Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Из конспектов доктора исторических наук, профессора К. В. Калининой
Конституционная модель федерации и ее субъектов подвергается жизненным испытаниям. Многообразные федеративные отношения нередко деформируются. Экономические трудности, противоборство политических элит, давление общественного мнения зачастую ведут к смещению с «оси» отдельных элементов федерации. Стабильность и динамизм Российской Федерации во многом зависят от определения предметов ведения и полномочий между федеральным уровнем и уровнем субъектов Федерации. В основу их разграничения положены критерии государственного значения и меры управляемости, позволяющие установить характер и объемы ведения собственно Федерации и ее субъектов. Причем разнородность предметов ведения — налицо, и даже их условное объединение создает немалые трудности. С учетом многообразия предметов ведения используются три юридически значимых способа установления круга предметов ведения — по линии собственно федерации, по линии совместного ведения федерации и ее субъектов, по линии исключительного ведения субъектов федерации. Вопрос в том, насколько удачно производится «наложение» этих способов и соответствующих им юридических формул на разнообразные предметы ведения. Следует обратить внимание на необходимость гармоничного сочетания двух аспектов: 1) обеспечение четкого разграничения предметов ведения и полномочий и 2) взаимодействие органов государственной власти федерации и органов государственной власти ее субъектов. Односторонний акцент на разграничении уменьшает психологические, организационные, юридические и материальные ресурсы их взаимодействия. А это весьма актуальная задача на современном этапе развития российского федерализма. Кроме «вертикальной» согласованности предметов ведения и полномочий государственных органов требуется приложить усилия к достижению их функциональной согласованности. Речь идет об обеспечении на каждом уровне правильного соотношения между упомянутыми конституционными формулами, нормами отраслевых законов, которые призваны их развивать, и положениями о соответствующих министерствах и иных органах. На практике довольно часто возникает юридический и фактический разрыв функций, задач и действий, например, в сфере здравоохранения, образования, национальной политики и др. Преодолению этого нужно уделить серьезное внимание.
130 Таким образом, для России как федеративного государства первостепенное значение имеет организация власти, построение и функционирование ее институтов. Признание народа источником публичной власти в широком смысле (п. 1, 2 ст. 3 Конституции РФ) сочетается с двумя важными положениями применительно к ее федеративному аспекту. Во-первых, закрепление единства системы государственной власти (п. 3 ст. 5), которая осуществляется на основе ее разделения на самостоятельные ветви (ст. 10). Во-вторых, разграничение функций Федерации и ее субъектов в сфере организации государственной власти, когда Федерация определяет устройство федеральных органов (п. 4 ст. 71) и принципы организации представительных и исполнительных органов субъектов Федерации (п. 1 ст. 77). Эта конституционная модель власти в процессе ее реализации на практике осложняется рядом противоречий. Не определены достаточно отчетливо общие принципы построения представительных и исполнительных государственных органов в субъектах Федерации. Недостаточность соответствующих федеральных законов порождает немало отступлений от них. Не вполне ясны пределы допускаемого разнообразия в построении государственных институтов. Нужная мера нередко нарушается. На уровне субъектов Федерации также наблюдается разнообразие в построении их государственных органов. Законодательные органы отличаются по составу, структуре и объему деятельности. Органы исполнительной власти созданы вокруг «управленческого центра» — Президент (глава республики) и Кабинет Министров, губернатор (глава администрации). Сильная горизонтальная линия выражена как в сходных, так и в специфических построениях министерств, департаментов, управлений, их функциях и структуре. Поэтому предстоят поиски оптимальных моделей. Наибольшую трудность вызывают отношения госорганов «по вертикали». Здесь можно выделить четыре проблемы. Во-первых, степень структурированности систем однородных органов; во-вторых, объем и характер функциональных связей госорганов, включая соотношения между функциями, выполняемыми «совместно», «по согласованию» и «самостоятельно»; в-третьих, между правовой соподчиненностью органов; в-четвертых, основания для создания структур федеральных органов, действующих на территории субъектов Федерации, отношение к ним и к Представителям Президента Российской Федерации в регионах республиканских, областных и иных властей. Решение этих проблем может проходить поэтапно:
131 · особое значение приобретает создание специальных институтов взаимодействия федеральных структур и структур субъектов Федерации; · необходимо упорядочить консультативные, экспертные и иные советы (комитеты) при федеральных органах с участием представителей субъектов Российской Федерации; · требуется более эффективно использовать процедуры совместного принятия решений, согласования планов, программ, проектов законов и иных актов; · в формировании и использовании демократических институтов — местного самоуправления, общественных объединений, проведения выборов, референдумов — также нужны согласованные действия Федерации и ее субъектов; · необходимо также создать «механизмы», когда в условиях «чрезвычайного положения» должны меняться режимы функционирования тех или иных государственных институтов. 132 133 Таблица 1. Основные группы таких конкурирующих принципов в системе федеративных отношений
134
135 136 1 Карапетян Л. И. К вопросу о «моделях федерализма» // Государство и право. 1996. №12. С. 58. 2 Тихомиров Ю. А. Государство на рубеже столетия // Государство и право. 1997. № 2. С. 69. 1 Абдулатипов Р. Г. Власть и совесть. М., 1995. С. 74. 1 Официальные документы, цитируемые в данном разделе, приводятся по книге: Абдулатипов Р. Г. Этнические факторы политической стабильности. М., 1995. 1 См.: Собрание Законодательства Российской Федерации. 24 декабря 2001 г. № 52 (ч. 1). Ст. 4916. 2 См.: Российская газета. 1999. 30 июня. № 121. 1 См.: Собрание Законодательства Российской Федерации. 18 октября 1999 г. № 42. Ст. 5005. 2 См., например: Развитие федеративных отношений в России: проблемы и перспективы: Аналитический доклад, подготовленный рабочей группой, образованной в соответствии с распоряжением Председателя Совета Федерации Е.С. Строева // Федерализм. 1997. № 1. С. 58-59. 1 «Размытость рассматривается как промежуточное качество между четкостью, с одной стороны, и неопределенностью — с другой, причем в предельных случаях размытость переходит в четкость или неопределенность» (Батурин М. Власть и мера («точные методы» в англо-американской политологии) // Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989. С. 131-32). 2 См., например: Солник С. «Торг» между Москвой и субъектами Федерации о структуре нового Российского государства: 1990-1995 // Политические исследования. 1995. № 6. 1 Статья опубликована в: Независимая газета. 2001. 14 ноября 1 Фрагмент из книги: Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.008 с.) |