Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В константинополе в 842 году под председательством святого мефодия был созван поместный Собор, который восстановил иконопочитание и постановил ежегодно торжествовать победу православия.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Стремясь подорвать авторитет святого Мефодия, любовь и уважение к нему паствы, еретики оклеветали его в нарушении целомудрия. Клевета была обнаружена, и враги святителя посрамлены. Последние годы жизни святителя прошли мирно, он много трудился, мудро управлял Церковью и своей паствой, восстанавливал разрушенные еретиками храмы, собирал мощи святых, уничтоженные иконоборцами, перенес мощи патриарха Никифора из места его заточения в Константинополь. Скончался святитель Мефодий в 847 году. Труды Кроме "Чина Православия" святитель составил также правила для обращающихся к вере, три чина браков и несколько пастырских поучений и церковных песнопений. Так же еще – «Слова о святых иконах». Учение. Слово о святых иконах. Почитаю, покланяюсь и лобызаю и честные и священные иконы их, не как богов, но как сокращенное описание, уяснение и напоминание страданий их. Как многие в домах своих делают изображения человеков, родители – детей своих, дети – родителей своих, по причине любви и взаимной между собою связи, и для незабвенной памяти, так что и лобызают их – впрочем, не как богов, а ради памяти и любви к ним, так надлежит разуметь и об иконах святых, что для напоминания и для нашей любви, и для исправления жизни нашей, а вместе и язычников, приступающих к вере во Христа Иисуса, для показания доброго их свидетельства, они написаны в церквах и книгах (идет сравнение!!!). Почему называешь меня идолослужителем? Ибо, скажи мне, кланяюсь ли идолу какого Аполлона, а лучше сказать Губителя, или иконе Господа нашего Иисуса Христа, научающей меня домостроительному Его воплощению? Скажи мне, покланяюсь ли идолу какой Артемиды или иконе всесвятой непорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Матери Господа нашего Иисуса Христа? Покланяюсь ли идолу какого-нибудь Дия или иконе святого Иоанна Предтечи и Крестителя? Покланяюсь идолу какого Дия и Иракла или иконам святых апостолов, мучеников и всех святых, от века угодивших Богу? Изображение земного царя со страхом чествуется и прославляется, а Христово уничижается. О прельщение христиан! О суждение и учение отцов! Кто не осмеет сего нечестивого мнения? Потому что, если найдется человек, бесчестящий изображение царя, не подлежит ли уголовному наказанию? Ибо бесчестящий изображение царя бесчестит самого царя, так как честь от образа, по выражению великого Василия, переходит на первообразное; подобно и – бесчестие. Так надлежит понимать и относительно Царя Небесного; именно, что бесчестящий икону Его наносит оскорбление первообразу Христову – АРГУМЕНТ ПРОТИВ ИКОНОБОРЦЕВ! Ты скажешь мне, что Бог неописуем и недомыслим, бесстрастен и непостижим? Но описуема плоть, которую Он принял и по которой виден был на земле с состояниями ее. Или отделяешь плоть от Божества? Да не будет! Потому что никогда они не отделялись друг от друга, ни во чреве Матери, ни при крещении, ни на кресте, ни во аде. Но скажешь мне: если никогда не отделялись, то как описываешь только плоть? Скажи же мне и ты: кто сосал молоко из сосец Матери? Не плоть ли? Конечно, этим питалась плоть, а Божества не касалась сия потребность. И кто дерзает говорить или спорить из-за этого о Божестве и погубить душу свою, как многие еретики? Или кто, опять, может описать человека, сотворенного по образу Божию? Никто. Потому что мы постигаем не мысленное в человеке по образу Божию, а являемое. Являемое же сложно и описуемо, а Бог прост, несложен и неописуем. И плоть, которою облекся Христос от непорочной Матери Своей, описывается как видима была на земле. И это не есть идолослужение. А если почитание икон есть идолослужение, и столько лет погибал народ, то когда надлежит наполниться высшему миру (Рим. 11, 25; Матф. 24, 14)? О несчастие! Если от снисшествия Христова до времен господина Германа патриарха народ погибал, кланяясь идолам, то для чего сходил к нам Христос? Но, о Боже, не может быть, чтобы почитание икон было идолослужением. Если бы оно было идолослужением, то несомненно хотя бы один Собор отринул их. Если не отринул их первый, то почему не отринул второй: третий, опять, как не отринул их? Как не отринул четвертый, пятый, шестой? Напротив, (шестой) и уяснил употребление их. Загляни в определения шестого собора, в главу восемьдесят вторую, и найдешь там доказательство. Ибо так изрекли богоносные отцы. «На некоторых изображениях честных икон пишется агнец, указуемый рукою Предтечи, так что принят во образ благодати тот, что в законе нам предозначает истинного Агнца, Христа Бога нашего. Мы же, почитая древние образы и сени, преданные Церкви как знамения и предначертания истины, предпочитаем «благодать... и истину» (Иоан. 1, 17), приемля оную как исполнение закона. Посему, чтобы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ Агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству, вместо ветхого агнца, чтобы чрез то, созерцая смирение Бога Слова, приводили мы себе на память житие Его во плоти, Его страдания и спасительную смерть, и совершившееся таким образом искупление мира» - ОТСЫЛ НА ВСЕЛЕНСКИЕ ПРАВИЛА СОБОРОВ! Скажешь мне, что отцы ни покланялись им, ни имели их в виду? Как же Златоуст сказал: «Я и слитое из воска изображение люблю»? – Как святый Григорий Нисский сказал, что никогда не видел иконы этого страдания1 без того, чтобы не проходить мимо без слез, а святый Василий должен был приложить столько усилий в Кесарии, чтобы написать икону Христа? А ты говоришь – не покланялись им! Какой же человек, видя на иконе Господа распятого, не поклонится? Скажешь ли с пророком Давидом, что идолы язычников сребро и золото, произведения рук человеческих, имеют уста и не говорят (Псал. 113, 12–13), и прочее? Они действительно были таковы, как сказал пророк. Но язычники считали те изображения за богов, а Бога вовсе не знали. Мы же не так, да не будет! Но, как сказал уже, чту Святую Троицу нераздельную, святую Богородицу и всех святых, по усердию и великой к ним любви покланяюсь и лобызаю и честные и священные иконы их, не как богов, подобно еллинам, но как начертание краткое и удобовразумительное, как приняла их Церковь. Скажешь, «не кланяюсь предметам рукотворенным»? Но и Церковь сделана руками, и крест, и Евангелие, и жертвенник, и прочие сосуды церковные. Скажешь ли, «никто не видел ангелов, как же живописуют ангелов»? В действительности часто видели их святые. Святая Богородица видела Гавриила, видели миронисицы, когда пришли ко гробу, апостол (Петр) в темнице и под стражею, пророки Исаия, Иезекииль и Даниил, и вообще многие святые видели ангелов, поскольку могли видеть... Скажешь ли, что это поколение обоготворило их? А ты должен учить народ, как надлежит почитать их. Ибо как прикажешь: если селянин и простец встретит слугу царского и поклонится ему как царю и скажет ему «помилуй меня, владыко благий!», чтобы наказан был смертию и поклонившийся, и принявший поклонение? Несправедливо, потому что по неведению сделал это. Но следует людям сведущим вразумить неопытного, что это не царь. Потому что царь пребывает во дворце и никто его не видит, разве когда явится со славою. Так надлежит учить тех, кои по невежеству боготворят икону Христову, что это не Христос во плоти, а икона Его (сравнение)!!!
Преп. Иоанн Дамаскин. Жизнь, основные творения. «Источник знания» как систематическое изложение церковного вероучения. (обязательное чтение: ПРЕП. ИОАННА ДАМАСКИН «ТОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ»). 675-680 Он был родом из христианской семьи, жившей на оккупированном мусульманами Ближнем Востоке. Христиане жили среди мусульман, как в гетто, и законы Корана на них не распространялись. Делами христианских общин распоряжались назначенные халифом чиновники-христиане. Таким чиновником был отец святого Иоанна Сергий, и его высокую должность впоследствии унаследовал и Иоанн. Арабского языка он, по всей видимости, не знал, и творения его написаны по-гречески в прекрасном византийском стиле. Его карьера при дворе халифа в Дамаске оборвалась, когда Иоанн, отпустив на волю всех своих рабов, удалился в монастырь святого Саввы в Палестине. В 734 году он был рукоположен в сан священника. Творения 1. «Источник знания», книга, состоящая из трех частей: а) «Диалектики», содержащей изложение философии Аристотеля; б) «Списка ересей», включающего 103 названия; в) «Точного изложения православной веры». 2. «Три слова против порицающих иконы» 3. «Священные параллели» 4. Несколько коротких полемических сочинений против монофизитов, несториан и манихеев. Церковные песнопения Предание приписывает Иоанну Дамаскину сочинение Осьмогласника, или Октоиха, состоящего из цикла служб в течение восьми последовательных недель, поющихся в восьми различных «гласах» или мелодийных системах. Он также считается автором многих праздничных песнопений, в том числе пасхального канона, канонов на Рождество, Преображение, Успение, Вознесение и множества стихир, тропарей и кондаков, посвященных различным праздникам и святым. События 7 века – монофелиты, которые стали предлогом расползание империи по религиозной принадлежностью, нашествие персов. 6 век новая религия – ислам – обрушилась на Византию, которая не смогла противостоять. За 30-е годы 7 века, Византия потеряла все территории отвоеванные у Сирии (Палестина). Религиозный раскол сыграл на руку арабам. Раскольники очень часто помогали арабам. Крестовые походы лишь на некоторое время освобождали. Сириец. Из знатной семьи из Дамаска. Дед – префект Дамаска, в 635 г. открыл ворота города арабам. Преп. Родился 650 – умер 750(754). Прекрасно образован. Знал греческий, арабский. Хорошо знал ислам. Когда исламский правитель в конце 7 века начал гонение, преп. Вместе с братом Косьмой удалился в монастырь св. Саввы близ Иерусалима. Здесь преп. Рукоположен в пресвитера и назначен проповедником в храме воскресения. Старец, в послушании у которого преп. находился, повелел ему ничего не делать по собственной воли, пребывать всегда в послушании. Один монах, у которого скончались родственники, просил написать утешительные песнопения. Без благословения преподобный написал. Старец когда узнал, то выгнал преподобного Иоанна Дамаскина из своей келье. Но по просьбе братии принял вновь, после того как преподобный вычисти все отхожие места в обители, за что старец сказал – какого он послушника воспитал!! Через некоторое время, получив извещение от самой Богоматери, старец благословил преподобному писать как богословские так и гимнографические произведения. 8 век – ересь иконоборчества. Полемика – «3 слова против порицающих святые иконы». Мусульмане не вмешивались во внутренний строй церкви. император Лев Исавр, не могущий достать преподобного своей властью, оклеветал его перед халифом. Преподобному отсекли, по преданию, правую руку, но был исцелен. Значение богословия преподобного. Преподобный являет собой первый пример восточной схоластики – оформление, собирание богословского материала всех предшествовавших отцов. Произведения его – во многом является цитирование отцов, но это не умаляет его. Преп. Иоанн собрал и систематизировал учение отцов. Творения. «Источник знания» - 3 самостоятельных работы: 1. философские главы. 2. о ересях. 3. точное изложение православной веры. Философские главы – дает логический инструментарий христианского богословия. Т.е. дает первоначальные понятия. Основывается на «исагоге» (введение) Порфирия к трудам Аристотеля. О ста ересях вкратце – представляет сто ересей. Некоторые кратко. Опирается на труд Епифания Кипрского (нач. 4 века). Дополняет Епафания новыми ересями, так например: ислам. Важен труд варварские, скифские, эллинские и иудейские. Изложение веры – в ста главах дает церковное учение. В дальнейшем на Западе было разделено на 4 книги. В первой – о боге, о Троице, о Сыне и Духе. Вторая – творение мира, ангелов, промысел некоторые философские размышления, так например о времени, об огне. Т.о. дает своего рода учебник. Третья – грехопадение, Христология. Четвертая – христология, о Церкви, таинствах и в заключении – Эсхатология. Полемические: против монофелитов, манихеев,несториан «3 слова против порицающих святые иконы» – обосновывает необходимость иконопочитания. Разные христологические трактаты. Нравственные аскетические: «Священные параллели» - не переведено на русский. «о посте», «о добродетелях и пороках» Экзегетические (целый ряд): Толкование послания апостола Павла. Основывается на толковании свт. Иоанна Златоуста. Преподобный Иоанн не является сугубо творческим, а есть прекрасный компилятор и передатчик святоотеческого учения и он сам себя именно так и мыслил. Его творческий характер в полемике против иконоборчества. 41 лекция 17.04.08 №2 Учение
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.65.198 (0.009 с.) |