Четверть: «Три кита в музыке – песня, танец и марш» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Четверть: «Три кита в музыке – песня, танец и марш»



Определение основных признаков знакомых по дошкольному опыту музыкальных жанров.

1. урок. Введение, вступительная тема: «композитор, исполнитель, слушатель», знакомство с тремя типами (жанрами) музыки.

2. 3 уроки. «Марш» (музыкальное произведение, под которое можно маршировать). Бывает разного характера: «Встречный марш» Чернецкого, «Футбольный марш» М.Блантера, «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковского

4- 5 уроки. «Танец» (музыкальное произведение, под которое можно танцевать). «Вальс» из балета «Спящая красавица» П.Чайковского, «Итальянская полька» С.Рахманинова, «Вальс-шутка» Д.Шостаковича, «Танец молодого бегемота» Д.Кабалевского, «Камаринская».

6 урок

6 урок. «Песня» – ее можно петь и играть, здесь всегда есть мелодия. «Дон-дон», «Сурок» Бетховена (слушание)

7 8 уроки «Киты встречаются вместе» Островский «Пусть всегда будет солнце», «Танец с кубками» из «Лебединого озера»

9. Обобщение темы четверти

 

Четверть «О чем говорит музыка»

(Что музыка выражает и что изображает?) Выражает чувства и настроения людей, различные черты человеческого характера; может изображать движение, картины природы и т.д.

Бетховен «Веселая. Грустная», Кабалевский «Три подружки» («Резвушка, «Плакса», «Злюка»), Глинка «Попутная песня»

 

Четверть «Куда ведут нас три кита»

– в оперу, симфонию, балет, концерт. «Тот, кто научился слышать в музыке песню, танец и марш, может войти в любую область музыки»

М.Коваль детская опера «Волк и семеро козлят», «Танец маленьких лебедей», Финал 4 симфонии П.Чайковского («Во поле береза стояла»), № концерт для ф-но с оркестром Д.Кабалевского («То березка, то рябина»), Марш Тореодора.

 

Четверть «Что такое музыкальная речь»

«Звуки, из которых композитор строит музыку, могут быть разными: высокими и низкими, громкими и тихими, быстрыми и медленными, плавными и «прыгающими», стремительно несущимися и почто застывшими на месте, ускоряющимися и замедляющимися, усиливающимися и затихающими, движущимися вверх и вниз…» - и от этого зависит своеобразие каждого музыкального произведения.

Умение определить построение (форму) произведения «Сколько в музыке характеров, столько и частей»; тембр – окраску звука.

Бетховен «Сурок» – «Марш» («Кармен») Бизе. Прокофьев «Петя и волк» – симфоническая сказка.

Класс

1 четверть «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость»

Обобщение тем первого класса, подготовка к усвоению главной темы начальной школы.

· «Песенность – когда музыка пронизана певучестью, песенной мелодичностью, но не обязательно предназначена для пения;

· Танцевальность – когда музыка пронизана ритмами, идущими от танцев (от польки и вальса, от различных народных танцев), но не обязательно предназначена для того, чтобы под нее танцевать;

· Маршевость – когда музыка пронизана маршевыми ритмами (походными, торжественными, траурными и т.д., но не обязательно предназначена для того, чтобы под нее маршировать».

Фрагменты из балета Р. Щедрина «Конек-горбунок»: «Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох»; Мелодия из 3 части Пятой симфонии Л. Бетховена.

ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКИ – ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 2.2-2.4

Четверть «Интонация» («Зерно музыки»)

(главная тема начальной школы) – не путать с чистотой интонирования.

«Речь разговорная и речь музыкальная имеют много общего». «…Выразительная речь человека словно стремится приблизиться к музыке, а музыка в свою очередь стремится приблизиться к разговорной речи, чтобы быть понятной многим людям и без слов»

«Музыкальная фраза, мелодия, целая пьеса, даже большое сочинение обычно вырастают…из интонаций». Интонация определяет мелодию, ритм, другие элементы музыкальной речи, а также самое главное – характер музыки.

Интонации выразительные и изобразительные

Кабалевский «Три подружки», Римский-Корсаков «Золотой петушок» (темы героев).

Четверть «Развитие музыки»

«Музыка – искусство, которое раскрывается перед слушателем постепенно, шаг за шагом (звук за звуком). Поэтому нет музыки без развития…»

Композиторское развитие – имеется уже в самой музыке. (Прокофьев «Петя и волк»)

Исполнительское развитие – куплетная форма (Книппер «Почему медведь зимой спит»)

Мажор и минор – два типа (характера) звучания музыки: более светлое и более затемненое (свет и тень, блеск и матовость)

«Во поле береза стояла» - Финал Четвертой симфонии Чайковского; Григ «В пещере горного короля»; Григ «Утро» – исполнение главной мелодии и слушание фрагмента; песни в куплетной форме.

 

Четверть «Построение (формы) музыки

Смена частей в произведениях прежде всего связана с изменением характера музыки. Сколько характеров – столько частей. При объяснении используем наглядные пособия.

Песни в куплетной форме (без припева) – одночастные. Бугославский «Песня о пограничнике», Чайковский – главная тема из 3-й части Шестой симфонии (марш).

Двухчастная форма – Чайковский «Неаполитанская песенка», Григ «Песня Сольвейг»

Трехчастная форма – Ария Сусанина

Рондо – Бородин «Спящая княжна»

Вариации – рнп «Со вьюном я хожу»

ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКИ – ВЗАИМООБОГАЩЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КУЛЬТУР

Класс

Четверть «Музыка моего народа»

Музыка народная и композиторская. Жанры русских народных песен (лирические, детские, солдатские, трудовые, шуточные, плясовые и т.д) – примеры на все жанры. «Но песеность, певучесть, распевность решительно преобладают в ней.

Оркестр русских народных инструментов.

В композиторской музыке могут звучать темы народных песен Даргомыжский. Вариации на тему песни «Вниз по матушке по Волге),

Также бывают произведения, мелодии которых напоминают рнп – главная мелодия 1 части Третьего фортепианного концерта С. Рахманинова, Щедрин, «Озорные частушки».

2 четверть «Между музыкой моего народа и других народов моей страны нет непереходимых границ» - о музыке народов СССР

Славянские народы. Музыка украинская и белорусская –– ближе всего к русской (напевные)

«Веснянка» – Финал Первого концерта для фортепиано с оркестром Чайковского (фрагмент), «Ревет и стонет Днепр широкий»;

«Перепелочка», «Бульба»

Закавказские народы. Музыка стремительная, горячая.

Гусейнли «Цыплята» (Азербайджан)

А.Хачатурян Фрагменты из балета «Гаянэ» (Армения) «Лезгинка» (Грузия)

Прибалтика. Латвия лат.н.п.«Вей ветерок»

Каждый народ имеет свою (и народную и композиторскую) музыку, иногда очень несхожую с музыкой других народов. Но музыка понятна всем людям независимо от национальности, поэтому она сближает людей, помогает дружить.

3 четверть «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»

Музыка это тоже язык, на котором люды выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык. И этот язык понятен всем другим народам без перевода.

Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс». «Пастушья песня» (франц. н.п.) – Вариации на тему французской песни Моцарта.

Григ «Заход солнца», Моцарт «Рондо в турецком стиле» …«Камаринская» - Вариации на русскую тему Бетховена.

«Сакура» – Вариации на японскую народную тему Д.Кабалевского.

Четверть «Композитор – исполнитель – слушатель»

Что мы узнали о композиторах, исполнителях и какими слушателями мы сами стали?

Экспозиция 1 части Симфонии №40 Моцарта, Фрагмент из 2 части Четвертой сонаты Бетховена, Шопен Прелюдия №15.

Пионерские песни Локтев «Разговор с Лениным».

Класс – программа зависит от выбора педагога

_____________________________________________________________________________________________________________________ _

4 ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКИ – ВЗАИМОСВЯЗЬ ВИДОВ ИСКУССТВ 4 класс – 5!!!

Класс

1 –2 музыка и литература - 3-4 музыка и живопись.

Четверть «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»

Без литературы невозможны вокальные произведения (песни, романсы, кантаты – Свиридов «Памяти Сергея Есенина»). В опере и балете есть либретто («Садко», «Руслан и Людмила»)

Четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»

Музыка встречается во многих литературных произведениях. Музыкальные сказки (Музыкант-чародей – белорусская), басни (Крылов «Квартет» - фрагмент квартета №2 Бородина), рассказы (Паустовский «Старый повар» – Моцарт Симфония № 41); музыка и кино («Звуки музыки»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 827; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.011 с.)