Таким образом, человек становится соучастником всей полноты Божественной жизни в её нетварных проявлениях через действие в нём благодати как самого Бога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таким образом, человек становится соучастником всей полноты Божественной жизни в её нетварных проявлениях через действие в нём благодати как самого Бога.



Важный факт, что человек участвует не только ментально или душевно, но всей полнотой своего естества, особенно физической, что и вызывало особое недоумение Варлаама. Причастие Божественной жизни проявляется озарением как умственных, так и физических очей Нетварным светом, необходимым условием чего является пребывание в молчании-исихии. (Ср. случай, когда св. Серафим Саровский показывал Мотовилову этот Свет, взяв его за руку.) Так как тело также участвует в Божественной жизни, то для него также необходимы определенные практики, разработанные в течение веков исихастами.

В итоге человек по милости Божьей всей полнотой своего существа посредством нетварных энергий усвояет Бога и усвояется Богом. Так выполняется вторая часть сентенции «чтобы человек стал богом», богом не по существу, но по благодати.

 

 

31.Св. Николай Кавасила. Жизнь, творения. Учение о спасении и роли Церковных Таинств. «Семь слов о жизни во Христе»: Слова 1 – 4; Слова на Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasila/

Св. Николай Кавасила (НК) род. ок. 1332 г., в аристокр-й семье — его дядя Нил архиеп. Фессалоник, принял участие в обучении. Затем Николай отправл-н для учения в Конст-поль. В нач. 1340-х гг. возвращ. в Салоники. Время борьбы паламитов и варлаамитов + политическая межусобица. Род Кавасила за И. Кантакузена и Г.Паламу. По воцарении имп. Иоанне Кантакузена стал его секретарем и дипломатом. Известно также, что впоследствии он удалился в монастырь, где посвятил себя духовным писаниям. В священном сане он не состоял, принадлежа к славной восточной традиции богословов-мирян. Участвовал в Соборе 1351 г. оправдавшем исихазм и исихастов. Николай Кавасила сконч. ок. 1397 г. Канонизирован в 1982 г. Труды.

В трудах Кавасилы мы находим толкование всей традиции Григория Паламы, хотя он и пользуется иной терминологией. Нравственно-аскетическое – «О жизни во Христе» — содержит объяснение смысла таинств Крещения, Миропомазания и Евхаристии, и трактат о вочеловечении; полемические – «Слово против нелепостей Григоры», против антипаламитов; местагогические – «Изъяснение божественной литургии» — следуя устоявшейся традиции, объясняет Литургию как символическое воспроизведение жизни Христа. НК не настаевает на детальном символическом объяснении Литургии. Как и Паламы смысл Литургии выходит далеко за рамки символического, «Изъяснение обрядов боджественной литургии», «Изъяснение священнических одежд»; гомилетические – собрание бесед на Господские и Богородичные праздники, похвальное слова св-м Димитрию Солунскому и Феодоре Солунской. Писания Кавасилы были известны на Западе, переведены на латынь и на Тридентском соборе цитаты из Кавасилы приводились в качестве доводов в пользу догмата реального присутствия Христа в Евхаристии.

О таинствах. Отправным пунктом обсуждения таинств НК служит Деян. 17, 28: «Ибо мы Им живем и движемся и существуем». Получая жизнь, начинаем ее в крещении; мы движемся, продолжаем жить в таинстве миропомазания; мы существуем, ибо содержание нашей жизни составляет Евхаристия. Таинство Крещения для НК — начало новой жизни. В крещальной купели тонет, умирает ветхий человек, получивший весь свет, всю радость и все счастье, для которых был создан и которые потерял ветхий Адам. Здесь нет ни символизма, ни Дионисиевых иерархий, основн. идея — решение начать новую жизнь во Христе должно быть принято в «этой» жизни, в «этом» мире, сейчас.

По НК Миропомазание есть движение, и движение это связано с Крещением и зависит от него. НК подчеркивает связь миропомазания с ветхозавет. помазанием священников, как на западе при рукоположении свящ-в. Миропомазание при Крещении делает нас всех соучастниками во Христе, ибо Он — Помазанник, Он стал Христом, потому что Он помазан на царство, о чем свидетельствует Его имя. Таинство Миропомазания также соответ-т помазанию тела Христова, посредством которого весь человек включается в тело Христово как священник. В Евхаристии приношение совершается не одним лишь священником от имени всего собрания (как в Ветхом Завете), а всеми собравшимися, всею Церковью как целым. Ибо Христос — единственный священник, принесший Себя в жертву раз и навсегда, а потому Евхаристия есть приношение, предлагаемое всем Телом Христовым. Этим объясняется, почему в Православной Церкви нет особого обряда помазания для священников, а есть лишь рукоположение.

Евхаристия составляет сердце мистического учения Николая Кавасилы. Евхаристия — это Таинство Таинств, исполнение и венец всего в Церкви. Евхаристия всегда завершает, всегда следует после других служб. Это окончательное действо, реальное участие в Царстве Божием. После Евхаристии никакие другие службы духовно невозможны. В контексте толкования Литургии очевидна связь учения НК с исихазмом. Он пользуется образом сердца, применяя его к Христу как своего рода «сердцу Церкви». Христос — сердце и центр Церкви, как средоточие жизни всего организма. В «Объяснении божественной Литургии» обнаружим такой же христоцентризм. Интересно, что, говоря о святости Церкви, Кавасила пользуется круговым аргументом: причащаясь Святым Дарам, Церковь становится святою; но, с другой стороны, лишь достойные, то есть святые, могут причащаться таинств. НК говорит, что святость не достигается, что она есть благодать и дар Божий. Лишь смертный грех автоматически исключает человека из Тела Христова. Евхаристия по НК разделяет пространственно-временное существование Церкви: она не существует отдельно от Церкви как нечто внешнее по отношению к ней. В «Объяснении» мы также находим умеренную полемику с латинянами по поводу эпиклезы. По-видимому, это был первый в истории случай письменной полемики на эту тему. Западное богословие оправдывало свое понимание установительных слов («Примите, ядите...» и «Пиите от нея вси...») как самодостаточной формулы, благодаря которой совершается «пресуществление» даров. Ос новное возражение Кавасилы против западного понимания состояло в том, что таинства совершаются не с помощью изолированной от контекста «магической» формулы, а молитвой всей Церкви. Известно, что Бог иногда отвечает на наши молитвы, а иногда нет. Однако существуют особые молитвы, которые не могут не быть услышаны. Согласно обещанию Спасителя, такой молитвой является молитва о даровании Святого Духа. Эта молитва есть завершение молитвы всей Церкви, которая постоянно молится, жертвует и принимает жертву. Поэтому во всех восточных чинах Литургии (и в древних западных) евхаристическая молитва всегда завершается «эпиклезой», то есть призыванием Святого Духа на дары: Святой Дух и есть Совершитель Таинства.

 

32.Св. Марк Ефесский: жизнь и произведения. Основные принципы антилатинской полемики свт. Марка Ефесского по поводу католического учения об исхождении Святого Духа и чистилище. Архимандрит Амвросий Погодин. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Сергиев Посад, 1994. С. 58 – 73, 116 – 150, 239 – 277). Текст прилагается в пдф-формате.

В миру Мануил Евгеник, родился в семье диакона и сакеллария Софийского собора в Константинополе, мать его была дочерью врача. Родители будущего святителя принадлежали к числу самых уважаемых жителей Византийской столицы. В возрасте 13 лет Мануил осиротел. Тем не менее, ему удалось получить блестящее богословское образование.

Вскоре Мануил занял место отца в клире Константинополя, получил широкую известность как талантливый проповедник. В 1418 году он принял монашество с именем Марк в монастыре на острове Антигон. Обитель, однако, вскоре прекратила свое существование по причине турецкого нашествия, и Марк вновь оказался в Константинополе. Марк Евгеник стал монахом Манганского монастыря в столице Византии.

В 1437 году был рукоположен во епископа и поставлен на кафедру древнего Эфеса. Назначение это было титулярным: Эфес к тому времени давно находился под властью турок и церковная жизнь в нем прекратилась. Тем не менее, в Константинопольской Церкви митрополит Эфесский традиционно считался одной из ключевых фигур. Митрополит Марк вскоре после своего поставления должен был принять участие в Ферраро-Флорентийском соборе, обсуждавшем возможность воссоединения православных и римо-католиков. Виз антия погибла под натиском турок, и многие греки видели в объединении с Римом единственную возможность получить помощь в борьбе с наступающими османами. Выехавший в составе византийской делегации на собор в Италию митрополит Марк был не против восстановления церковного единства. Однако он считал, что оно достижимо лишь при условии устранения тех новшеств, которые ввели в Православное учение латиняне!!! Митрополит Марк надеялся убедить западных христиан в ошибочности учения о «Filioque», чистилище и проч.

Богословские прения на соборе не увенчались успехом - Рим не хотел отступать от своих новшеств даже после того, как Марк Эфесский убедительно доказал неправоту латинских богословов. Однако Римский папа Евгений IV настаивал на унии греков с Римом, не останавливаясь даже перед такими средствами, как шантаж и запугивание. Под нажимом понтифика византийская делегация капитулировала и подписала акт унии, признав над собой главенство папы. Один митрополит Марк протестовал против этого беззакония. Папа Евгений IV, не видя подписи Марка на акте соединения церквей, откровенно сказал: "Мы ничего не сделали".

Тайно удалившись из Флоренции, святой Марк ревностно убеждал жителей Константинополя отвергнуть нечестивое соглашение. Вскоре святитель стал свидетелем ее гибели, будучи среди тех, кто одной из главных причин постигшей Константинополь катастрофы считал отступничество от Православия и переход в унию. На смертном одре Марк умолял патриарха Константинопольского Геннадия продолжать борьбу с латинянами.

Труды

Письмо монаху Исидору, вопросившему о пределах жизни.

Диалог между латинянином и греком о Символе веры.

Ответ Иоанну Палеологу о слабой нравственности человека.

Изъяснение о духовных обязанностях.

Назидательные мысли.

Окружное послание к православным христианам.

Предсмертное завещание Георгию Схоларию (будущему Патриарху Константинопольскому Геннадию).

Исповедание святейшего Митрополита Ефесского Марка Евгеника, произнесенное им при самой его кончине

Исповедание дел в конце своей жизни.

Против Filioque

В "Силлогических главах" свт. Марк показывает, что утверждение латинян об исхождении Святого Духа от Отца и Сына как от одного Начала и одним действием не только не спасает их от разрушения единоначалия Святой Троицы, но, при логическом рассмотрении, с неизбежностью снова возвращает их к двум Началам, двум Виновникам и двум действиям.

А в 28 главе свт. Марк показывает и невозможность изведения Святого Духа от Отца и Сына одним действием. Он ставит вопрос: "Является ли оно действием Ипостаси или же действием естества? Если - действием естества, то, следовательно, Дух будет чужд некоего, принадлежащего естеству, действия, а этим, также, чужд и Божественного естества. Если же - действием Ипостаси, то, согласно определению, оно и принадлежит одному только Лицу: ибо единое числом личное (ипостасное) действие, если оно направлено на единый предмет действия, оно, по всей необходимости, и будет проистекать от Одного Лица. Итак, бесцельно латиняне приписывают Отцу и Сыну единое числом изводительное действие и личное свойство".

Свт. Марк и в других местах "Силлогических глав" неоднократно показывает, что латинское учение о двойном исхождении логически неизбежно приводит к умалению Лица Господа Бога Духа Святого или отнятию у Него участия в Божественной природе: "Если более соответствует чести Бога быть Причиной Божества, нежели Причиной твари, то, как это вытекает из учения латинян, Дух Святый, не участвуя в том, что более почетно для Отца и Сына, каким образом не будет и меньше (Отца и Сына) по достоинству и Божеству? Ибо если быть Причиной Божества есть дело совершенно общее, то почему же и Дух не участвовал всем?».     

Так, например, в 20 главе он пишет: "Латиняне говорят, что когда в Писании идет слово о Божественных Лицах, нет никакой разницы (в значении) между предлогами "через" и "от, из", и, посему, там, где говорится, что Дух Святой происходит "через Сына", они переиначивают на "от Сына". Мы же будем просить их о необходимости показать нам: находится ли где сказанным, что Дух Святой происходит или исходит "через Отца"? Ибо, если бы это было одно и то же, а не различным, то было бы необходимым, чтобы и это выражение имело место».

Против чистилища

1. Что подразумевает святой Павел под огнём, который «испытает дело каждого, каково оно есть»? Апостол «назвал его не очистительным, а испытательным. Затем, он возвестил, что через него должны пройти также добрые и честные дела, а таковые, ясно, что не нуждаются ни в каком очищении». Само испытание этим огнём произойдёт в день Страшного Суда, после которого места очищению, очевидно, не будет.

2. Бесплотные души не могут быть палимы вещественным огнём.

3. Если бы все проходили сквозь очистительный огонь, то и очищались бы в равной мере, а значит, и наследовали одни и те же райские обители, против чего свидетельствует Священное Писание.

4. «Назвавшего брата “рака” (т.е. безумцем) Господь в Евангелии отсылает не в чистилище, но в геенну, и учит, что даже за праздное слово мы будем должны дать ответ во время Суда, а не очищаться огнём».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.017 с.)