Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Из конспектов доктора исторических наук, профессора К. В. Калининой
Никколо Макиавелли (1479-1527), итальянский политический мыслитель, полагал, что политическую раздробленность способна преодолеть лишь сильная государственная власть (это положение обосновано им в работе «Государь»). Он впервые стал употреблять термин «государство» для обозначения политический организации общества. В государстве различались форма правления и форма государственного устройства (простое, сложное, федеративное, унитарное). Макиавелли обосновал теорию разделения властей и теорию парламентаризма. Впоследствии теория разделения властей как разделения суверенитета была обоснована Локком и Монтескье, перенявшим основную идею у Макиавелли. Макиавелли не только «увидел» появление больших национальных государств, но и указал на две формы развития государственности: абсолютистскую и республиканскую. Идеал Макиавелли — республика, такая форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборному, представительному органу. Глава государства также избирается народом или специальной избирательной коллегией. Н. Макиавелли подчеркивал, что для создания сильного и единого национального государства необходима общая территория, многочисленное население и могучие войска, способные преодолеть различные центробежные тенденции, раскольнические тенденции в религии и защитить страну от иностранного вмешательства («О военном искусстве»). Целью государственного управления, согласно Макиавелли, должно стать достижение «народного блага». Итальянский мыслитель обращался к психологическим аспектам политики, обосновал тезис «непрочности государства без социальной опоры», писал о том, что в коррумпированном обществе трудно и даже невозможно сохранить или создать республику. 62 Макиавелли видел, что стабильность политико-правового строя, обеспечение законности зависят от имущественной поляризации в обществе. Поэтому вслед за Аристотелем он рассуждает о необходимости «поравнения имущества»1. «Федерализм нуждается в развитии» 2 В. Лысенко, депутат Государственной Думы, профессор, доктор политических наук После смены «караула» в Совете Федерации на передний план вышли вопросы изменения содержания его деятельности.
Год работы Совета в новом, «реформаторском», составе показал: кто бы сегодня ни возглавлял палату — спасти стремительно снижающийся авторитет этого органа управления невозможно. Совет Федерации превращается в самую мощную лоббистскую структуру России. Причем лоббирующую не столько интересы субъектов Федерации, для чего он и был создан согласно Конституции 1993 г., сколько интересы центральной исполнительной власти. Поскольку эту функцию давно и более продуктивно исполняет Государственная Дума, успевая еще при этом вести активную законотворческую деятельность, то у многих возникает резонный вопрос: «А зачем нужен малоавторитетный и дорогой дублер Думы?» Может быть два выхода из создавшейся ситуации: · либо Совет Федерации вообще не нужен и в целях экономии народных средств его следует упразднить, как, например, совсем недавно ликвидировали Миннац. Это предложение, кстати, сейчас обсуждается многими политиками; · либо следует провести серьезную продуманную реформу, а не «красногвардейскую атаку» на «местных баронов», как это было сделано летом 2000 г. Ликвидировать верхнюю палату парламента в таком огромном федеративном (89 субъектов — больше всех в 63 мире!) и еще вдобавок многонациональном государстве, как Россия, это нонсенс! Практически все федеративные государства двухпалатные. Даже в Российской империи начала XX века было две палаты (Государственная Дума и Государственный Совет), и в Советском Союзе тоже (Совет Союза и Совет Национальностей). Остается последняя возможность — реформа. Она, по моему мнению, должна складываться из двух составляющих. Первая касается изменения порядка формирования Совета Федерации. В этом случае предполагается вернуться к наиболее демократическому варианту образца 1993 г. От каждого субъекта Федерации прямым голосованием избирать по два депутата. Провести выборы можно в декабре 2003 г. вместе с избранием депутатов Государственной Думы. Противники такого предложения утверждают, будто этого не позволяет нынешняя Конституция. Потому что, мол, нужно «левой рукой достать правое ухо»: избирать сенаторов. Кандидатов же в депутаты Совета Федерации выдвигать не всенародно, а от законодательных собраний и губернаторов.
При этом не учитывается, что не пойдут наши сограждане на такие заорганизованные сверху выборы-фарс, окончательно дискредитирующие верхнюю палату парламента. Так что нужно вносить соответствующую поправку в действующий Основной Закон. Если его положение тормозит движение вперед или даже тащит нас назад, следует подумать о стране, а не о «целомудренности» ельцинской Конституции. Второе, что необходимо сделать одновременно с изменением порядка избрания сенаторов, — это принять Федеральный закон или внести изменения в действующий — «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В нем закрепить императивный мандат будущих сенаторов. То есть их ответственность перед законодательными собраниями, а через них и перед избирателями, за то, как голосуют в Совете Федерации. Такого рода закон принят Московской городской Думой для ее представителя в Совете Федерации. Однако для создания полновесной верхней палаты изменения порядка ее формирования недостаточно. Необходимо расширить полномочия в законодательном процессе — это вторая составляющая ее формирования. 64 65 И здесь весьма полезен опыт работа парламента ФРГ, фактически верхней его палаты — бундесрата. Он выполняет три основные функции: · защищает интересы земель перед федерацией, а через нее и перед Европейским союзом; · проводит в жизнь политические идеи и опыт управления земель; · как и другие органы государственной власти, несет общегосударственную ответственность за дела ФРГ. Исполнение этих важных функций позволяет бундесрату служить связующим звеном между землями и федерацией. Для координации деятельности земель существует конференция премьер-министров и специализированные конференции профильных министерств, которые проводятся ежегодно. Вывод Таковы основные подходы, точки зрения, исторические реалии государственного устройства, в том числе и в России. Трудными дорогами пришла Россия к федерализму, но и тут ухабов и крутых поворотов предстоит пройти немало. Аварийных ситуаций, бесспорно, будет много. А привычные дороги приведут к старым тупикам. Дорогу осилит идущий, если знает куда идет. Отсюда и актуальность предмета федералогии, изучения теории и практики федерализма. Мы убеждены, что федерализм как теория и исторический опыт обустройства крупных и сложносоставных стран основан прежде всего на потенциале демократии. Он в наибольшей степени отвечает потребностям государственного устройства России в современных условиях. Отсюда и актуальность предмета федералогии как учебной и научной дисциплины. Но это лишь мои выводы. Сформулируйте и вы свои в стремлении найти истину, ибо лишь истина позволит построить благополучное государство, в котором гармонично будут обустроены все его составные части, народы и территории. И самое главное — граждане государства. В этом смысл федеративной идеи. 66 1 Понятие «федералогия» определяющую научную и учебную дисциплину, теория и практика федерализма применяется впервые, и дальнейшее его использование возможно только со ссылкой на первоисточник.
1 Гоббс Т. Избранные произв: В 2 т. Т. 2. М, 1965. С. 17. 1 Монтескье Ш. Л. Избранные произведения. М., 1995. С. 282. 2 См.: Ященко А. С. Теория федерализма. Юрьев, 1912. С. 363. 3 См.: Остром В. Смысл американского федерализма. М., 1993. С. 64. 1 Элазар Д. Дж. Сравнительный федерализм // ПОЛИС (политические исследования). 1995. № 5. С. 107. 2 Остром В. Смысл американского федерализма. М., 1993. С. 257. 3 См.: Федерализм // Энциклопедический словарь. М., 1997. С. 244. 4 Там же. С. 249. 1 Основы национальной политики и федеративных отношений. М., 2002. С. 274. 1 Даниель Дж. Элазар — известный ученый в области федерализма. Был директором центра по изучению федерализма Темилского университета (США), основателем-президентом Международной Ассоциации Центров по изучению федерализма. Автор трудов по международному и сравнительному федерализму. 2 Элазар Д. Дж. Сравнительный федерализм // ПОЛИС (Политические исследования). 1995. № 5. С. 108. 1 Ш.Л. Монтескье (1689-1755) — французский просветитель, правовед, философ. Средством обеспечения законности считал принцип «разделения властей». 1 Текст опубликован в: Материалы научно-практической конференции «Российское государство и государственная служба на современном этапе»: Научные доклады. Вып. 1. М., 1999 (ст. 55-63). 1 См.: Лужков Ю. М. Путь к эффективному государству. План преобразования системы государственной власти и управления в Российской Федерации. М., 2002. Сигнальный экземпляр книги вышел 18 марта 2002 г. 1 Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994. С. 30. 2 Там же. С. 26. 1 Нольде Б. Очерки русского государственного права. М., 1911. С. 266. 2 Хенкин С. М. Сепаратизм в России — позади или впереди? // Pro et Contra. 1997. С. 15. 1 Фрагмент из книги: Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000. 1 См. также: Известия. 1998. 28 апреля. 2 Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф., Яров Ю. Ф. Федерализм в истории России. Книга первая. М., 1992. С. 49. 1 Источники статьи: Макиавелли Н. История Флоренции. Л., 1973; Макиавелли Н. Государь и рассуждения на первые три книги Тита Ливия. СПб., 1869; Виллари П. Макиавелли и его время. Т. 1. СПб., 1914; Графский В. Г. Н. Макиавелли // Политические учения: история. М., 1976; Дурдневский В. Н. Макиавелли и государственная наука // Советское государство и право. № 3. М., 1927; Темнов Е. И. Макиавелли. Из истории политической и правовой мысли. М., 1979; 2 Статья опубликована в: Российская Федерация сегодня. 2002. № 2.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.011 с.) |