Традиционная педагогическая технология. Традиционная форма обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционная педагогическая технология. Традиционная форма обучения



Традиционная технология относится к системным технологиям, поскольку охватывает весь педагогический процесс учебного заведения, и носит название «классно-урочная система», сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я. А. Коменским

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются следующие:

учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

основной единицей занятий — урок;

урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают пал одним и тем же материалом;

работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы.

Цель обучения и воспитания задается в государственных документах: формирование личности с заданными качествами: всестороннее, гармоничное ее развитие, формирование гражданина с определенным перечнем качеств.

Традиционная технология сохраняет преимущество информированности личности над ее культурой (школа знаний), рационально-логического в познании над чувственно-эмоциональным.

Концептуальную основу традиционных технологий составляют известные принципы, заложенные еще Я. А. Коменским: природосообразность, научность, доступность, последовательность и систематичность, сознательность и активность, наглядность, связь обучения с жизнью, прочность, учет возрастных и индивидуальных особенностей.

По своему характеру цель технологий обучения (ТО) - это воспитание личности с заданными свойствами.По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений, навыков (ЗУН), а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией).

Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в период индустриализации, научно-технического прогресса и остается технократическим.75% учебных предметов в школе направлены на развитие левого полушария (рациональное мышление).

Особенности методики. Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, учение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для раскрытия индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.Деятельность учащихся на уроке регламентирована планом урока, ориентированного на «среднего» ученика.

Позиция учителя: командир, ведущий, судья - субъект ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Позиция ученика: ученик- подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик — еще не полноценная личность, бездуховный «винтик».

Преобладающие методы: сообщение готовых знаний;упражнения по образцу;индуктивная логика изложения;репродуктивное воспроизведение на основе механической памяти.

Процесс обучения как деятельность в ТО характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника.
В составе учебной деятельности ребенка:самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель;планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию;итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производятся не им, а учителем, другим взрослым.

Оценивание деятельности учащихся. Традиционной педагогикой разработаны критерии количественной пятибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам; требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность контроля и оценивания, всœесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность.

При этом в школьной практике ТО обнаруживаются отрицательные стороны традиционной системы оценок.

Количественная оценка - отметка - часто становится средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического и социального давления на ученика.

Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует учащихся на "хороших" и "плохих".

Названия "троечник", "двоечник" вызывают чувство ущербности, унижения, либо приводят к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности.

Особо существует проблема двойки. Она является непереводной оценкой, основанием второгодичества и отсева, т. е. решает во многом судьбу личности, и в целом представляет большую социальную проблему Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, рождает психологический конфликт ученика с самим собой, с учителем, предметом, школой, с семьей.

К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов.
Представленные ниже сценарии уроков по различным дисциплинам дают учителю представление о практическом решении дидактических задач

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.005 с.)