К непосредственным формам относятся: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К непосредственным формам относятся:



просьба в адрес собеседника -это побуждающее обращение, призывающее удовлетворить потребности, нужды и желания. Просьба окрашивается мягкими интонациями и инструментуется как внутренняя потребность педагога. Традиционная парадигма этой формы — «Прошу вас…» («Прошу вас, приглушите немного звук приемника», «Прошу вас, проследите за логикой моего рассказа»).

совет -мнение по поводу того, как следует поступать, что сделать, что сказать. К использованию этой формы прибегают в тех случаях, когда требуется более открытое, чем в просьбе, указание, но оно все же несет в себе скорее характер наставничества, нежели принуждения: один из собеседников лучше разбирается в обсуждаемом вопросе, поэтому он советует. Точка зрения советчика может быть либо принята, либо отвергнута. Исходя из этого, парадигмой совета служит фраза: «Я бы посоветовал вам…». Присутствие частицы «бы» реализует право на сомнение и выработку индивидуального решения. «Я бы посоветовал вам не солить суп» — а человек попробовал и посолил.

рекомендация- аргументированное пожелание, используемое в тех случаях, когда необходимо обосновать для ребенка значение той или иной безусловной нормы, правила. Для усиления рекомендательного воздействия часто используется иллюстрация описательного характера или личный пример. В случае острой необходимости рекомендация может высказываться как настоятельное требование, не допускающее сомнений и вызывающее быстрое ответное действие. Примерная формула рекомендации может быть представлена фразой: «Я рекомендую (я настоятельно рекомендую) вам… потому что…» Например: «Накануне выпускного сочинения я рекомендую вам побывать на природе, потому что общение с ней благотворно влияет на психическое самочувствие и создает поэтический настрой, столь необходимый для творчества». деловое распоряжение -забота о надлежащем обустройстве, соответствующем, по назначени и во времени, использовании чего-либо, выполнении в срок. Деловое распоряжение инструментуется как волевое усилие в интересах дела и поэтому ограничивает альтернативные вариации способов исполнения.Форма обращения при этом должна быть этически выдержанной, с сохранением вежливого и уважительного тона, что обеспечивает равные права всех участников дела. Например: «Пожалуйста, откройте тетради», «Пожалуйста, включите свет», «Напоминаю, что завтра мы выполняем проверочную работу. Пожалуйста, обратите еще раз внимание на решение задач данного типа»;

приказ -официальное, обязательное для исполнения распоряжение человека, обладающего властью, наделенного соответствующими полномочиями. Лаконичность приказа достигается использованием неопределенной формы глагола: «Отдать…», «Получить…», «Исполнить…», «Уволить…», «Принять…» и т.п. Приказ является наиболее жесткой формой предъявления требования и используется педагогом при общении с детьми в исключительных случаях, когда необходимо пресечь какое-либо асоциальное действие ребенка, предъявив ему норму в высоком социальном значении.

Опосредованные вербальные формы трансляции еще более многообразны и индивидуальны, а спектр их применения и использования безграничен.

рассказ -небольшое словесное изложение каких-либо событий. Содержанием рассказа могут стать события реальной жизни, фрагменты художественных произведений, сказок, журнальных или газетных статей.

аналогия -указание на сходство, подобие в чем-либо явлений, предметов, понятий, поведения и отношения детей. Парадигмами аналогии могут стать фразы: «Мне это напоминает….», «В таких случаях мне вспоминается…» и т. п.

вопрос -обращение с целью инициирования работомысли и получения информации. Этой формой пользуются в тех случаях, когда ребенок сам способен дать отчет в содеянном, оценить и сравнить свое отношение и поведение с нормой. При этом педагог напрямую апеллирует к детям: «Как вы считаете…», «Что вы сами думаете…», «Как, по-вашему…», «Как бы вы поступили на моем месте?»;

удивление -ответная эмоциональная реакция педагога на неожиданное поведение ученика, побуждающая его к переосмыслению своей позиции.Возможные парадигмы удивления: «Я не могу поверить…», «Разве такое возможно…», «Вы и сами усомнились бы в реальности…»;

намек — тонкое указание, способствующее самостоятельной догадке.

Из невербальных форм предъявления требования можно выделить три основные, каждая из которых выступает как отдельный вид, но в реальном акте воздействия сливаются воедино и дополняют, усиливая влияние, вербальную трансляцию:

пауза — выжидательная позиция педагога, выражаемая в непродолжительной приостановке речи. Производится с целью привлечения внимания, для усиления акцента, предоставления возможности самостоятельной регуляции состояния и поведения.

мимика- движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние. Мимически можно изобразить различные состояния, от гнева до радости, но вместе с этим можно передать и информацию одобрительного или осуждающего характера, а следовательно, выразить требование.

пластика -движения, жесты и поза, информирующие о состоянии и отношении в процессе общения.

1. Требование должно доводиться до логического конца. О предъявленном требовании нельзя забывать или от­казываться от него, видя сопротивление детей предъявляемой норме. Иначе у детей сфор­мируется негативное отношение к требованию педагога и к нему самому.

2. Инструктивность требования может непосредственно ука­зывать на последовательность действий, а может выражаться намеком. Дать инструкцию – значит за­интересовать в получении результата, обозначить средства и совокупность опе­раций по достижению цели. Четкая инструкция должна обязательно соответствовать уровню разви­тия ребенка.

3. Учет индивидуальности ребенка, т.е. планирование воспитательной работы исходя из личных интересов ребенка без сравнения с другими детьми.

4. Учет психического состояния. При увле­ченности игрой и т.п. дети могут отказаться от выполнения требования. В этом случает необходимо включить детей в такую деятельность по выполнению нормы, которая бы являлась логичным продолжением того, чем они сейчас заняты.

5. Позитивная направленность при обращении к детям, оптимистичность настроения.

6. Занимательность форм деятельности, что снимает напряжение.

7. Соблюдение педагогического такта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.007 с.)