Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Важно совершенствовать региональную политику в единстве с этнонациональной политикой (конспект)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Региональная политика — это составная часть федеральной политики. Особую сложность и необходимость для устранения всех противоречий, межнациональных конфликтов, для достижения политической стабильности в стране представляют проблемы правового отлаживания, становления и развития местного самоуправления. Вероятно, пройдет еще какое-то время, пока мы вспомним простую, оправданную мировым опытом истину: «...здания федерации повсюду в мире строились с фундамента местного самоуправления, а не с крыши благонамеренных конституций... и основой единства многонационального общества и государства повсюду являлся не суверенитет народов и народностей, но реальное утверждение суверенитета отдельного человека и гражданина как равноправного и полноценного собственника продуктов своего труда»1. Недостаточно принять закон об общих принципах организации местного самоуправления. Жизненно важно подключить к реализации этого закона систему мер, обеспечивающих развитие местного самоуправления как жизнеспособного уровня власти и в то же время как наиболее перспективной формы самоорганизации людей. 191 Права и интересы местного самоуправления необходимо согласовывать с реформированием бюджетных, налоговых, земельных отношений, совершенствованием муниципальной статистики в Российской Федерации. Без ее создания трудно рассчитывать на реальную государственную политику по преобразованию местной власти на демократических началах. «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле» — с этих слов начинается Конституция России. В этой основополагающей установке заложены смысл, цель и путь нашего развития. Но мы живем как бы в неопределенном времени между известным нам тоталитарным прошлым и мало известным в наших условиях, или почти неизвестным демократическим будущим. Делить не деньги, а полномочия: в этом году Минфин может предложить радикальную реформу межбюджетных отношений 1 А. Литвинов Россия унаследовала свой федеративный статус от советских времен. В списке союзных республик она значилась как РСФСР. Однако в тот период федерализм понимался достаточно условно, и государство управлялось по централизованному принципу. При этом экономические рычаги воздействия на регионы явно уступали в значении административным, а роль главной исполнительной вертикали исполняла партийная система, жестко выстроенная от ЦК до райкома. <...> Таким образом, Российская Федерация сформировалась как достаточно специфическое образование, обладающее, пожалуй, двумя основными особенностями — огромным неравенством в экономическом развитии отдельных территорий и крайней нестабильностью правил взаимоотношений федеральных и региональных властей. Это касается как политики, так и экономики. Сами территориальные масштабы России, казалось бы, делают неизбежным многообразие экономических условий в разных ее частях. Однако бедность одних и богатство других объясняется не только, а подчас и не столько объективными причинами. Наследие сверхцентрализованного СССР предопределило концентрацию большей части финансовых ресурсов в Москве и в меньшей степени в Санкт-Петербурге. Значение же сырьевого экспорта в доходах бюджета легко объясняет тот факт, что по уровню обеспеченности бюджетными 192 средствами первое место в России занимает богатый газом Ямало-Ненецкий АО. Россия воистину «Федерация контрастов» — по уровню инвестиций разрыв между ее субъектами достигает 17 раз. По данным же экспертов Минэкономразвития на ближайшую перспективу — до 2003 г. — дифференциация между регионами будет нарастать. <...> Сейчас ситуация с бюджетной самостоятельностью регионов достаточно парадоксальна. В мировой практике принято определять ее уровень с помощью двух показателей: доли субнациональных бюджетов в общих доходах и расходах федерации и доли помощи из центра в бюджетах субъектов федерации. По этим параметрам Российская Федерация не выглядит слишком централизованной: в региональные бюджеты уходило до 56% всех доходов государства. Правда, в 1999-2000 гг. наблюдалось некоторое снижение этой доли, но объяснялось это не столько сознательной политикой центра, сколько увеличением доходов Федерации от высоких цен на энергоносители. Объем же всех видов федеральных трансфертов в региональных доходах составляет около 15%. К примеру, в Мексике более 30% бюджета штатов формируется за счет помощи из центра, в Бразилии — 25%. Однако сбор налогов практически целиком находится в руках центральных властей, и последние поправки в налоговом законодательстве только закрепили это положение. Шаг в этом направлении сделан уже в бюджете 2001 г.: на уровне Федерации сосредоточено 100% налога на добавленную стоимость, а 99% подоходного налога направляются в распоряжение субъектов Федерации. В более отдаленной перспективе к регионам будут применять разные подходы — с одной стороны, предоставление им права самостоятельно вводить собственные надбавки к федеральным налогам, а с другой — разработка правил банкротства и введения внешнего финансового управления субнациональными бюджетами. Впрочем, реформа может коснуться не только собственно межбюджетных отношений. Важный вопрос — судьба так называемых нефинансируемых федеральных мандатов. Проект реформы предполагает отменить большую их часть, а остальные передать на федеральный уровень. Именно федеральный центр сможет осуществить более справедливое распределение средств, предназначенных для выполнения основных социальных обязательств государства в области образования, медицины и культуры. Сейчас в бюджетном кодексе заложено понятие «минимальные социальные стандарты». По мнению Алексея Лаврова, оно является миной под всю бюджетную систему и должно быть отменено. Такой вполне либеральный подход, исходящий из необходимости минимизировать обязательства государства, может затруднить авторам программы ее продвижение в жизнь. 193 Бюджетный федерализм в видении правительства лишь псевдоним для централизма 1 Вопрос распределения средств между центром и регионами должен регулироваться «Программой развития бюджетного федерализма на период до 2005 года» Главный недостаток этого документа — его декларативность, отсутствие реальных механизмов реализации заявленных принципов межбюджетных отношений. Сами-то принципы возражений не вызывают: самостоятельность и сбалансированность бюджетов, формирование их достаточными для реализации расходных полномочий. А вот как наполнить бюджеты субъектов Федерации реальными деньгами, из программы не очень ясно. <...> Складывается не очень радостная картина. Бюджетный федерализм в видении правительства — лишь псевдоним для централизма. Центристские устремления правительства понятны и объяснимы. Они являются своеобразной реакцией на ту вольницу, в том числе и финансовую, которая царила в России в 90-е гг. В стремлении навести порядок правительство вольно или невольно ограничивает регионы в их законных правах. Но для того и существует диалог, переговорный процесс, чтобы решить эти проблемы до принятия бюджета. В правительстве сидят нормальные, переживающие за судьбу страны люди. Они уже согласились включить в Налоговый кодекс поправки, гарантирующие субъектам Федерации их законную долю от налогов на добычу полезных ископаемых. Кроме того, Государственная Дума готовит законопроекты «О минимальных социальных стандартах» и «О минимальном бюджете субъекта Российской Федерации». Их принятие позволит внести стабильность и прозрачность в межбюджетные отношения, снизить социальные издержки. Сами виноваты. Разгул бюджетной стихии стартовал 2 Николай Иванов Бюджетный процесс пошел. Главный финансовый документ страны рождается на свет; многие его уже видели и знают, о каких параметрах там идет речь. Во всяком случае, обсуждение еще не внесенного в Думу законопроекта уже началось. Осенью бюджетные споры достигнут пика, а к нужному моменту сойдут на нет. Все как всегда. 194 И, как всегда, останутся недоговоренности. И самые простые вопросы останутся без ответа. Почему, например, зависимость федерального бюджета от мировых цен на нефть независимые специалисты оценивают чуть ли не как пренебрежимо малую величину, а авторы бюджета — как определяющий фактор, и сам бюджет соответственно строится опять по сценарному принципу — в зависимости от уровня цен? Но если такая зависимость существует, то почему же она не сработала в текущем году, когда нефтяной рынок должен был завалить российское правительство деньгами, а их в бюджете все равно почему-то не хватило — пришлось залезать в финансовый резерв? Кто-то объясняет это «популистской политикой власти», кто-то привычно кивает на разгул стихии. Но суть не в этом. Весь наш бюджетный процесс — формирование как доходной, так и расходной его части — это разгул стихии, неподотчетной человеческому разуму и воле. «В первую очередь вопрос о дополнительном обложении нефтяников налогами будет зависеть от поведения самих нефтяных компаний», — сообщил в одном из интервью начальник экономического управления Администрации президента РФ Антон Данилов-Данильян. В том же интервью он объяснил, что государство должно проанализировать, как компании обращаются со своей экспортной выручкой — возвращают ли ее в страну, инвестируют ли в развитие производства и т.п. И не станет ли само государство более эффективным распорядителем этих средств, если изымет их в виде налогов. Из интервью губернатора Ростовской области Владимира Чуба ведущему программы «Подробности» Сергею Пашкову 1 Пашков: В чем главная проблема межбюджетных отношений? Чуб:...получается глупая ситуация. Есть федеральный закон, но нет денег на его исполнение. В этом и есть суть межбюджетных отношений. Коль скоро вы нам отдаете расчет по таким-то федеральным законам, значит, давайте обеспечьте деньги. Каким образом вы подберете: за счет одного налога, другого? Это же бюджетные деньги, они все равно пойдут на обеспечение людей, живущих на территории. Нам надо выравнивать бюджетную обеспечиваемость на одного жителя, иначе жители будут ездить с одной территории в другую — где лучше купить и легче жить. Тогда опять же возникнет этот институт прописки. Ведь раньше с села паспорт не давали, не выпускали его, потому 195 что там невозможно было жить и совсем другая обеспеченность. А в Москву не пускают, опять прописка нужна. Потому что там полегче жить, но там человека не прописывают. Вот что такое, в принципе, межбюджетные отношения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.195.30 (0.012 с.) |