Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыкальный материал к теме «Музыкальные тембры».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. С. Прокофьев «Петя и Волк» (диск 1). 2. Н. Римский – Корсаков. «Три чуда» (диск 1). 3. П. Чайковский «Евгений Онегин», партии Онегина (баритон), Ольги (альт), Ленского (тенор) – пластинка. 4. М. Глинка «Иван Сусанин», партии Сусанина (бас)- пластинка. 5. Н. Римский – Корсаков «Снегурочка», партии Снегурочки (сопрано) – пластинка. 6. Ф. Шопен. Фортепианные вальсы (на выбор преподавателя)- пластинка. 7. Пьесы для органа из репертуара Евгении Лисициной (орган Рижского Домского собора)- на выбор преподавателя (пластинка). 8. Пьесы из репертуара русского народного оркестра «Малахит» (на выбор преподавателя)- пластинка. 9. Пьесы из репертуара образцового военного оркестра почетного караула (на выбор преподавателя)- пластинка. 10. И. Бах. «Французская сюита» (клавесин)- пластинка. Тема №4. Музыкальные формы. Слово «форма» мы, чаще всего, применяем к произведениям изобразительных искусств и архитектуры. Слово «форма», если речь идет о музыке, имеет два значения. В широком смысле – это вся совокупность выразительных средств музыкального искусства, в узком смысле – соотношение отдельных частей музыкального произведения. Об этом, более узком значении понятия «музыкальная форма», мы и будем говорить. Куплетная форма. Исполнение различных слов на одну и ту же повторяющуюся мелодию – это признак куплетной формы, самой простой и распространенной в вокальной музыке. Куплетная форма присуща многим народным, массовым, лирическим песням, романсам. Куплетные песни весьма разнообразны. В одних – куплет невелик, состоит из одной или двух музыкальных фраз, много раз повторяющихся с различным текстом (например, р.н.п. «Во поле береза стояла», в которой каждая вторая фраза является повторением предыдущей). В других песнях куплет представляет собой широко развернутую, законченную музыкальную мысль (например, В. Соловьев – Седой «Подмосковные вечера» ). Часто в народной и массовой песне куплет состоит из запева и припева. Как правило, мелодия запева остается неизменной (в каждом новом куплете меняются слова). Припев же исполняется в каждом куплете с одними и теми же словами. Он как бы досказывает куплет, утверждает его мысль (В. Шаинский «Улыбка» ). Период. Это самая простая из музыкальных форм. Период представляет собой одну законченную музыкальную мысль. Период может состоять из 8, 12, 16 тактов и, как правило, делится на предложения. Рассмотрим для примера две пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского. «Утренняя молитва» открывает «Детский альбом». Молитвой всегда начинался день ребенка, когда, молясь, он настраивался на добрые мысли и поступки. Светлая тональность соль мажор, простая гармония, равномерное ритмическое движение и строгая четырехголосная фактура (словно хор поет) – все это передает настроение сосредоточенности и покоя. Если внимательно прослушать всю пьесу, вы поймете, что в ней развивается одна музыкальная мысль. Поэтому композитор и использовал здесь период. Этот период состоит из двух предложений. В первом предложении музыкальная мысль остается недосказанной, оканчиваясь неустойчивым кадансом на доминанте. Во втором предложении музыкальная мысль развивается и приводит к кульминации. Второе предложение заканчивается кадансом на тонике и поэтому звучит устойчиво. Предложения одинаковы по величине (по 8 тактов), начинаются с одной и той же мелодической фразы. Заканчиваются же предложения, как было сказано выше, по – разному (вопросительный каданс в первом и утвердительный каданс во втором предложении). Такой период называется периодом повторного строения. Пьеса завершается кодой, в которой наступает полное успокоение. «В церкви». Звучание этой пьесы, помещенной в конце альбома, также напоминает пение церковного хора. «Вечерний» ми минор пьесы звучит ответом «утреннему» соль мажору первой. По своей форме эта пьеса – период из 12 тактов, завершающийся кадансом на тонике. Но этот период делится не на предложения, а на фразы, продолжающие одна другую. Такой период называется периодом единого строения. Повтор этого периода утверждает высказанную мысль, он имеет дополнение и протяженную коду. Одночастная форма. «Болезнь куклы» из «Детского альбома» П. Чайковского. У девочки заболела кукла. Как в музыке рассказано об этом? Слушая музыку, вы сразу обратите внимание на то, что в ней нет сплошной мелодической линии. Мелодия как бы «разорвана» паузами, каждый звук мелодии напоминает вздох. Форму пьесы можно определить как одночастную, состоящую из двух периодов с кодой. В первом предложении первого периода жалобно звучат «вздохи» куклы, переходящие затем в приглушенные стоны, когда они переносятся в низкий регистр. Во втором периоде «страдания» куклы достигают предела, здесь наступает напряженная кульминация. Период завершается кадансом на тоническом аккорде. Пьеса имеет долго «угасающую» коду. Кукла заснула… Период часто используется как составная часть более сложных музыкальных форм – двухчастной и трехчастной. Простая двухчастная репризная форма – музыкальная форма, состоящая из двух частей, каждая из которых представляет собой период; после второй части повторяется второе предложение первого периода. В простой двухчастной репризной форме написана «Старинная французская песенка» из «Детского альбома» П. Чайковского. Простой и неторопливый напев родствен старинной балладе. Скупые гармонии, минорный тон повествования напоминают картины старых мастеров. Из глубоких теней этих картин выступают лица и фигуры людей в старинных одеждах, живших в давние времена. В начале и конце пьесы выдержано трехголосное изложение полифонического склада: мелодия звучит на фоне выдержанного тонического баса, средний голос вторит мелодии, образуя с ней консонансы. Именно такой была фактура французских баллад и песен 14-16 веков. В начале второй части мелодия оживляется, фактура становится гомофонной. В репризе – повторении второго предложения первого периода- вновь звучит прежний повествовательный напев. Простая трехчастная репризная форма. «Новая кукла» из «Детского альбома» П. Чайковского. Пьеса звучит меньше минуты и предстает перед нами легким ветерком радости, словно девочка с куклой кружится по комнате, залитой солнечным светом. Пьеса звучит в характере стремительного вальса. Обычный вальсовый размер ¾ ускорен вдвое – 3/8. Поэтому мелодия словно «задыхается» Она даже не разделена на фразы, а состоит из мелких мотивов, сливающихся в одну волну. В аккомпанементе – паузы на слабых долях. Форма пьесы простая трехчастная. Крайние части – первая и третья (реприза) - одинаковы и представляют собой восьмитактовые периоды единого строения. Середина же пьесы гармонически неустойчива, главный прием развития в этом разделе - секвенция. Вариационная форма. В музыке часто применяется видоизмененное (варьированное) повторение, складывается вариационная форма. Она ведет свое происхождение от народной музыки. Она распространена в русском народном хоровом пении, а, особенно, при исполнении песни с инструментальным сопровождением. Певцы, в таких случаях, исполняют мелодию одинаково во всех куплетах, а исполнители на инструментах импровизируют всякий раз новое сопровождение. Эта форма народного музицирования нашла отражение и в профессиональной музыке. Глинка ввел ее в оперу «Руслан и Людмила», написав «Персидский хор» в форме вариаций: мелодия остается неизменной, но каждый куплет расцвечивается новыми оркестровыми красками. Яркий пример инструментальных вариаций – «Камаринская» из «Детского альбома» П. Чайковского. Композитор варьирует фактуру, изменяет и сам напев. За шутливой, скерцозной темой следуют три вариации. Первая и третья вариации, легкие, подвижные, как бы расцвечивают тему, сохраняя ее штрих staccato. Во второй вариации звучит лихая молодецкая пляска; тема изложена плотными аккордами, но и при этом в верхнем голосе прослушивается знакомый плясовой напев. Рондо. Это музыкальная форма, где главная тема (рефрен) повторяется не менее трех раз, чередуясь с другими темами (эпизодами). Ария Фарлафа из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Фарлаф – хвастун, многократно возвращается к мысли о своем торжестве (он лелеет сладкую мысль стать мужем Людмилы), поэтому музыкальная форма рондо оказалась здесь наиболее подходящей. Фарлаф – комический персонаж, и Глинка написал для него арию в быстром темпе, с болтливой скороговоркой, которая, в совокупности с виртуозными пассажами у баса, производит комическое впечатление. Так автор музыкальными средствами высмеял своего незадачливого героя.
Вопросы и задания. 1. Что такое «музыкальная форма»? 2. Дайте характеристику музыкальных форм: периода, одночастной, простой двухчастной и простой трехчастной репризной форм, вариационной формы, формы рондо. 3. Назовите известные вам пьесы, написанные в форме периода, простой двухчастной и трехчастной формах. 4. С каким жанром связана куплетная форма? 5. От чего ведет свое происхождение вариационная форма? 6. Почему М. Глинка написал арию Фарлафа в вариационной форме? 7. Прослушав целиком пьесы из «Альбома для юношества» Р. Шумана (на выбор преподавателя), определите их музыкальную форму.
\
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.192 (0.006 с.) |