Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Допуски и посадки подшипников каченияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общие понятия Подшипники качения являются наиболее распространенными изделиями массового производства. Точность подшипников регламентирована стандартами ГОСТ 520-89 и ГОСТ 3325-85. Установлены следующие классы точности: 0; 6; 5; 4; 2 точность возрастает Точность подшипников качения влияет на допуски по наружному и внутреннему кольцам, предельные отклонения монтажной высоты, радиальное биение дорожки качения и биение наружной цилиндрической поверхности относительно базового торца. Класс точности записывают перед условным обозначением подшипника, например: 5 – 205 ГОСТ 8338-75; 6 – 7000114 ГОСТ 8338-75. Поле допуска на изготовление колец образуется сочетанием букв L или l c цифровым индексом класса точности: L 0; L 6; L 5; L 4; L 2 – поля допусков на изготовление внутреннего кольца; l 0; l 6; l 5; l 4; l 2– поля допусков на изготовление наружного кольца. Поля допусков посадочных мест – вала и корпуса – принимаются по ЕСДП СЭВ с учетом рекомендаций ГОСТ 3325-85. Посадки по наружному кольцу выполнены в системе основного вала, т.е. диаметр наружного кольца принят за диаметр основного вала. В каждом классе точности подшипника предусмотрены наборы рекомендуемых по ГОСТ 3325-85 полей допусков корпуса. Посадки по внутреннему кольцу выполнены в системе основного отверстия. Поле допуска внутреннего кольца расположено в минус от номинального размера. Это вызвано необходимостью получения посадок с гарантированным натягом, который не вызывает чрезмерных деформаций тонкостенных колец. При перевернутом расположении поля допуска отверстия внутреннего кольца требуемые посадки с натягом по внутреннему кольцу достигаются за счет использования стандартных полей допуска вала переходных посадок. При выборе посадок подшипников качения рекомендуется учитывать следующее: · тип и класс точности подшипника; · значение, направление и характер силы, действующей на подшипник; · жесткость вала и корпуса; · влияние реальных температур на эксплутационные зазоры или натяги в соединениях: наружное кольцо – корпус, а внутреннее кольцо – вал; · способ применения подшипника (с затяжкой или без затяжки); · удобство монтажа и демонтажа соединения; · вид нагружения беговых дорожек колец подшипника качения: местное, циркуляционное, колебательное [1], (ГОСТ 3325-85). На сборочных чертежах посадка подшипника качения обозначается дробью, как и для гладких соединений, например: в корпус и т.д., на вал и т.д. Рекомендуемые посадки подшипников качения можно выбрать из таблиц ГОСТ 3325-85. Качество и долговечность работы подшипников качения во многом зависит не только от точности размера в корпусе и на валу, но также от точности формы и расположения посадочных мест. Поэтому при оформлении чертежей посадочных мест подшипников качения необходимо регламентировать допуск размера, формы, расположения и параметры шероховатости обработанной поверхности (например, рис. Б2 прил. Б). 2.2 Пример выполнения задания на тему «Допуски и посадки подшипников качения» [3, 9, 11, 12, 24, 25] Выбор задания. Из табл. А11 прил. А выбираем исходные данные: условное обозначение подшипника – 7000114 ГОСТ 8338-57; интенсивность радиальной нагрузки PR = 1200 Н/мм; класс точности подшипника – 6; виды нагружения колец подшипника: внутреннего кольца – местное; наружного кольца – циркуляционное; режим работы: легкий или нормальный. Порядок выполнения задания. По условному обозначению подшипника 7000114 определяем его основные размеры [12, c. 191; 9; 31] из табл. А13 прил. А: D = 110 мм – наружный диаметр; d = 70 мм – внутренний диаметр; b = 13 мм – ширина кольца. В зависимости от размера и класса точности находим предельные отклонения на изготовление колец подшипника [12, c. 60; 9, c. 159]: для наружного кольца при D = 110 мм, es = 0; ei = –13 мкм; для внутреннего кольца при d = 70 мм; ES = 0; EI = –12 мкм. Строим схему расположения полей допуска для наружного и внутреннего колец подшипника (рис. 2.1). Выбираем посадки подшипника качения в зависимости от вида нагружения. При местном нагружении колец выбираем посадку в табл. А14 прил. А в зависимости от режима работы и конкретного назначения узла подшипника. В нашем примере (при легком или нормальном режиме работы для роликов ленточных транспортеров) принимаем посадку на вал с полем допуска g 6. При циркуляционном нагружении колец посадку следует выбирать по табл. А15 прил. А в зависимости от интенсивности нагружения посадочных мест P R и диаметра кольца. В нашем примере при D = 110 мм и P R = 1200 Н/мм принимаем посадку на корпус с полем N 7.
Рисунок 2.1 – Схема расположения полей допуска для наружного и внутреннего колец подшипника
Определяем предельные отклонения размеров вала и корпуса [19]: для вала Æ70 g 6 es = –10 мкм; ei = –29 мкм; для корпуса Æ110 N 7 ES = –10 мкм; EI = –45 мкм. Шероховатость поверхности посадочных мест назначаем по табл. А27 прил. А в зависимости от номинальных диаметров и класса точности подшипника. В нашем примере: для вала для корпуса цилиндрическая поверхность цилиндрическая поверхность Ra не более 0,63 мкм; Ra не более 1,25 мкм; поверхность торцов запле- поверхность торцов запле- чиков Ra не более 1,25 мкм чиков Ra не более 2,5 мкм. Назначаем допускаемые отклонения формы поверхности посадочных мест на валу и в корпусе. В нашем примере по [24, c. 11] или по табл. А36 прил. А: для вала для корпуса отклонения от круглости отклонения от круглости 5 мкм; 5 мкм; отклонения профиля про- отклонения профиля про- дольного сечения 9 мкм; дольного сечения 9 мкм. На чертеже полученные результаты указываем условным обозначением знаком и отклонения продольного сечения. Определяем допускаемое торцовое биение Δ заплечиков вала и корпуса в зависимости от диаметра колец и класса точности подшипника в работе [23, c. 13, 14] или по табл. А37 прил. А. В нашем примере: для вала Δ = 19 мкм; для корпуса Δ = 35 мкм. Эскизы посадочных мест вала, корпуса и узла выполняем в соответствии с требованием стандартов (см. рис. Б2 прил. Б). При оформлении эскизов следует учесть, что на сборочных чертежах подшипников качения посадку обозначают дробью, так же как и для гладких соединений. В нашем примере: для вала Æ70 ; для корпуса Æ110 . Выполним анализ посадок подшипников качения в корпус и на вал. Схема расположения полей допусков посадок Æ70 и Æ110 приведена на рис. 2.2. Посадка в корпус спроектирована в системе основного вала (наружного кольца) с полем допуска l 6. Требуемые зазоры (натяги) при сборке достигаются за счет изменения предельных отклонений отверстия корпуса (в нашем случае поле допуска N 7). Поля допусков l 6 наружного кольца и N 7 отверстия корпуса на схеме взаимно перекрываются, т.е. при сборке возможно получение как и зазора, так и натяга. Это случай переходной посадки, и показателями переходной посадки являются наибольшие зазор и натяг. При изготовлении и сборке деталей в серийном, крупносерийном и массовом производстве наиболее вероятными могут быть средний зазор или натяг (S m или N m).
посадка в корпус посадка на вал
Рисунок 2.2 – Схема расположения полей допусков колец подшипника, отверстия корпуса и вала (посадки Æ110 и Æ70 ).
Предельный зазор (натяг) в переходной посадке можно рассчитать по формулам (1.10) и (1.15); средний зазор (натяг) – по формулам (1.23)–(1.24). В нашем примере – формулы (1.10), (1.15), (1.19), (1.20): N max = es – EI = 0 – (–45) = 45 мкм; S max = ES – ei = [(–10) – (–15) = 5 мкм; = 0,5·[–10 + (–45)] = 0,5·(–55) = –27,5 мкм; = 0,5·[0 + (–15)] = 0,5·(–15) = –7,5 мкм, где – координата середины поля допуска отверстия корпуса ( – формула (1.19)), – координата середины поля допуска наружного кольца ( – формула (1.20)). Покажем расчетные параметры N max, S max, и на схеме (рис. 2.2). Координаты середин полей допуска наружного кольца и корпуса определяют размер средних диаметров d m и D m. Из схемы следует, что ( > ), т.е. при сборке наружного кольца с d m и отверстия корпуса с D m будет иметь место посадка со средним натягом N m, значение которого можно определить по формуле (1.24): . В нашем примере: N m = –7,5 – (–27,5) = 20 мкм. Посадка на вал выполнена в системе основного отверстия. Однако поле допуска L 6 на диаметр отверстия внутреннего кольца расположено в «минус» от номинального размера, а не в «плюс», как у обычного отверстия, т. е. не «в тело» кольца, а вниз от нулевой линии [1, c. 232]. Это предусмотрено по ГОСТ 520-71 для того, чтобы можно было использовать поля допусков n 6, m 6, k 6 стандартных [19] переходных посадок для получения посадок с натягом, который не вызывает чрезмерных деформаций тонкостенных внутренних колец при сборке с валами. В нашем случае поле допуска g 6 вала в сочетании с повернутым полем допуска L 6 внутреннего кольца образует на стадии проектирования переходную посадку Æ70 (рис. 2.2). Эту посадку также как в предыдущем примере можно количественно оценить с помощью N max, S maxи S m или N m. Рассчитаем значения N max, S maxи S m, N m по формулам (1.10), (1.15), (1.19) и (1.20): N max = es – EI = –10 – (–12) = 2 мкм; S max= ES – ei = 0 – (–29) = 29 мкм; = 0,5·[0 + (–12)] = 0,5·(–12) = –6 мкм; = 0,5·[(–10) + (–29)] = 0,5·(–39) = –19,5 мкм, где – координата середины поля отверстия внутреннего кольца (см. – формула (1.19)); – координата середины поля вала (формула (1.20)). Расчеты показывают, что средний диаметр d m вала меньше среднего D m диаметра внутреннего кольца (отверстия), т.е. > . Таким образом, при сборке внутреннего кольца и вала, имеющих средние (вероятностные) диаметры, будет иметь место посадка с зазором S m – формула (1.23): S m = – . В нашем примере: S m = –6 – (–19,5) = – 6 + 19,5 = 13,5мкм. Вопросы для самоконтроля: 1. Какие классы точности установлены для подшипников качения? 2. На точность каких конструктивных параметров деталей подшипника влияет класс точности подшипника? 3. Как обозначается поле допуска наружного и внутреннего колец? 4. В каких системах выполнены посадки по наружному и внутреннему кольцу и почему? 5. Как записывается посадка при установке подшипника качения в корпус и на вал? Приведите примеры. 6. Какие факторы влияют на выбор посадок подшипников качения в корпус и на вал? 7. Основные требования к точности посадочных мест подшипников качения в корпусе и на валу. 8. Постройте схему расположения полей допусков посадок и покажите на ней предельные зазоры (натяги), а также средний зазор (натяг).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.150 (0.011 с.) |