Теории возникновения государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории возникновения государства



Патриархальная теория, разработанная Р. Филмером, трактует процесс возникновения государства как результат последовательного объединения семей, родов, племен в общности и государства. Государство рассматривается как большая семья, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями главы и членов семьи.

Теократическая концепция (Аврелий Августин, Фома Аквинский) связывает возникновение государства с волей Бога. Государство — часть порядка, установленного Богом, результат божественного промысла. Такая концепция безраздельно господствовала в эпоху средневековья.

Ирригационная теория (К. Виттфогель). В процессе строительства крупных ирригационных сооружений формировались группы людей, организующих строительные работы. Именно они стали основой государственного аппарата. Недостатком этой концепции можно считать абсолютизацию роли географического фактора и ее локальный характер.

Теория завоевания или насилия (Л. Гумплович, К. Каутский — внешнее, Е. Дюринг — внутреннее) объясняет процесс возникновения государства необходимостью закрепления господства более сильных социальных групп над слабыми. Государство возникает как следствие завоевания одних групп другими.

Расовая теория (Ж. Бобино, Ф. Ницше). Государство создают высшие расы, господствующие над низшими.

Инцестная теория (К. Леви-Стросс). Введение запрета кровосмешения привело к выделению человека из природы и возникновению государства.

Спортивная теория (X. Ортега-и-Гассет). Возникновение государства обусловлено проведением игр, физических упражнений и спортивных состязаний либо обрядом инициации, в результате которых происходит образование специальных групп. Возникновение родовой и военной аристократии как результат проведения соревнований.

Патримониальная теория (Р. Галлер). Право собственности на землю — первооснова государства.

Органическая теория (Г. Спенсер).

Договорная (Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо). В соответствии с этой теорией государство возникло в результате добровольного соглашения людей в целях обеспечения своих основных прав и свобод.

49

Социально-экономическая (марксистская) теория в качестве основных факторов образования государства видит развитие общественного разделения труда, возникновение частной собственности, формирование классов и эксплуатацию одних классов другими. Государство создается экономически господствующими группами для подчинения себе неимущих слоев населения.

Психологическая теория (Г. Тард, Ж. Бюрдо). Основа государства — психологическая потребность человека жить в рамках организованного сообщества. Общество и государство есть сумма психологических взаимодействий людей и их различных объединений и следствие психологических закономерностей человека.

Диффузионная теория (П. Гребнер). Государство — результат передачи опыта управления от одних народов к другим.

Форма государства

Любое государство имеет определенную форму, под которой обычно понимается способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Принцип разделения властей выражается в четком разграничении законодательной, исполнительной и судебной власти по функциям и составу. Законодательные, исполнительные и судебные институты, будучи независимыми, взаимно контролируют друг друга и не допускают сосредоточения власти в одних руках.

В зависимости от характера взаимоотношений парламента с исполнительной властью выделяют пять его разновидностей. Доминирующие парламенты играют ведущую роль в политической жизни, формируют и жестко контролируют исполнительную власть (Италия).

Автономные парламенты, в основном, контролируют законодательный процесс, самостоятельны в своей деятельности, но не имеют достаточных полномочий для отстранения представителей исполнительной власти (США). Автономные парламенты в большей степени характерны для стран со сложившейся практикой межгрупповых консультаций по политическим проблемам.

Ограниченно автономные парламенты отличаются возникновением конфронтации между правительством и оппозицией (Великобритания).

Подчиненные парламенты находятся в зависимом положении от исполнительной власти и не имеют возможности контроля за ее деятельностью (Кения).

50

Полностью подчиненные парламенты характерны для многих популистских мобилизационных (Танзания), военных (Ирак), коммунистических (СССР) режимов. Такие парламенты, которые носят чисто формальный характер, редко собираются на сессионные заседания.

Функции парламентов

Парламенты как представительные органы законодательной власти выполняют следующие функции: легитимации, представительства, рекрутирования и социализации элит, контроль за исполнительной властью.

Исполнительная власть непосредственно осуществляет управление обществом на основе принятых законов. Основными видами исполнительной власти являются абсолютная и ограниченная власть. Выделяют пять основных функций политической власти: определение основных направлений политики государства; контроль за ее выполнением; мобилизация властвующей элиты и масс для поддержки проводимой политики; церемониальное руководство; руководство в кризисных ситуациях.

Типология государства

Одним из общепринятых критериев классификации государств является форма правления, определяемая структурой и правовым режимом высших органов государственной власти. Традиционно выделяют две основные формы правления — монархию и республику.

Монархия характеризуется номинальной принадлежностью государственной власти одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Монархии бывают абсолютными, ограниченными, конституционными. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства (Саудовская Аравия, Непал). Правительство назначается монархом. Оно выполняет его волю и ответственно только перед ним.

В конституционной монархии власть монарха ограничена конституцией. Выделяют два вида конституционных монархий — дуалистическую и парламентскую. В дуалистической монархии монарх наделен преимущественно исполнительной властью (Кувейт, Иордания). В парламентской монархии монарх считается главой государства, но фактически выполняет лишь представительские функции, тогда как законы принимаются парламентом. Право вето монархи в современном мире, как правило, не используют. Правительство формируется

51

парламентом и ему подотчетно. Оно осуществляет реальное управление страной. Все издаваемые монархом распоряжения должны быть подтверждены главой правительства. Монарх же выполняет важную функцию символа нации и верховного арбитра, обеспечивающего единство страны.

Республика. В республиках источником власти является народ. Высшие государственные органы избираются (формируются) законом. Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современном мире. Существует три основных вида республики: президентская, парламентская и смешанная

Президентская республика предполагает жесткое разделение властей. Исполнительная власть возглавляется президентом, который является одновременно и главой государства. Президент избирается независимо от парламента.

Парламентская республика характеризуется тем, что правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Парламент издает законы, утверждает бюджет, осуществляет контроль над правительством. Правительство, в свою очередь, обладает исполнительной властью. Руководитель правительства является фактически первым лицом в политической иерархии.

Смешанная республика. Для этой формы правления характерно сочетание сильной президентской власти с реальным контролем парламента за деятельностью правительства. Главная отличительная черта смешанной республики — двойная ответственность правительства: перед президентом и парламентом.

В зависимости от национально-территориальной организации государственной власти выделяют три формы государства — унитарное государство, федерацию и конфедерацию.

Унитарное государство отличается наличием единой системы высших органов государственной власти, единой конституции, единого гражданства, единой судебной системы.

Регион и федеральный центр: проблемы взаимоотношений (на примере Саратовской области)

Д. Аяцков, губернатор Саратовской области

1. Региональное законодательство оперативнее реагирует на происходящие в стране преобразования.

2. Конституционные рычаги отстаивания интересов регионов — их представительства в федеральных структурах.

52

3. Эффективность рыночных преобразований зависит от темпов и масштабов преодоления разобщенности товарных рынков.

Отношения между регионами и федеральным центром — одна из тем, которая постоянно находится в центре внимания научных дискуссий. Маятник мнений качается из стороны в сторону — между суждениями, обвинениями, предположениями — в зависимости от политической и экономической ситуации в стране.

Разумеется, центр и регионы находятся под воздействием друг друга, которое не всегда оказывается равным. Несомненно одно: в новой России субъекты Федерации обрели возможности для самостоятельного развития, используя природный, экономический, кадровый потенциал, геополитическое положение.

Система управления

Саратовская область — многоотраслевой аграрно-промышленный комплекс, играющий важную роль в производстве многих видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. В структуре промышленного комплекса 37% принадлежит машиностроению, 15% — химической и нефтехимической, 15,5% — пищевой промышленности. По производству зерна, в том числе и наиболее ценной культуры — пшеницы, область является одной из самых крупных в России. В целом, у нас сформирован базис рыночной экономики, действуют около 12 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса, на которых работает 10% населения области. На нашей территории создан региональный фонд поддержки малого предпринимательства, учредителями которого кроме федеральных структур являются также правительство области, администрация г. Саратова.

Областная дума, в частности, в 1997 г. приняла упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, которая введена в действие губернатором. Это постановление регламентирует ряд льгот для налогоплательщиков, работающих в промышленности, сельском и лесном хозяйстве, строительстве, общественном питании, в сфере науки и народного образования, жилищно-коммунальных услуг и бытового обслуживания.

Известно, что по многим направлениям региональное законодательство быстрее и точнее отражает происходящие в стране преобразования, чем федеральное. Пример тому — Закон Саратовской области «О земле», который дал импульс развитию земельных отношений,

53

позволил начать формирование нового класса землевладельцев, определить реальную цену земли. В этом году в порядке эксперимента мы планируем ввести в районах единый налог на землю, в котором заинтересованы и фермеры, и коллективные хозяйства. По нашей оценке, этот законодательный акт должен стимулировать высокопроизводительный труд с применением новейшей техники и технологий.

Я неоднократно ставил вопрос о едином налоге на регион. По нашему убеждению, фиксированные отчисления на федеральные нужды избавят от необходимости перечислять деньги в центр и обратно, содержать армию чиновников для этого, наконец, сэкономят силы и время региональных руководителей и министров.

Самостоятельность регионов позволит центру также отказаться от необходимости содержать многочисленные структуры на местах. А это немалые затраты, немалые штаты. Тут чувствуется сильное противодействие министерств и ведомств, не желающих выпускать власть из своих рук.

Наша открытая политика позволяет каждому жителю области оценивать усилия власти, ее представителей в защите интересов области. Прямо скажу, требовательность избирателей возросла на глазах, и это, по всей видимости, найдет выражение в ходе предстоящих в конце 1999 г. выборов депутатов Госдумы. Надо думать, что будут избраны те, кто способен доводить начинания до конца, кто избегает крайностей.

Мы не держим в секрете свои новые подходы к решению задач, делимся ими и с членами федерального правительства, и с руководителями других регионов, и с политиками.

Горизонтальные связи

В декабре 1998 г. Министерством юстиции России была зарегистрирована новая организация «Союз регионов — товаропроизводителей зерна». В ней изъявили желание участвовать 16 регионов России, и еще несколько регионов подали заявки на участие.

Созданный союз будет вести такую зерновую политику, которая способна обеспечить стабильный продовольственный рынок в стране. Кроме того, его задачей является и выход на мировые рынки. Сегодня страна закупает импортное зерно за доллары и в то же время продает свое по цене значительно более низкой. Чтобы не было таких перекосов, необходимо изучать собственный опыт, обобщать практику других стран, где давно работают аналогичные структуры.

54

Большое внимание в регионе придается развитию межрегионального сотрудничества. Достаточно сказать, что на сегодняшний день Саратовская область имеет 65 соглашений (договоров) с другими субъектами РФ, география которых — от Республики Ингушетия на юге России до Ханты-Мансийского автономного округа на севере. В 1998 г. подписаны договоры о сотрудничестве с Республикой Мордовия, Приморским краем, Пензенской, Липецкой и Тюменской областями. Готовятся проекты договоров с другими российскими регионами.

В условиях, когда горизонтальные связи практически разрушены, отсутствует система централизованного распределения продукции, заключение новых договоров позволяет найти дополнительные (исключая прямые связи между предприятиями) направления взаимного сотрудничества в сфере производства, торговли и культурного обмена.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.024 с.)