Тематика духовного наставничества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематика духовного наставничества



Одним из основных условий правильного и безопасного прохождения аскетического подвига вне зависимости от образа монашеской жизни И. Л. называет послушание духовному отцу. В основание отношений между духовным наставником и учеником И. Л. полагает принцип свободы. Он отмечает важность рассудительности в выборе учителя и побуждает ученика проверить руководителя перед тем, как вверить себя ему. Это начальное проявление рассуждения со стороны ученика весьма важно, поскольку, однажды избрав, менять духовного отца не подобает.

Для описания духовного руководителя И. Л. неск. раз использует образ Моисея, к-рый предстает не столько законодателем, сколько созерцателем Бога. Духовный отец описывается И. Л. как врач, восприемник, советник, молитвенник и посредник между послушником и Богом. Как посредник он обязан наставлять ученика, к-рый принимает слова старца как из уст Божиих, и молитвенно ходатайствовать за него. Тот, кто вверяет себя руководителю, получает «защиту настоятеля через молитву» как «шлем спасения». Роль духовного отца как посредника настолько велика, что И. Л. придает ей почти институциональное значение.

Образ духовного отца как врача особенно ярко раскрывается в Слове «К пастырю» с полным использованием медицинской атрибутики: пластырей, бритвы, инструментов для кровопускания и прочее. Особое значение в обоих сравнениях И. Л. придает опытности наставника. Только искушенный в духовной брани может научить побеждать соблазны.

Главным и единственным условием для получения учеником духовного окормления И. Л. называет послушание. В «Лествице» описывается идеал абсолютного послушания, выделяющийся из аскетической традиции особой строгостью. И. Л. настаивает на том, что неслушающийся монах должен быть изгнан. Духовное руководство для И. Л. возможно только при условии абсолютного отсечения воли послушника и подчинения ее руководителю, к-рый в свою очередь ответственен за ученика в той мере, в какой тот оказывает ему послушание. По И. Л., ученик должен слушаться своего руководителя, даже если тот повелевает нечто противное спасению. Обращаться к кому-либо другому за советом послушник может, только если духовный отец признает себя «недостаточным для исцеления».

Вместе с тем для идеально строгого послушания требуется высочайший пример духовничества. В то же время для И. Л. отношение ученика к своему духовному руководителю заключается не только в безграничном послушании и доверии, но также в любви и духовной преданности!!!

Цели и способы пастырского воздействия на пасомых.

Наставляя низших, сам учись сначала свыше; и от чувственного научайся духовному, и не забывай того, который сказал: ни от человек, ни человеком проповедую учение. Ибо земное не может исцелить земных. Добрый кормчий спасает корабль; и добрый пастырь оживотворит и исцелит недужных овец. Насколько овцы сии, преуспевая безостановочно, последуют своему пастырю, настолько и он должен отдать за них ответ Домовладыке.

Когда овцы сии, от зноя, т. е. от телесного распаления, станут дремать душою, тогда пастырь, взирая на небо, должен еще усерднее бодрствовать над ними; ибо многие из них во время такого зноя делаются добычею волков. Когда тьма и ночь страстей постигла паству, тогда определяй пса твоего, т. е. ум, на неотступную стражу к Богу; ибо ничего тут не будет несообразного считать ум губителем мысленных зверей.

Пластырь есть врачевство на страсти видимые, или телесные; а приемы лекарства внутрь – врачевство противу страстей внутренних, и очищение от невидимой скверны. Порошок есть уязвляющее бесчестие, врачующее гнилость возношения. Глазная примочка есть очищение душевного ока, или ума, смутившегося от движения гнева. Питие врачебное есть выговор огорчающий, но скоро врачующий болезнь. Кровопускание есть скорое извлечение скрытого гноя. Кровопускание есть сильное и жестокое нападение на недугующих, для их спасения. Под губкою разумеются кроткие, тихие и мягкие слова, которыми врач как бы отирает больного, после кровопускания или резания. Прижигание есть определенное наказание или епитимия, для покаяния человеколюбиво назначаемая на время: а мазь есть предлагаемое больному или приятное слово, или небольное телесное утешение. Усыпительное зелие значит принять на себя бремя послушника, и чрез его повиновение подать ему спокойствие, сон бессонный, святую слепоту, чтобы он не видел своих добродетелей. Перевязки означают, расслабляемых и ослабленных тщеславием утвержать и укреплять терпением до самой смерти. Наконец нож есть определение и приговор об отсечении от общества члена умершего душою и согнившего, чтобы он не передал другим своей заразы.

Духовный врач должен быть чужд страстей, дабы иногда мог принимать на себя их личины для пользы братии. Премудрость духовного врача доказывается тем, что он врачует такие недуги, которых другие не могли исцелить. Духовный кормчий, предвидя бури и волнения, должен ясно предвозвещать о них находящимся на корабле; а в противном случае будет виновником бедствия. Виновен будет врач духовный, если не предварит больных о причинах болезней. Наставник должен остерегаться, чтобы не быть соблазном для братии и приходящих во всех своих поступках и словах. Пастырь должен быть исполнен любви!!!!!!!

Говоря с братиею, усваивай себе самому те согрешения, которые надобно тебе обличить в том или другом из них; таким образом ты всегда будешь свободен от лишней стыдливости. Опечаливай до времени недугующего, чтобы не закоснел в своем недуге, или не умер от проклятого молчания. Многие принимали молчание кормчего за признак благополучного плавания, доколе не ударились о камень. В некоторых настоятелях бывает, как бы природная стыдливость, по которой они часто молчат, когда и не должно молчать. В таком случае да не отрицаются поступать так, как обыкновенные учители поступают с учащимися, и письменно излагать наставления, нужные для братии.

Если кто не может удержать себя от застарелых худых привычек и просит наставника принять против него строгие меры, то наставник должен исполнить его прошение. Не всем, приступающим к иноческому житию наставник должен говорить, что путь сей узок и тесен, и не каждому: иго сие благо. Врач духовный не может исцелить больного, если сам больной не откроет своей язвы и не поручит себя врачу с верою. Пастырь должен употреблять и свирель учения для отгнания душевного волка, особенно когда братия преклоняются ко сну греховному. Пастырь не должен пред подчиненными безрассудно ни смиряться, ни возноситься.

Виновного прежде всего должно спрашивать, впрочем, наедине, какие именно его согрешения. Это должно делать по двум причинам: во-первых, для того, чтобы он, всегда убодаемый сею исповедию пребыл бездерзновенным: во-вторых, чтобы помнил, в каких язвах мы его приняли, и возбуждался этим любить нас. Как опасно начальствовать страстному над страстными, предаваться гневу, и строго взыскивать с братии за малые вины. Пастырю должно иметь Бога вождем и наставником во всех делах своих. Если чрез пастыря действует благодать на приходящих к нему, то он должен относить это к вере их.

Мысленный грех пастыря судится строже совершенного послушником на самом деле. Научай послушников грехи плотского похотения (мысленно пред Богом) исповедать не по виду, а прочее все вспоминать подробно. Наставник и пастырь должен молиться и о самых ленивых, чтобы Господь воздвиг их к усердию. Слабых в вере пастырь не должен допускать к обращению с еретиками. Пастырю не должно бояться смерти. Пастырь должен быть во всем терпелив, кроме явного преслушания. В принятии братии пастырь должен иметь рассуждение и соображаться с местоположением своей обители. Духовный врач, если не стяжал душевного безмолвия, должен прибегать к телесному. Как приятен Богу дар приводить к Нему души братии чрез покаяние.

Если пастырь не достиг полноты бесстрастия, то совесть не позволит ему наказывать виновных и истреблять зло, как должно. Крепких телом и юных ты не должен щадить, по ложному милосердию, но утомлять и истощать их, чтобы они благословляли тебя при исходе из этой жизни. И на сие, премудрый муж, ты имеешь пример в великом Моисее, который послушного и с покорностию за ним следовавшего народа не мог освободить от рабства Фараонова дотоле, пока не заставил их есть опресноки с горьким зелием. Опреснок означает душу, которая несет отсечение своей воли; ибо собственная воля надмевает и возвышает ее, а опреснок никогда не надымается. Под горьким зелием должно разуметь иногда огорчение от покорения себя повелевающему, а иногда горечь сурового поста.

 

16. Преп. Максим Исповедник. Жизнь, церковная деятельность, творения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.005 с.)