Материалы и конспекты по теме 5 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалы и конспекты по теме 5



Разграничение предметов ведения и полномочий в федеративном государстве: системный анализ достижений и ошибок российского федерализма

Правильное разграничение полномочий и предметов ведения — это условие эффективно действующего крепкого государства.

Когда разграничение полномочий близко к оптимальному, уровень текущей и потенциальный конфликтности резко снижается.

* * *

Политический советник Совета Европы Иржи Фогль в беседе с корреспондентом «Независимой Газеты» заявил, что Совет Европы не

166

видит другой модели устройства России, кроме федеративного государства. Для этого, по его мнению, необходимо предоставить больше власти регионам, укрепляя в то же время Центр. Подчеркнув, что говорит очень откровенно, г-н Фогль заметил: «Сегодня Совет Европы не устраивают темпы, которыми в России идет создание правовой базы для государственного строительства. С 1993 г. и до сих пор не принято около десятка законов, которые должны способствовать укреплению федерализма. В первую очередь, законы о разграничении полномочий между Центром и регионами и о бюджетном федерализме».

В поиске оптимальной модели государственного устройства России первостепенное значение приобретает сохранение баланса общих интересов между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации.

Мнения специалистов

Преимуществом федеративного государственного устройства является возможность рассредоточения полномочий власти, устранение источников напряженности и недовольства, которые могут концентрироваться вокруг одного центра. Федерация может и должна стать гарантом сохранения политической системы, исключающей произвол властей — как центральных, так и региональных.

«Непременным условием взаимодействия должно быть нормальное финансирование федеральных целевых программ» (В. Кресс, глава администрации Томской области).

«Межрегиональная интеграция может способствовать более четкой реализации принципа субсидиарности и децентрализации управления, укреплению российской государственности. Отсутствует четкая концепция развития межрегиональных формирований. Очевидно, важна диагностика происходящих процессов, выработка четких рекомендаций, учитывающих и европейский опыт развития межстрановых интеграционных процессов» (В. Муха, Новосибирск).

«Подписание Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий между центром и субъектами положило начало смене парадигмы управления государством. Для дальнейшего развития современных федеративных отношений необходим системный подход к правовому перераспределению полномочий, разработка новой модели федеративного устройства, обеспечивающей адекватную реализацию каждым народом, личностью своих прав и свобод». (Д. Аяцков, Саратов).

167

«Четко определив функции и объем ответственности всех уровней власти, комиссия подготовит предложения и по механизмам их финансирования. Пока в вопросе, кто за что отвечает, до конца нет ясности. Бесполезно спорить о том, в какой пропорции распределять финансовые средства» (Д. Козак).

Предложения по разграничению полномочий, выдвинутые рабочей группой Госсовета под председательством президента Татарстана М.Ш. Шаймиева 1

Начатая президентом федеративная реформа настолько масштабна, что в ходе ее выполнения постоянно будут всплывать различного рода проблемы на первый взгляд прямо к делу не относящиеся. Вместе с политическим администрированием предстоит наводить порядок в сфере межбюджетных отношений. Изменения налогового законодательства в сфере недропользования свидетельствуют о том, что команда президента понимает, насколько важна эта проблема. Тем не менее в качестве первоочередной цели комиссия Дмитрия Козака выбрала ревизию договоров о разграничении полномочий и намеревается лишить губернаторов самой возможности легитимного перехвата исключительных полномочий федерального Центра в свою пользу, чем регионы грешили в эпоху «парада суверенитетов». Только восстановив право федерального Центра беспрепятственно осуществлять свои конституционные полномочия, можно приступать к разделу предметов совместного ведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.005 с.)