Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема №6. Народная песня и ее использование в произведениях русских композиторов – классиков.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Творчество композиторов- классиков неразрывно связано с народной песней. Михаил Иванович Глинка, основоположник русской классической музыки, говорил: «Музыку создаем не мы, создает народ: мы только записываем и аранжируем». С вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями, подсказывает сюжеты и темы. Многие художественные образы, созданные народной фантазией, нашли новую жизнь в произведениях композиторов. Из народных сказок и былин пришли в музыку Снегурочка и Золушка, Садко и Лель, Кащей Бессмертный и Баба – Яга. Народное происхождение имеют и музыкальные инструменты. Пастушьи рожки и свирели, рога и гусли, гудки и различные ударные инструменты, на которых играли народные музыканты, превратились со временем в гобои и флейты, валторны и арфы, скрипки и виолончели. Но особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались композиторы, подобно тому, как писатели и поэты пользуются богатством народной речи. Наиболее ярко связь композиторов с народным творчеством проявилась в русской музыке. Творчество Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского – Корсакова и Чайковского не могло бы достигнуть такого высокого расцвета без этой связи с народной песней. В народных песнях отражается героическая история народа и его повседневная жизнь, сокровенные думы и мечты о счастье. Песня – это душа народа, правдивое зеркало его жизни и быта. Среди русских народных песен есть трудовые и праздничные, хороводные и плясовые, свадебные и протяжные, ямщицкие и бурлацкие, рекрутские и солдатские, городские песни и частушки. К музыкально – поэтическому виду народного творчества относят и древние былины. Еще в 19 веке началось в России изучение лучших образцов народного творчества. Большой вклад в это дело внесли композиторы – классики. Они записывали, обрабатывали и изучали мелодии народных песен. Составленные ими сборники песен распространялись среди любителей музыки и музыкантов. Уже известные вам песни «Про татарский полон», «Со вьюном я хожу» вошли в сборник Н.А. Римского – Корсакова «Сто русских народных песен». Записывая и обрабатывая народные мелодии, композиторы сумели сохранить и передать всю красоту и самобытность народного искусства. М.А. Балакирев. Сборник «Сорок русских народных песен». Балакирев, большой знаток народной песни, в 1860 году совершил поездку по Волге, чтобы записать народные песни от волжских бурлаков. Так возник сборник, в который вошло 40 русских народных песен в обработке для голоса с фортепиано. Больше половины песен сборника – хороводные. В сборник вошли также свадебные, протяжные, рекрутские и бурлацкие песни. Создавая сопровождение к народным мелодиям, Балакирев стремился подчеркнуть их красоту и национальные черты. В большинстве обработок партия фортепиано изложена простыми аккордами или плавными переборами аккордовых звуков. Мелодия хороводной песни шуточного содержания «Заиграй, моя волынка» звучит живо и весело. Мелодию сопровождают частые и легкие аккорды фортепиано. Исполнение их приемом арпеджиато напоминает звучание балалайки – широко распространенного и любимого в народе инструмента. Такой аккомпанемент подчеркивает плясовой характер песни. Завершает сборник известная волжская бурлацкая песня «Эй, ухнем». Ее обычно пели бурлаки во время самых тяжелых работ. В песне - неторопливый темп, четкий единообразный ритм. Грузное «раскачивание» мелодии каждый раз возвращается к тонике. Мелодия песни полна скрытой энергии и напряженности, за ее внешней сдержанностью скрыта могучая сила. Сопровождение, написанное Балакиревым к народной мелодии, подчеркивает героико – эпический склад песни. В начале мощные октавы у фортепиано дублируют (повторяют) вокальную мелодию. А при развитии в сопровождении появляются полнозвучные аккорды. Такой аккомпанемент наполняет звучание силой и мощью бурлацкого хорового пения. С большой любовью относился к народной песне П.И. Чайковский. У него есть сборник «50 русских народных песен», предназначенный для исполнения в четыре руки. Народная песня, веселая и грустная, крестьянская и городская, была постоянным спутником композитора на протяжении всей его жизни. …Летом 1869 г. Чайковский гостил у своей сестры в селе Каменка. Там он однажды услышал грустную протяжную песню «Сидел Ваня». Ее пел, занятый своей работой, крестьянин – плотник. Песня поразила композитора своей выразительностью и красотой. Чайковский записал столь понравившуюся ему мелодию и включил ее в свое новое произведение – Первый струнный квартет. Песня «Сидел Ваня» стала основной темой второй части квартета. Трогательная задушевность и светлая грусть слышатся в простой, идущей от самого сердца, мелодии. Как и для многих русских песен, для напева «Сидел Ваня» характерны переменный размер (2/4, ¾), смена лада. Исполняемая струнными инструментами, тема звучит особенно тепло и проникновенно, а сопровождающие мелодию голоса напоминают хоровые подголоски. В среднем разделе звучит другая тема, сочиненная самим Чайковским. Она напоминает колыбельную (скрипка, виолончель). И затем вновь, уже в репризе, звучит мелодия песни «Сидел Ваня».
Многие народные песни, записанные и обработанные композиторами- классиками, нашли вторую жизнь в операх и симфониях, в произведениях для фортепиано и различных ансамблей. В сочинениях русских композиторов можно найти не только примеры цитирования (точного воспроизведения) народных песен (например, уже известная вам песня Садко с хором «Высота ли, высота поднебесная» из оперы Римского- Корсакова «Садко», в основе которой лежит подлинный былинный напев «Соловей Будимерович»), но и множество мелодий, созданных в народном складе (песня Леля из оперы Римского – Корсакова «Снегурочка», хор поселян из оперы Бородина «Князь Игорь» и многие другие оперные, симфонические темы и романсы Глинки, Мусоргского). Распевность, выразительность и широта этих мелодий – одна из наиболее ярких особенностей музыки русских композиторов. М. Мусоргский «Песня Марфы из оперы «Хованщина». В опере, написанной на русский исторический сюжет, звучит несколько замечательных песенных мелодий. Среди них – известная протяжная лирическая песня «Исходила младешенька». Песня Марфы – один из самых ярких и запоминающихся эпизодов оперы. Это задушевная песня со спокойно развертывающейся, широкой мелодией. Плавное поступенное движение чередуется в ней с выразительными ходами на кварту, квинту, а в последнем такте – и на малую септиму. В опере эту песню поет Марфа. Народная мелодия помогла композитору создать яркий и глубоко национальный образ русской женщины, способной на глубокие и сильные переживания. По своему содержанию и характеру музыки песня «Исходила младешенька» очень созвучна настроению героини оперы, тяжело переживающей измену милого. В песне шесть куплетов. Мелодия в каждом из них остается неизменной, а аккомпанемент варьируется. Так композитор хотел подчеркнуть содержание каждого куплета песни. Вариации М. Глинки на русскую народную песню «Среди долины ровныя». Неоднократно обращался к народной песне М.И. Глинка. С народным творчеством он близко познакомился еще ребенком, когда заслушивался чудесными сказками и песнями своей няни, Авдотьи Ивановны. Будущий композитор провел детство в селе Новоспасском, где в дни народных праздников и в свободное от работы время парни и девушки водили хороводы. А в соседнем селе, у своего дяди, маленький Глинка любил слушать народные песни в исполнении небольшого оркестра, состоявшего из крепостных музыкантов. Народное искусство окружало композитора в течение всей его жизни. В своих произведениях он использовал песни не только русского, но и других народов. На тему лирической песни «Среди долины ровныя» Глинка написал пять фортепианных вариаций. В народном напеве Глинку привлекла плавность и широта мелодии, искренняя теплота чувства. В песне выражается настроение задумчивости, печали, которое бывает у одинокого человека. Тихо и задушевно звучит у Глинки начало произведения. К мелодии песни незаметно присоединяется певучий подголосок. Аккомпанемент напоминает мягкое звучание гитары. По- разному варьирует дальше композитор тему песни в каждой из пяти вариаций, он обогащает ее развитие виртуозными приемами фортепианной игры. Медленные и певучие вариации чередуются с быстрыми и энергичными. А заканчивается произведение стремительной и виртуозной пятой вариацией. Восемь русских народных песен для оркестра А. Лядова. Большую любовь к народному творчеству и тонкое понимание его унаследовал от своего учителя Римского – Корсакова замечательный русский композитор А.К. Лядов. Лядову принадлежит около двухсот обработок народных песен. Среди его сочинений одним из лучших являются «Восемь русских народных песен для оркестра» - сюита из небольших законченных пьес. Каждая пьеса представляет собой свободную обработку народнопесенной мелодии, сделанную с большим вкусом и мастерством. В своем произведении Лядов использует песни разных жанров: былина, колядка, протяжная, колыбельная, плясовая, хороводная и располагает их по контрасту. Так, вслед за неторопливой лирической «Протяжной», идет подвижная задорная «Шуточная», а за тихой «Колыбельной» - веселая «Плясовая». «Протяжная». Здесь средствами оркестра Лядов воспроизводит характерное звучание народного хорового пения. Медленно и широко запевает печальную лирическую мелодию одинокая виолончель. Ее теплый тембр напоминает звучание человеческого голоса. Далее, как в хоре, вступают еще несколько голосов (подголоски). Они то расходятся, образуя аккорды, то сходятся в унисон. Изредка звучат отголоски и флейт, кларнетов, фаготов, напоминающие далекое эхо. Музыка наполнена покоем родных полей и лесов. «Шуточная («Я с комариком плясала»). Эта пьеса - совсем иного характера: легкая, веселая. Трели скрипок в начале пьесы, то усиливаясь, то удаляясь, подражают назойливому жужжанию комара. Мелодию песни исполняет флейта. Ее сопровождают отрывистые аккорды в верхнем регистре, подчеркивающие четкий, плясовой ритм. «Колыбельная» - ее простая мелодия звучит напевно и нежно, как голос матери, убаюкивающей младенца. Слушая «Колыбельную», кажется, что в ней одна протяжная мелодия. На самом деле в напеве лишь два такта, которые повторяются много раз. Зато сопровождение напева каждый раз варьируется, как бы окрашивая его в новые тона. «Колыбельная» исполняется только струнными инструментами. «Плясовая» - здесь композитор остроумно воспроизводит звучание народных инструментов. Задорная тема исполняется вначале щипком на струнах скрипок, и кажется, что звучит балалайка. Затем тема затейливо звучит у флейты – пикколо в верхнем регистре. Народные мелодии словно раскрыли свое богатство в руках талантливого композитора, который, подобно садовнику, бережно взрастил созданную природой красоту.
Вопросы и задания.
1. Перечислите основные виды народных песен. Попробуйте объяснить их названия. 2. Какие вы знаете народные музыкальные инструменты? 3. Расскажите об отношении русских композиторов- классиков к народной песне. Назовите их произведения, в которых встречаются народные песни. 4. Какие вы знаете сборники народных песен? 5. Попробуйте спеть мелодии народных песен: «Про татарский полон», «Заиграй, моя волынка», «Эй, ухнем». 6. Расскажите о произведениях М. Мусоргского «Песня Марфы из оперы «Хованщина», М. Глинки «Вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровныя», А. Лядова «Восемь русских народных песен для оркестра», Чайковского «Струнный квартет №1, 2 часть».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 1482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.47 (0.008 с.) |