Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология индивидуализации и дифференциации обучения

Поиск

Понятия «индивидуализация» и «дифференциация», как пра­вило, рассматриваются в единстве.Индивидуализация обучения определяет сущность, целевую направленность дифференциации.

Индивидуализация- это учет в процессе обучения индивиду­альных особенностей обучающихся, создание условий для про­явления и развития личности как индивидуальности посредством выбора соответствующего ее возможностям, потребностям и ин­тересам содержания, форм и методов обучения.

Дифференциация -разделение обучающихся на группы на ос­новании каких-либо индивидуальных особенностей для отдельного обучения: по возрастному составу; по полу; по области интересов; по уровню умственного развития; по уровню достижений; по личностно-психологическим типам

При этом важно отметить, что эти группы могут быть как стабильными, так и относительно стабильными, а отдельное обучение — как постоянным, так и временным.

Наиболее ин­тенсивно подходы к индивидуализации и дифференциации обу­чения развивались в зарубежной и отечественной педагогике и практике образования в первой трети XX в. и были связаны с ре­форматорскими идеями Джона Дьюи, предложившим новую модель обучения, ориентированную на развитие активной, мыслящей, творческой личности и построенную на основе учета интересов и индивидуальных способностей личности.

Более всего воплощение данных идей проявилось в разрабо­танной Еленой Паркхерст технологии обучения, получившей название «Дальтон-план». Реализация технологии требовала изменения форм обучения — отказа от традиционно сложившейся классно-урочной формы, перехода к индивидуальной форме, что позволяло обучающимся самостоятельно планировать свой учебный день и давало возможность продвигаться в процессе обучения сво­им собственным темпом.

Активная разработка и внедрение данного подхода в отече­ственной педагогике в 1920-е гг. сменилась резкой критикой и постепенным забвением ее в последующие, что связано как с недостатками самой технологии и сложившегося в педагогиче­ской практике стиля руководства учебной деятельностью обуча­ющихся, так и с тенденциями общественно-политического раз­вития страны.

Интенсивное развитие теоретических основ индивидуализа­ции и дифференциации возобновилось в 1970-1980-е гг. и про­явилось, прежде всего, в разработке индивидуального и диффе­ренцированного подходов к обучению, рассматриваемых в ка­честве «проникающих» технологий, включенных в тради­ционную технологию классно-урочной системы обучения. Лишь на рубеже 1990-х гг. идеи дифференциации и индивидуализа­ции обучения оформились на уровне создания конкретных техно­логий.

К технологиям индивидуализации обучения можно отнести:

технологию модульного обучения, обеспечивающую выбор обу­чающимся индивидуальных путей движения внутри законченных блоков-модулей, содержащих структурированный в виде системы учебных элементов учебный материал;

технологии открытого обучения -учения студентов в инди­видуальном темпе, по индивидуальным программам.

Организационная структура открытого обучения по конкретной дисциплине может выглядеть следующим образом:

разработка содержания и структуры дисциплины, включающая внутренний модуль (ведущие опорные знания, предусмотренные стандартом) и внешний модуль (расширяющий блок, новые раз­делы, имеющие непосредственное отношение к содержанию про­фессиональной подготовки);

проектирование каждым студентом собственной индивидуаль­ной программы курса, включающей в себя внутренний модуль и отдельные темы, разделы внешнего;

присвоение каждому разделу, согласно его уровню сложности и объему, рангового балла;

составление студентами графика изучения курса и сдачи раз­делов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.59.121 (0.008 с.)