.

Для организации эффективного взаимодействия обучающихся необходимо сформировать малые группы, в которых в дальнейшем пойдет вся основная работа. Принципы и методы формирования групп зависят от задач, которые педагог решает в ходе занятия и от индивидуальных особенностей обучающихся и их подготовки. Группы могут быть сформированы, исходя из пожеланий обучающихся, по игровому принципу или по предложению педагога, когда необходимо достичь равномерного распределения обучающихся по степени их подготовки.

3. Применение информационно-коммуникационных средств и других форм наглядности. Подключение визуальных объектов позволяет активно задействовать мощный зрительный канал получения информации, материализовать ход обучения, дает возможность наглядно представить результаты.

4. Наличие совместной деятельности, изготовление совместного продукта. Основной целью интерактивных технологий является установление устойчивой диалоговой связи между участниками обучения. Работа в группах, работа в команде над различными заданиями педагога не только объединяет, но и создает благоприятный климат в коллективе. Работа в команде, конкретность результата, осознанность своей роли в достижении этого результата – мощные мотивирующие факторы, которые обеспечивают поддержание тонуса, развитие уверенности в своих силах и позитивного настроя всех обучающихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.008 с.)