Нравственно-аскетические труды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нравственно-аскетические труды



  • Добротолюбие. Девять глав о сокровенном во Христе делании
  • Монашеские установления
  • Оглашения
  • Слово III – Об Исихии и молитве
  • Слово IV – О молчании
  • Слово V. Его же [слово] о посте
  • Слово VI. Его же [слово] о духовной любви
  • Слово, в котором выясняется сокровенное во Христе делание
  • Увещевания

Послания

  • Послания к монахине Евлогии

Слова

  • Два слова против арсенитов
  • Слово о крестной Жертве Иисуса Христа

Преп. Григорий Синаит. Жизнь, деятельность, основные творения, учение (1268 – 1346)

Родился преподобный Григорий в конце шестидесятых годов XIII столетия в селе Кукуле (Малая Азия) (по др. сведениям, в приморском поселении Клазомены около г. Смирны). В молодости он был пленен османскими турками, напавшими на его родное село. Из плена его выкупили лаодикийские христиане, на которых произвело огромное впечатление исполнение церковных песнопений пленниками, отпущенными турками в храм, ближайший от военного лагеря.

В дальнейшем житие преподобного связывается с местами монашеских поселений: остров Кипр, гора Синай, Палестина, Критская пустынь, Афон, Парорийская пустынь (возле границы между Болгарией и Византией), снова Афон, Парория. Из этих мест особо следует отметить гору Синай и Афон. На Синае преподобный был пострижен в малую схиму. Здесь он вел истинно подвижническую жизнь, за что и получил наименование Синаита. Самоотверженное послушание, смирение, пост, почти неусыпная молитва (иногда на вершине горы Синай, где Моисею Боговидцу Открылся Господь), усердное чтение Священного Писания, ежедневная исповедь игумену всех своих греховных помыслов, монастырский труд, а в промежутках — переписывание священных книг с искусством каллиграфа.

 

Труды

Весьма полезные главы, расположенные акростихами (137 глав).

Другие главы: О страстном изменении. О добром изменении. Об искушениях во сне (7 глав).

Обстоятельное рассуждение о безмолвии и молитве, сверх того о признаках благодати и прелести, и о том, какое различие горячности и энергии и как легко впасть в прелесть без руководителя (10 глав).

О безмолвии и двух образах молитвы. Каким образом следует совершать молитву. О дыхании. Каким образом следует петь псалмы. О прелести. О чтении (15 глав).

О том, как безмолвствующему надлежит сидеть при молитве и не оканчивать ее поспешно. Каким образом следует читать молитву. Каким образом следует удерживать ум (от рассеянности). Как надобно устранять помыслы. Как следует петь псалмы. К некоему спрашивающему относительно обуздания чрева. О прелести и о многих предметах (7 глав).

 

Учение

Центральным пунктом во всей системе преподобного Григория является учение о созерцании.

Созерцанию, по учению преподобного Григория, предшествует подготовительная стадия, заключающаяся в деятельном монашеском подвижничестве. Этому периоду исихастского пути преподобный Григории придавал большое значение. На него в первую очередь он обращал внимание в своих творениях. В период жизни деятельной все делание монаха заключается в борьбе с греховными страстями и очищении от них. Главным духовным руководством на этой стадии для святого Григория и его учеников была "Лествица" преподобного Иоанна, игумена Синайского. Появление в душе греховных качеств, по учению преподобного Григория Синаита, зависит от направленности силы души к добру или злу и от того, в какой мере она способна или не способна идти по пути добра.

Преподобный Григорий Синаит не только объясняет возникновение греховных страстей, их природу, но и дает указание к их искоренению - пост, бдение и молитва.

Основанием же для приобретения добродетелей должны стать, по учению преподобного Григория Синаита, молчание, воздержание, бдение, смирение и терпение. На пути приобретения добродетелей особое значение святой придает действию благодати. Во главу любого монашеского делания преподобный Григорий ставил память Божию.

Преподобный Григорий Синаит говорит, что только молитва может ум удержать при себе, не давать ему рассеиваться и помрачаться, поскольку "ум... водится как пленник", потому что "отделились мы от Бога... потеряли единение с Ним и погубили в чувстве умное Его чувство».

 

Также к этому периоду относится и св. Николай Кавасила



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.004 с.)