Значение аскетики в деле спасения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение аскетики в деле спасения



В 1-м и 14-м поучениях Д. Г. подчеркивается особая роль аскетического делания в домостроительстве спасения. Первозданный человек, живший в раю «в наслаждении райском, в молитве, в созерцании, во всякой славе и чести, имея чувства здравые» через непослушание Богу и гордость лишился всего, став рабом греха, диавола, страстей и смерти.

Согласно Д. Г., приобщиться ко спасению можно через таинство Крещения и соблюдение заповедей, под к-рыми понимаются христ. нравственные уроки, преподанные Христом в Нагорной проповеди. Соблюдающий заповеди продолжает и завершает дело духовного совершенствования, начало к-рому было положено в Крещении.

 

Страсти и борьба с ними

Первопричинами или корнями страстей Д. Г. называет 3 главные страсти, от к-рых рождаются все остальные: сластолюбие, сребролюбие и тщеславие. Эти страсти должны быть отвергнуты вместе со всем мирским. Страсти в отличие от добродетелей не были заложены в природу человека Творцом. Не имея своего бытия, страсти тем не менее становятся бытием греховного человека. Поражаемые стрелами страстей, необходимо вступать в борьбу со страстью сразу же, как только она проявит себя.

Страсть зарождается или укрепляется в человеке после того, как он, вступив в собеседование с греховным помыслом, примет его. При этом помысел, даже если он хорош, оказывается злым, если он принимается своевольно и с доверием. Важнейшее средство борьбы против помыслов - их откровение перед опытным старцем.

Наряду с помыслами подвижника одолевают «собственные пожелания», проявления греховной человеческой воли, каждое из к-рых может его погубить. Для того чтобы преуспевать в духовной жизни, необходимо отсекать пожелания, но отсечение пожеланий означает не упразднение воли, но ее согласование с «Божией и отеческой заповедью».

 

Стяжание добродетелей

Добродетели приобретаются трудом и подвигом, их стяжание, начинающееся только желанием, ведет к приобретению благого навыка и устойчивости в доброделании.

Рассуждая о страстях и борьбе с ними, Д. Г. противопоставляет каждой страсти определенную добродетель, к-рой эта страсть исцеляется. Их список приводит.

 

Смирение

Во 2-м поучении Д. Г. подробно пишет о смиренномудрии, понимая его не как отдельную добродетель, но как необходимую предпосылку любой добродетели.

Существует 2 вида смирения: 1-й, несовершенный, необходим на начальных этапах духовной жизни, 2-й, совершенный, свойствен святым: «Первое смирение состоит в том, чтобы почитать брата своего разумнее себя и по всему превосходнее и, одним словом, как сказали святые отцы, чтобы «почитать себя ниже всех». Второе же смирение состоит в том, чтобы приписывать Богу свои подвиги».

Страх Божий

Существует 2 вида страха Божия: страх перед наказанием, свойственный новоначальным, и страх, присущий святым, достигшим вершины любви к Богу, и состоящий в опасении эту любовь утратить. Страх Божий приобретается памятью смерти и памятью мучений.

 

Любовь

Любовь - совершенство добродетелей. Совершенная сыновняя любовь к Богу достигается только святыми, а те, к-рые еще пребывают на стадии очищения в рабском или наемническом звании, могут лишь приблизиться к ней издалека.

Совершенная любовь распростирается вплоть до того, что покрывает недостатки и согрешения ближнего. Заповеди о любви к Богу и к ближнему Д. Г. рассматривает во взаимосвязи, а не изолированно, что позволяет ему лучше представить многогранный характер подвижнической жизни во Христе.

 

Послушание

Учение об отсечении воли и смирении подразумевает строгое послушание духовнику не только в делах, но и в помыслах, к-рое Д. Г. глубоко изучил на опыте в обители аввы Серида. Послушание и смирение неотделимы друг от друга как два коня, бегущие в одной упряжке.

 

Молитва

Помимо келейной и индивидуальной молитвы в Поучениях Д. Г. упоминаются псалмопение и слушание божественного чтения на общих богослужениях.

Д. Г. часто пишет о постоянной и непрестанной молитве и о терпеливом пребывании в молитве, к-рая связана со смирением и со всеми др. добродетелями.

 

Безмолвие и покой

«Безмолвие» упоминается Д. Г. наряду с постом, бдением, послушанием и внутренним миром. В начале своей монашеской жизни Д. Г. горячо стремился к полному безмолвию, но старцы предостерегли его от этого преждевременного подвига, указав на более безопасный путь послушания, приводящий к высоким и утешительным состояниям покоя и отдохновения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.007 с.)