Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Из итогового документа «круглого стола» «Международный опыт федеративной демократии»
Москва, Совет Федерации, 8 апреля 2003 года Между федерализмом и демократией существует устойчивая связь. Подлинный федерализм невозможен вне демократии. В то же время федерализм является одним из действенных механизмов обеспечения демократии в части реализации многообразия форм осуществления государственной власти на обширных территориях страны. Демократическое содержание федерализма выражается прежде всего в том, что он позволяет сочетать механизмы разделения власти как по горизонтали, так и по вертикали. Таким образом, классическая система сдержек и противовесов подкрепляется дополнительной системой гарантий против неоправданной концентрации государственной власти в одном центре, в одних руках. 296 В ходе обсуждения участники «круглого стола» заострили свое внимание на различных факторах, препятствующих как избыточной централизации полномочий на федеральном уровне, так и неоправданной децентрализации, разрушающей целостность государства, среди которых: · четкое закрепление за федеральным центром определенных предметов ведения и полномочий, выход за пределы которых недопустим; · разделение властей по горизонтали и по вертикали, в том числе активная деятельность верхней палаты парламента, призванных сочетать общенациональные и региональные интересы; · однозначное конституционное закрепление правового статуса субъектов федерации, а также сфер их компетенции; · наличие действенного механизма участия субъектов федерации в процессе разграничения предметов ведения и полномочий на федеральном уровне; · наличие независимой судебной власти, выступающей в роли арбитра в спорах участников федеративных отношений. В ходе обсуждения доминировала точка зрения о том, что рассредоточение публичной власти в федеративном демократическом государстве осуществляется на трех уровнях (общефедеральном, региональном и местном), что объективно увеличивает возможности участия граждан в политической жизни страны, что, в частности, проявляется в следующем: · увеличивается количество выборных должностей, тем самым расширяется представительный элемент демократии за счет дополнительной возможности участия граждан в управлении государством; положительным фактором в данном случае является и то, что региональные и местные выборные должности более приближены к населению, нежели федеральные;
· увеличивается число выборов и референдумов, в которых может принимать участие население, т.е. расширяются возможности непосредственной демократии; · увеличивается число инстанций, куда могут обращаться граждане за защитой своих прав; · посредством активизации политического участия граждан в управлении государством и за счет расширения возможностей непосредственной и представительной демократии формируется политическая культура отдельных граждан и общества в целом. 297 Демократическая направленность федерализма выражается, по мнению участников «круглого стола», также в повышении значимости субъектов федерации в деле защиты прав человека. Как показывает мировая практика, составные части федеративного государства могут в пределах своих полномочий не только осуществлять закрепленные федеральными конституциями права и свободы, но и предоставлять гражданам дополнительные права вне общефедеральных конституционных перечней. Кроме того, федеративное устройство государства содержит потенциальную возможность преодоления противоречия между правом народов на самоопределение и принципом территориальной целостности государства. Международный опыт федерализации в основном свидетельствует о том, что в рамках федеративного государства облегчается практическая реализация идей самостоятельности и мультикультурализма. Вместе с тем участниками «круглого стола» были отмечены некоторые актуальные проблемы зарубежной практики федеративного строительства. В частности, ими была рассмотрена проблема разного «веса» голосов избирателей при формировании верхней палаты парламента из представителей субъектов федерации. Отмечалось, что численно равное представительство регионов в верхней палате в определенной степени нарушает демократический принцип равенства избирателей в силу различной численности населения в субъектах федерации. Тем самым создается возможность потенциального несоответствия количества членов верхней палаты парламента, голосующих за принятие решений, количеству представляемых избирателей.
Особенно оживленная дискуссия развернулась вокруг перспектив применения в Российской Федерации зарубежного опыта разграничения предметов ведения и полномочий между разными уровнями публичной власти. В ходе дискуссии участники «круглого стола» пришли к выводу о том, что федеральный центр призван играть решающую роль в создании основ демократического правопорядка и задавать тон политическим и социально-экономическим преобразованиям. Субъекты федерации оказывают позитивное влияние на утверждение демократических принципов в общегосударственном масштабе, в частности путем расширения и детализации демократических установок, принятых на общефедеральном уровне. 298 299 300 1 Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2001. С. 200. 1 Тилле Л А., Швеков Г. В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. М., 1978. С. 6-38. 2 См.: Hart H. L. Law in the Perspective of Philosophy: 1776-1976 // New York University Law Review. 1976. V. 51. V. 4. P. 540. 1 См., например: Автономов А. С. Некоторые аспекты правового статуса индейцев в США // Актуальные проблемы американистики. Горький, 2001. С. 41. 1 Доклад на конференции «Федерализм как часть американского образа жизни: общая теория и практика развития», проходившей 30-31 января 2002 г. 1 На конференции, проходившей 9-10 февраля 2001 г., состоялась моя длительная беседа с автором данной статьи (Р. Абдулатипов). 1 Фрагменты из книги А.М. Салмина «Новое президентство и федерализм в России: вызовы, проблемы и противоречия» (выходные данные?)
Заключение
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.006 с.) |