Свт. Фотий, патриарх Константинопольский. Жизнь, произведения, антилатинская полемика. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свт. Фотий, патриарх Константинопольский. Жизнь, произведения, антилатинская полемика.



820 – 890. Получил одно из лучших образований своего времени – библиотека

858 – патриарший престол. Жил в Константинополе. было множество учеников. партия во главе с патр. Конст. Игнатием – игнатиане. Прославлен в лике святых, по полит. причинам Ц конфликт использовали..противники сменяли один другого. свт. Игнатий примирил свт. Фотия. Правление состояло из 2 этапов – 858 – 867 гг. затем смещен в рез-те переворота. свт. Игнатий (88 – 886) между правлениями – в заключении и ссылке.

Нарастающий конфликт между Конст и Римом – начало схизмы. Конфликт из-за активности миссионеров – Византийских и латинских на территории Болгарии. Рим и Конст оспаривали территорию Болгарии, хотели включить себе. Крещение Болгарии – князь Борис от Фотия в 834 г. свт. считал законность притязания на территорию Болгарию. Болгары умело использовали между Римской Ц. В 866 г. свт. Фотий написал 1 критический документ к Римской Ц – послание к патриархам, где критиковал за донмат. отступления – латинское учение о исхождения Св. Духа и от Сына.

Неверность: 1. по мысли Фотия учение фелиокве - и от Сына – признание 2 начал Св. Троицы – 2 началал Св. Духа. Расценивание расхождения с т. зрения совершентва – исхождение совершенно либо несовершенно.

Если исхождение несовершенно, то требуется и от Сына – это нелепо.

Если от Отца совершенно, то от Сына – излишне.

Частные св-ва лиц Св. Троицы – когда Св. Дух исходит от Отца – возникают особенные св-ва Сына. Св. Дух если исходит и от Сына, то у Сына и Св. Духа оказывается большее кол-во частных св-в – Он оказывается более сложным. Ересь Македония – ересь Св. Духа. Некоторые умаления Св. Духа, Его услажнения от сюда уходят.

Обращение к св-вам Лиц Св. Троицы: общие, присущие всей природе и частные – присуще отдельным Ипостасям. Если исхождение – частное св-во, оно принадлежит только Богу-Отцу, если не частное св-во, то оно должно быть Общим, Св. Дух должен исходиьт сам от себя. Учение об исхождении нигде не содержится. Не принадлежит никакому Собору. Если оно и встречалось, то оно встречалось у некоторых Св. Отцов. Некоторые Отцы могли ошибаться. признание 2 начал Св. Духы веедт к тезису о сложности Св. Духа – состоит из 2 начал, что присуще твари, т.к. тварь сложна по определению.

Происходил из семьи ревностных христиан. Отец его скончался мученической смертью за защиту икон. Святой Фотий получил блестящее образование и, состоя в родственных отношениях с императорским домом, занимал должность первого государственного секретаря в сенате.

В 857 году соправитель царя Михаила, Варда, удалил с Константинопольской кафедры Патриарха Игнатия. Епископы, зная благочестие и обширную ученость Фотия, указали императору на него как на человека достойного занять первосвятительский престол. Святой Фотий со смирением принял предложение. В течение 6 дней проведен он был по иерархическим степеням, а в день Рождества Христова посвящен во епископа с возведением на патриарший престол. Однако вскоре начались волнения в Церкви, разжигаемые удаленным с кафедры патриархом Игнатием. В 861 году был созван Собор для прекращения смут, на котором утверждено было низложение Игнатия и утверждение патриархом Фотия. Папа Николай I, послы которого присутствовали на этом Соборе, надеялся, утверждая Фотия патриархом, подчинить его своей власти, но, не получив ожидаемого, на Римском Соборе предал Фотия анафеме. С того времени началось для святителя Фотия длившееся до конца его жизни противоборство папскому своеволию и посягательству на Православную Церковь Востока.

В 864 году вся Болгарская страна добровольно обратилась к христианству. Болгарский князь Борис крещен был, как полагают, самим Патриархом Фотием, после чего святитель Фотий отправил в Болгарию архиепископа и священников для Крещения болгарского народа, а в 865 году - святых Кирилла и Мефодия для проповеди Христа на славянском языке.

В 867 году императорский престол захватил Василий Македонянин, умертвив императора Михаила. Святитель Фотий обличил убийцу и не допустил его до приобщения Святых Христовых Таин. За это он был удален с патриаршего престола и заключен в монастырь под стражу. На его место был снова поставлен патриарх Игнатий. Собор, созванный для расследования поступка святителя Фотия, проходил при участии папских легатов, которые потребовали от Собора подписания грамоты о безусловном подчинении всей Церкви суду папы. Восточные епископы, не соглашаясь на это, вступили в спор с легатами. Вызванный на Собор святитель Фотий: молчанием отвечал на все нападки легатов и лишь на вопрос судей: хочет ли он покаяться, отвечал: "Одумались ли сами судьи?" Противники Фотия после долгих споров одержали победу, и, не имея никаких оснований к осуждению, произнесли анафему Патриарху Фотию и защищавшим его епископам. Святитель был послан в заточение на 7 лет и, по его собственному свидетельству, "только благодарил Господа, терпеливо нес суды Его...".

В то время латинское духовенство было изгнано из Болгарии за своеволие папы, и Патриарх Игнатий послал туда своих епископов. В 879 году, после смерти Патриарха Игнатия, был созван Собор (многими отцами Церкви называемый 8-м Вселенским), вновь признавший святителя Фотия законным пастырем Церкви. Папа Иоанн, лично знавший Фотия, через послов объявил на Соборе об отмене всех прежних папских определений о Фотии. Собор признал неприкосновенность Никейско-Цареградского Символа, отвергнув латинское искажение (filoque), признал независимость и равенство обоих престолов и обеих Церквей (Западной и Восточной). Собор постановил уничтожить в Болгарии церковные обычаи и обряды, введенные латинянами, чем пресек их господство там.

При преемнике императора Василия, Льве, святитель Фотий вновь пострадал по ложному доносу, обвиненный в заговоре против императора. Будучи низведен с кафедры в 886 году, святитель окончил дни свои в Армонийском монастыре в 896 году.

Труды

 

Библиотека

Слово тайноводственное о Святом Духе

 

Омилии (беседы):

Беседа первая на нашествие Россов

Беседа вторая на нашествие Россов

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы

Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы (1-я)

Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы (2-я)

Беседа произнесенная в храме Святой Софии в пятницу первой недели Великого Поста

Беседа в неделю Ваий

Беседа, говоренная с амвона Великой церкви, в Великую субботу, в присутствии христолюбивого царя, когда открыт был живописный образ Богоматери

Беседа на Вознесение Господне

 

Письма

К Георгию, Митрополиту Никомидийскому

Евсевие, инокине и игуменье, в утешение по случаю смерти сестры её Игнатию, митрополиту Клавдиопольскому

Полемика против латинян

Первым, кто подверг «Филиокве» рассмотрению на богословском уровне, был патриарх Фотий Константинопольский. Основные его критические замечания по этому вопросу выражены в «Окружном послании» 867 г. и в сочинении «Тайноводство о исхождении Духа Святого» (нет в русском переводе). Аргументация Фотия против «Филиокве» разделяется на 4 основных группы.

ПЕРВУЮ группу возражений Фотий выводит из учения о единоначалии Святой Троицы. «Филиокве» вводит в Троицу два начала: для Сына и Духа - Отца, и еше для Духа - Сына. Этим единоначалие Святой Троицы разрешается в двубожие, а в дальнейших выводах - и в многобожие (если Отец вместе с Сыном изводят Духа, равного Им, то почему бы Им троим не извести еще чего-нибудь четвертое, а затем вчетвером - и пятое и т.д.). Этим Фотий показывает, какие догматические и логические выводы следуют из принятия «Филиокве».

По отношению к Лицу Святого Духа получается два неприемлимых вывода:

— если Дух возводится к двум началам, то Он должен иметь и начало многоначальное;

— возводимый к двум причинам, Он должен быть сложным, что противоречит простоте Ипостаси.

ВТОРАЯ группа возражений вытекает из анализа качеств стороны исхождения Святого Духа. Фотий говорит: «Если это исхождение совершенно, а оно совершенно - ибо Бог совершенный от Бога совершенного - то исхождение от Сына излишне и напрасно». Исхождение Святого Духа от Сына может быть или тождественным с исхождением от Отца, или ему противоположным. Но в первом случае обобщились бы личные свойства, благодаря которым Троица и познается как Троица, и произошло бы смешение Лиц. Второй же случай описывает ереси Манесса и Маркиона (дуализм: учение о двух началах, лежащих в основе Божества - светлом и темном).

ТРЕТЬЯ группа аргументов построена на том, что «Филиокве» нарушает количественную гармонию личных свойств трех Ипостасей, чем ставит Божественные Лица в неодинаковую близость друг к другу.

«Личное свойство Сына - рождение от Отца, свойство Духа Святого исхождение от Отца. Если же говорят, что Дух исходит и от Сына, то тогда Дух будет отличаться от Отца большим числом, чем Сын, и, следовательно, будет отстоять от существа Отца далее, чем Сын, что ведет к ереси Македония». «С другой стороны, признавать общее свойство между Отцом и Сыном - исхождение от Них Святого Духа - и, в отношении к этому свойству, устранять Духа от общения с Ними - неизбежно означает ограничивать сродство Духа с Отцом и Сыном по существу, так как Отец и Сын имеют между собой общение именно по существу, а не по личным свойствам».

ЧЕТВЕРТУЮ группу возражений Фотий выводит из сопоставления общих и личных свойств Лиц Святой Троицы. При этом исхождение Святого Духа от Отца и Сына не может быть отнесено ни к общим, ни к личным свойствам.

«Если изведение Духа есть общее свойство, то оно должно принадлежать и Самому Духу, то есть Дух должен исходить из Самого Себя, быть и причиной, и произведением этой причины. Таким образом, это не общее свойство. Личное? Если это свойство Отца, то это - учение Православной Церкви; если это свойство Сына, то Сын изымает его от Отца. А если это и не общее, и не личное свойство, то получается, что в Троице нет исхождения Святого Духа.»

Фотий показал, что нельзя формально оперировать именами Лиц Святой Троицы, иначе можно логически показать, что Сын рождается и от Святого Духа.

На Большом Свято-Софийском соборе было осуждено внесение всякой добавки в Символ веры (не говорится о «Филиокве», но именно о ней идет речь). Папа Иоанн VIII признал решения собора, хотя, может быть, и придерживался положений папы Льва III.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.004 с.)