История и богословские основания иконоборчества VIII – IX вв. Полемисты против иконоборчества: свв. Герман, никифор и мефодий константинопольские. Их жизнь, сочинения и учение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История и богословские основания иконоборчества VIII – IX вв. Полемисты против иконоборчества: свв. Герман, никифор и мефодий константинопольские. Их жизнь, сочинения и учение.



Итак, влияние мусульман было не столь однозначным, как представлялось в предыдущей главе, а имело свои богословские “тонкости”. Мы можем заключить, что исторические обстоятельства заставили императора изменить свой взгляд на иконы. Пережив политический кризис и поражения византийской империи в битвах с арабами, император видел в этом знамение Божественного прещения, так как богословский этос теократического государства, каким являлась Византия, приписывал все политические и экономические несчастья, выпадавшие на империю, Божию гневу.В такой ситуации Лев подверг рассмотрению все возможные причины для выпавшей на его страну Божественной немилости. Будучи подстегиваем критикой мусульман, Лев склонился к убеждению, что виновником всех бед явилось растущее почитание икон, которое можно было в его внешних проявлениях отожествить с идолослужением.

Суть иконоборческой полемики состоит не в том, приемлемы ли иконы с христианской точки зрения или не приемлемы, а в том, насколько были допустимы те формы их почитания, которые были приняты в то время в церковном благочестии. Иконоборцы порицали не сами иконы, а то, как иконам воздавалось поклонение. В их глазах благочестие иконопочитания походило уже на магию, на формы разлагающегося язычества. Когда мусульмане заняли свое место на исторической арене, у христиан и мусульман усугубилось сознание политического и религиозного противостояния. Климат противоборства сыграл решающую роль в том, что император так глубоко принял к сердцу обвинения в язычестве и идолопоклонничестве, брошенные мусульманской оппозицией в адрес его народа и его веры. В Церкви к тому времени выросла вера в благодатную силу и святость икон, за что они и стали так ревностно почитаться церковным народом. С наиболее почитаемыми иконами народ обращался уже как с кем-то одушевленным. Богословие иконы, оправдывающее такое “мистическое” отношение к ней, созрело внутри церковных масс только лишь подсознательно и еще не было выражено догматически. Отсутствие выраженного богословия иконы позволило иконоборцам уподобить иконопочитание языческим культам, результатом чего и явилось негодование императора.

 

Полемисты против иконоборчества: Свв. Герман, Никифор и Мефодий Константинопольские. Их жизнь, сочинения и учение.

Свт. Герман Константинопольский (ум. в 740)

Родился в Константинополе в VII веке. Отец его, один из первых сенаторов в Византии, был убит по приказу императора Константина Погоната (668-685), а мальчика Германа оскопили и отдали в церковные клирики, где он глубоко изучил Священное Писание. За святость жизни Герман был поставлен епископом в город Кизик. Святитель Герман твердо встал на защиту Православной веры от еретиков-иконоборцев.

В 715 году он был поставлен Патриархом Константинопольским. Святитель Герман продолжал противостоять иконоборц ам, возглавляемым императором-еретиком Львом III Исавром (717-741), однако силы были неравны, и в 730 году он вынужден был положить свой омофор в алтаре на престоле и оставить Первосвятительскую кафедру. Тогда разгневанный император, обличенный накануне Патриархом в ереси, послал воинов, которые подвергли святого побоям и изгнали из патриаршего дома. Святитель Герман был Патриархом 14 лет и 5 месяцев и удалился в монастырь, где провел оставшиеся дни своей жизни.

Творения

"Созерцание предметов церковных или Толкование на литургию" Сохранились также три послания патриарха о почитании икон, которые читались на VII Вселенском Соборе

Другие сочинения его представляют собой гимны в похвалу святым, слова на праздники Введения во храм, Благовещения и Успения Пресвятой Богородицы и на обновление храма в честь Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы.

Учение

Герман Константинопольский полагал, что само изображение Христа служит для опровержения мнения о призрачном Его воплощении. Отвержение возможности изображения Христа отрицает реальность Его вочеловечения. Герман Константинопольский указывал на исконность церковного почитания икон, отмечая, что если никто из отцов, бывших прежде, и никто на соборах не сочли это недопустимым, то, следовательно, вся Церковь пребывала в заблуждении.

Господь приблизил Себя к людям до того, что облекся в плоть человеческую, а иконоборцы бегут от Него, ругаются Ему, называя образ Его по плоти идолом. Изображая Его явившимся во плоти, мы тем свидетельствуем свою веру в действительное воплощение Его.

Иконопочитатели в лице свт Германа основывали свои доводы на православном учении о воплощении: Если Бог стал в Иисусе Христе в полной мере человеком, то Христа во плоти можно представлять в зримых образах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.005 с.)