Аккорды, созвучия и их последовательность составляют гармонию, тесно взаимодействующую с мелодией. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аккорды, созвучия и их последовательность составляют гармонию, тесно взаимодействующую с мелодией.



Возможности сочетаний аккордов, созвучий бесконечно разнообразны. Их неожиданные и резкие смены создают впечатление чего – то необычного, загадочного. Поэтому, когда композиторы пишут сказочную музыку, гармония становится одним из самых важных элементов музыкального языка. Так, например, чудо волшебного превращения лебедушек в красных девиц в опере Римского – Корсакова «Садко» происходит с помощью красочной смены «волшебных» аккордов.

Есть музыкальные произведения, в которых гармония главенствует, определяет характер, настроение пьесы. Вслушайтесь в прелюдию до мажор из первого тома «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха. В неторопливой и плавной смене разложенных аккордов, в чередовании напряжений и спадов, в неуклонном движении к торжественной кульминации и в последующем завершении образуется законченное и стройное по форме произведение. Оно проникнуто настроением возвышенного покоя. Очарованные волшебной игрой гармонических красок, мы не замечаем, что в этой прелюдии нет мелодии. Гармония исчерпывающе полно выражает настроение пьесы.

 

 

Ритм.

Ритм – это организатор музыкальных звуков во времени. Он означает соотношение длительностей звуков между собой. Без ритма не может существовать музыкальное произведение, как не может жить человек без работы сердца. В маршах, танцах, быстрых пьесах ритм организует, упорядочивает движение, от него зависит характер произведения.

Может ли музыкальное произведение быть выразительным без мелодии и гармонии? Ответ нам дает оригинальная пьеса «Паника» С. Прокофьева из музыки к спектаклю «Египетские ночи». Действие происходит во дворце легендарной египетской царицы Клеопатры.

… Ночь. Дворец окружен врагами – войсками римлян. Обитателям дворца грозит плен или смерть. Обезумевшие от страха люди толпой бросаются к выходу. И вот замирают последние шаги.

Иллюстрируя этот эпизод, композитор использует громадную силу выразительности ритма. Своеобразие музыки заключается в том, что ее исполняют лишь ударные инструменты: малый и большой барабаны, литавры, настроенные на тритон, и тамтам. Партия каждого инструмента имеет свой ритмический рисунок. В кульминации образуется сгусток ритмической энергии огромной силы и напряжения.

Постепенно напряжение рассеивается: умолкает тамтам, затем литавры, малый барабан, затихает большой барабан. Так, пользуясь скупыми музыкальными средствами, Прокофьев создал яркую пьесу, главную роль в которой играет ритм.

Выразительная роль ритма особенно ярко проявляет себя в знаменитой оркестровой пьесе французского композитора Мориса Равеля «Болеро». Неизменная ритмическая формула испанского танца выдержана здесь на протяжении всего произведения (оно написано в форме 12 вариаций). «Железный ритм», словно в тисках, держит напевную мелодию и постепенно усиливает грандиозное напряжение в развитии сдержанно- страстного испанского танца. Ритмическую «формулу» болеро исполняет барабанщик solo.

 

Лад.

Лад означает согласованность звуков, различных по высоте. Эти звуки объединяются вокруг главного звука – тоники. В европейской музыке наиболее распространенные лады – мажор и минор. Большая часть произведений, которые вы играете, также написаны в этих двух ладах. Сильна ли зависимость характера музыки от лада? Давайте послушаем пьесу Георгия Свиридова «Весна и осень».

Композитор звуками нарисовал один и тот же пейзаж в разное время года. В первой части светлые и прозрачные аккорды, хрупкая мелодическая линия воссоздают весенний пейзаж. Слушая музыку, мы представляем себе нежные краски зелени, покрывшей деревья, легкие ароматы расцветающих садов, звонкие голоса птиц. Пьеса звучит в мажорном ладу, приподнято, светло.

Но вот сменился лад, замедлился темп. Поблекли краски знакомого пейзажа. Вы словно видите черные силуэты обнаженных деревьев сквозь серую сетку дождя. Из музыки будто исчез солнечный свет. Весенние краски мажорного лада погасли, их сменил минор. В мелодии резко обозначились интонации диссонансов – тритонов. Медленный темп усилил выразительность печальных минорных аккордов.

Слушая вторую часть пьесы, мы без труда заметим, что она всего лишь – вариант первой. Но смена лада создает впечатление, будто звучит новая пьеса, противоположная по характеру и настроению первой.

 

Регистр.

 

Большую выразительную роль в музыке играет регистр. Музыкальный звукоряд каждого инструмента, человеческого голоса делится на регистры: верхний, средний и нижний, звучащие по – разному.

Своеобразна выразительность каждого регистра. Средний регистр наиболее мягкий и полнозвучный. Звуки нижнего регистра звучат мрачно, гулко (М. Мусоргский «Быдло»), а верхнего – светло, прозрачно, звонко (П. Чайковский «Песня жаворонка»).

 Играя то или иное произведение, вы на практике можете определить выразительность используемых композитором регистров, их сочетаний.

 

Фактура.

Фактура (в музыке)- музыкальная ткань произведения, его звуковая «одежда». Если в пьесе ведущим голосом является мелодия, а остальные голоса – аккомпанементом, аккордами гармонии, то такая фактура называется гомофонно– гармонической.

Другой важнейший тип – полифоническая фактура, что означает «многоголосная». Каждый голос полифонической фактуры - самостоятельная мелодия. Полифоническая фактура связана, прежде всего, с полифонической музыкой. Двух- и трехголосные инвенции И.С. Баха написаны в полифонической фактуре. Такие понятия, как «имитация», «фуга», относятся к полифонической музыке. Сочетание гомофонно – гармонической и полифонической фактуры можно найти в различных произведениях.

Таким образом, фактура – это способ изложения музыкального материала: мелодии, аккордов, фигураций, подголосков и т.д. В процессе сочинения того или иного произведения композитор комбинирует эти средства музыкальной выразительности, обрабатывает. Фактура неразрывно связана с жанром музыкального произведения, его характером, стилем.

 

Понятия к теме «Выразительные средства музыки»:

1. Мелодия – развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

2. Кульминация – высшая точка развития мелодии, наивысший накал чувств.

3. Каданс – устойчивый оборот, которым завершается мелодия.

4. Мотив – небольшие выразительные частицы мелодии.

5. Музыкальная фраза состоит из двух – трех мотивов.

6. Музыкальное предложение – законченная музыкальная мысль, состоящая из нескольких фраз, связанных общей линией развития.

7. Гармония – аккорды, сопровождающие мелодию.

8. Ритм – организация музыкальных звуков во времени.

9. Лад – согласованность звуков, различных по высоте и объединенных вокруг главного звука – тоники. Наиболее распространенные лады – мажор и минор.

10. Регистр- часть звукового диапазона певческого голоса или музыкального инструмента, содержащая звуки, схожие по тембровой окраске. В каждом инструменте (голосе) принято различать нижний, средний, верхний регистры, хотя границы их несколько условны.

11. Диссонанс – сочетание одного или нескольких звуков, образующих напряженное, резкое созвучие.

12. Консонанс – благозвучное сочетание двух или более звуков.

13. Имитация повторение голосом или инструментом мелодии, только что исполненной другим голосом (инструментом).

14. Фуга-сложное полифоническое произведение, где голоса как бы перекликаются, догоняют друг друга.

15. Гомофонно – гармоническая фактура вид фактуры, когда в пьесе ведущим голосом является мелодия, а остальные голоса – аккомпанементом, аккордами гармонии.

16. Полифоническая фактура ( многоголосная) – вид фактуры, когда каждый ее голос представляет собой самостоятельную мелодию.

17. Интродукция (введение) – краткое вступление к опере или балету.

Вопросы и задания.

1. Что такое мелодия, мотив, фраза, предложение? Дайте определения.

2. Что такое кульминация, каданс? Дайте определения.

3. Найдите примеры народных песен, выпишите их в нотную тетрадь по музыкальной литературе, отметив мотивы, фразы, предложения, кульминацию, заключительный каданс.

4. Что такое гармония, ритм, лад? Дайте определения.

5. Что такое гомофонно – гармоническая фактура? Приведите примеры гомофонно- гармонической фактуры из собственного репертуара.

6. Какая фактура называется полифонической? Приведите примеры полифонической фактуры из собственного репертуара.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.007 с.)