Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отрывки из книги «федерализм в истории России»
Р. Абдулатипов, Л. Болтенкова, Ю. Яров Вся мировая история человечества есть иллюстрация того, как на смену разрозненным государственным образованиям приходят более крупные и монолитные, которые, в свою очередь, распадаясь, дают 87 толчок к образованию новых объединений. Исторический опыт свидетельствует, что конкретные нации — системы более устойчивые, чем конкретные государства, хотя государства существовали еще до образования наций. На рубеже IV-III тысячелетий до н.э. на территории Древнего Египта сложилось 40 номов, пли областей, каждый во главе с царем. Потребовались сотни лет, чтобы эти номы объединились в два царства — Верхний Египет и Нижний Египет. Много позже фараон, например, насильно объединил эти два царства. В 395 г. Египет стал провинцией Византии, в 619 г. его захватили персы. В 639 г. в Египет вторглись арабы. Но, несмотря на все дальнейшие перипетии судьбы, египетское государство выстояло и существует как независимое в современную эпоху. Тысячелетняя история Римской империи свидетельствует о масштабах интеграционного процесса. Потребовалось почти 250 лет только для того, чтобы сформировались государственные структуры (754-510 гг. до н.э.). Почти 500 последующих лет развивались республиканские формы государственности, и еще столько же — монархические. Римская империя, собрав воедино десятки народов и стран, аккумулировала, переработала и развила все лучшее, что было в их правовой системе, традициях и обычаях. В ее недрах была создана такая правовая система, которая почти без изменений легла в основу современного гражданского права. В 476 г. глава германских племен Одоакр сверг римского императора и занял его место. Это событие и принято считать концом Западной Римской империи. Но продолжала существовать Восточная Римская империя со столицей в Константинополе (Византия), куда в 395 г. переместились высшие государственные службы из Рима. Будучи восприемницей римской цивилизации, объединяя в едином государстве многие народы с древней и высокой культурой, Византия сумела сохранить и усовершенствовать строительную технику и художественное ремесло, кораблестроение, стекольное производство, горное дело, медицину. Дальнейшее развитие получили историческая наука, философия, литература, право. Однако история как Римской, так и Византийской империи изобиловала примерами жестокости и кровопролития.
Какое-то время в Византийскую империю входили Палестина, Сирия, Месопотамия (Ирак), Египет, Балканы, Турция. В империи существовало устойчивое централизованное руководство во главе с Сенатом и Государственным советом. К высшим ведомствам управления 88 принадлежали министерства внутренних и иностранных дел, военное, финансовое. В местном управлении военная и гражданская власти соединялись в руках генерал-губернаторов. Но чтобы генерал-губернаторы не представляли опасности для императоров, провинции дробились, их территории уменьшались. Сохранению сильной монархической власти способствовали такие факторы, как наличие крупных городских центров (наследие римской эпохи), а значит — и сохранение экономических связей между областями и провинциями; борьба крестьян и городского плебса за свои права; внешнеполитическая опасность. Все уменьшаясь в размерах, империя просуществовала до 1453 г. <...> Благодаря знанию английского и французского языков, народы колониальных империй получили доступ к сокровищницам мировой культуры, науки искусства....Благодаря империям происходило в известной степени выравнивание уровней духовной и материальной культуры. <...> Вторая мировая война вызвала мощные интеграционные процессы. Человечество, заплатив огромную цену за науку объединения, сплочения, взаимопонимания и взаимопомощи, наконец создало такие общественно-политические, правовые структуры, которые позволяют сейчас в мирных формах развивать интегрирующее начало. <...> Нынешние объединения различного рода возникают прежде всего в рамках тех территорий, которые когда-то составляли часть империй. Кажется, с завидной быстротой интегрируется Европа, однако фундамент для ее объединения был заложен еще на заре летосчисления. Путь к сегодняшнему единству был долгим и кровавым. <...> В бытность СССР столкнулись две линии исторического интеграционного процесса: насильственно-националистическая (приведшая к развязанной Гитлером войне) и революционно-интернационалистическая (проявившаяся в прокатившихся вслед за Октябрьской революцией революциях по другим странам, в создании компартий и мирового коммунистического и рабочего движений).
<...> Распад Советского Союза не был исторически неотвратим. Напротив, сохранение видоизмененного Союза сыграло бы положительную роль как в европейском, так и в мировом интеграционном движении. Слишком тяжелым оказался груз противоречий, затруднивший продвижение по пути преобразований. В настоящее время одна из самых актуальных и жизненно важных для судеб России проблем — определение и правильное понимание ее 89 роли в возрождении и обновлении системы федеративных связей, в объективном процессе интеграции стран и народов. <...> Народы всегда охотно идут к соглашению, они готовы «забыть» обиды, причиненные друг другу, жертвы и потери во имя торжества мира и стабильности. Отрывки из книги В. Лысенко «От Татарстана до Чечни» (становление нового российского федерализма) Трагическая война в Чечне со всей остротой поставила казалось бы уже решенный вопрос о судьбах российской государственности. Возможно ли превращение России из централизованного унитарного государства, каковым она на деле была всегда, в федеративное? Является ли допустимым сочетание федеративных и конфедеративных отношений в переходный период и наличие частей государства с разным статусом? Насколько применимы силовые методы для решения конфликтных политических и межнациональных ситуаций внутри страны? Существует ли угроза распада России в условиях эскалации военных действий в Чечне? <...> История знает три основных типа государственно-территориального устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное государства. Эти три типа государственно-территориального устройства различаются по степени взаимосвязи и взаимозависимости элементов (частей государства) и системы (государства). Наиболее жесткие взаимосвязи существуют в унитарном государстве, когда части государства полностью подчинены целому и управляются из единого центра. Наименее жесткие связи существуют в конфедеративном союзе, где части могут не подчиняться целому и даже превалировать над ними. Федеративное государство является «компромиссным» вариантом государственно-территориального устройства между централизацией и децентрализацией государственной власти, где полномочия и предметы ведения разграничены между федерацией и ее составными частями. Федеративные государства формировались двумя путями. В большинстве случаев они создавались «сверху» путем децентрализации, «разукрупнения» унитарных государств, передачи части полномочий из центра на места (ФРГ, Австрия, Бельгия, Бразилия). В ряде стран этот переход сопровождался или сопровождается переходом от тоталитарного режима к демократии (ФРГ, Россия, Югославия, Аргентина). Вторым путем создания федераций был переход 90 «снизу» от конфедерации к федеративному государству через добровольное объединение суверенных частей (США, Австрийский Союз, Швейцария). Федерацию от конфедерации отличают следующие черты: · единая территория, население, живущее на данной территории; · наличие общефедеральных государственных органов власти, действующих на всей территории государства;
· наличие конституционных гарантий целостности государства, отсутствие у частей государства права выхода из него; · невозможность для субъектов федерации вступать в какие-либо государственные союзы за ее пределами. Федерацию от унитарного государства отличают следующие признаки: · конституционное, договорное или конституционно-договорное разделение полномочий между федеральным центром и субъектами федерации; · конституционные гарантии территориальной целостности субъектов федерации; · самостоятельность субъектов федерации в осуществлении принадлежащих им полномочий; · право выбора субъектами федерации формы своей политической организации; · право участников федеративных отношений на двустороннее (как горизонтальное, так и вертикальное) регулирование государственно-властных полномочий. Административное деление Российской империи (данные на 1914 г.) 1
91
|