М. Глинка. «марш черномора» из оперы «руслан и Людмила». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

М. Глинка. «марш черномора» из оперы «руслан и Людмила».



Это центральный эпизод 4 действия оперы. Похититель Людмилы, всесильный карлик Черномор, по – своему стремится завоевать сердце прекрасной пленницы. Он демонстрирует ей силу власти и блеск богатства.

Марш начинается властной и «неуклюжей», причудливой темой Черномора. Она излагается медными инструментами в унисон, что многократно увеличивает силу звука. Для этого композитор использовал два оркестра: духовой (на сцене) и симфонический. В теме очерчены резкие интонации окриков грозного владыки: ее мелодический рисунок угловат и неуравновешен, но в то же время она не лишена торжественности: мелодия излагается крупными длительностями – половинными и четвертными.

Однако в пятом такте ритмическая пульсация ускоряется вдвое: марш становится суетливым, «карликовым». Он звучит в игрушечно – высоком регистре у флейт и кларнетов, исполняемый скерцозным (скерцо –итал.- шутка) штрихом staccato. Музыкальный образ Черномора, как нам кажется, становится двойственным: первый элемент темы рисует его таким, каким он хочет казаться, - всесильным владыкой мира, а второй элемент – таким, каким он есть на самом деле, - хилым карликом. Вот это волшебное превращение марша и делает его смешным, комическим.

Аккордовая фактура наполнена живописно – яркими, сказочными увеличенными трезвучиями. Ладовая неустойчивость, частая смена тональностей придают звучанию еще большую таинственность.

Средняя часть марша (трио) – волшебно- завороженная в своей «неподвижности» музыка. Мерцают яркие гармонические краски. Хрустальный тембр колокольчиков, прозрачная фактура придают теме особый сказочный колорит.

В репризе в оркестровке прибавляется новый штрих – визгливый голосок флейты – пикколо. Можно представить себе, что это и есть настоящий голос Черномора – беспомощного карлика.

    Один из образцов сказочного марша – «Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева. Он сопровождает шествие королевской свиты. Марш звучит подвижно и динамично, его быстрая поступь лишена обычной торжественности. Мелодия марша угловато – капризная, наполнена резкими восклицательными интонациями, а гармония пестрит необычными для марша диссонирующими аккордами. Упругий ритм марша неожиданно сменяется то пронзительными фанфарами, то скерцозным бегом солирующих инструментов. Постепенное нарастание создает впечатление приближающегося шествия. Марш написан в форме рондо.

 

Танец.

Танец возник в глубокой древности. Подобно песне и маршу, танец тесно связан с бытом. Танцы по – своему отражают жизнь народа, многие из его обычаев, являются выражением чувств и мыслей людей.

Многие народные пляски произошли от трудовых движений или древних игр. Часто в них изображалось то, о чем говорилось в словах песни. Пляски под песню существуют у многих народов. Есть и русские плясовые песни.

Музыка каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок. Для русской камаринской, кавказской лезгинки, итальянской тарантеллы типично быстрое, стремительное движение. А для французского менуэта, кубинского танго – движение спокойное, неторопливое. Вальс и мазурка обязательно имеют трехдольный размер, а кадриль и полька – двухдольный.

Народные танцы. Танцы каждого народа обладают неповторимой своеобразной красотой. Композиторы обращались и обращаются к мелодиям народных танцев, видя в них выражение жизни и характера народа. Широкое применение нашел танец в театральной музыке, прежде всего, в балете.

Камаринская. Это - русская народная пляска, получившая широкое распространение. Ей присущ веселый, задорный характер. Она имеет быстрый темп, мажорный лад, двухдольный размер. Если в народной песне мелодия из куплета в куплет меняется редко, то в народных танцах при каждом новом повторении тема варьируется, то есть видоизменяется: обогащается новыми мелодическими оборотами, новым ритмическим рисунком – как бы расцвечивается.

Вариационные приемы развития подметил в народных плясках русский композитор 19 века М.И. Глинка. Он сумел тонко претворить их в своей фантазии для оркестра «Камаринская ». Мелодия камаринской привлекала и других композиторов (Бетховена, Чайковского).

Трепак - это еще один русский народный танец. Как и камаринская, он имеет жизнерадостный характер, быстрый темп, двухдольный размер. В трепаке преобладает широкий размах, удаль, лихой задор. Мужчины, танцующие эту пляску, как бы состязаются друг с другом в быстроте и ловкости.

К ритму этой пляски обратился Чайковский в своем балете «Щелкунчик». Музыка «Трепака» пронизана весельем и молодецкой лихостью. Его основная тема имеет резкие акцентированные аккорды в начале каждой музыкальной фразы. Они словно подхлестывают движения танцоров. Весело и задорно звучит у скрипок острая, упругая мелодия. Неоднократное сопоставление форте и пиано вносит в музыку танца еще больше живости.

В средней части «Трепака» тема появляется в нижнем голосе. Музыка становится грузной, угловатой, а смена тональностей делает движение неустойчивым.

    Еще ярче, наряднее звучит основная тема в репризе. Теперь ее играет весь оркестр. К концу танца, как это часто бывает в народных плясках, темп стремительно нарастает. Кажется, что заключительные аккорды прерывают танец в самом его разгаре.

Гопак – украинский народный танец удалого, веселого характера. Он имеет подвижный темп и двухдольный размер.

Гопак неоднократно встречается в русской классической музыке. Его можно встретить и у Римского –Корсакова (в опере «Майская ночь»), и у Чайковского (в опере «Мазепа»).

Большую популярность приобрел «Гопак» из оперы Мусоргского «Сорочинская ярмарка». Вступление к танцу построено на быстром чередовании квинт (как настройка скрипок музыкантами перед танцем). Мелодия, сначала сдержанная, постепенно «разгорается», становится все более энергичной и задорной. Оживляется ритм, усиливается звучность, меняются темп и тональности. Кажется, что все вокруг пришло в движение.

… Увлекаемые танцем, все уходят. Стихает и музыка. Лишь отзвуки основной темы звучат в верхнем регистре.

Славянские танцы гопак, трепак, а так же полька, краковяк и другие (все они двухдольные) каждый по – своему выражает радость, ощущение полноты и красоты жизни. У южных народов эти же чувства, настроения выражены более открыто, бурно, в стремительных, зажигательных танцах.

Лезгинка – один из широко распространенных танцев народов Кавказа. Танец этот очень живописен: бурная, огненная, стремительность чередуется в нем с мягкой грациозностью. При этом быстрые, энергичные движения присущи пляске мужчин, а эпизоды женского танца отличаются плавностью.

Обычно в лезгинке принимают участие не только ее непосредственные исполнители, но и окружающие их зрители. Стоя вокруг, они бьют в ладоши, подзадоривая танцующих.

Для музыки лезгинки наиболее типичен размер 6/8. Быстрый темп, многократное повторение одной и той же мелодии связаны с непрерывным движением танцоров по кругу.

Своеобразие этого восточного танца отразилось в «Лезгинке» А. Хачатуряна из балета «Гаянэ».

Итальянский танец тарантелла, живой и страстный по характеру, родился на юге Италии, в городе Таранто. Тарантелла отличается быстрым темпом, четким ритмом. Размер 6/8. Одна из самых знаменитых тарантелл создана итальянским композитором Дж. Россини.

Другой старинный итальянский танец – сицилиана. Он отличается мягким, сдержанным характером, неторопливыми плавными движениями. Размер 6/8. Одна из самых напевных сицилиан принадлежит И.С. Баху.

Танцы народов Европы.

Менуэт. В 17 веке Франция была законодательницей танцевальной моды. В 1661 г. в Париже была создана «Академия танца», стали открываться первые танцевальные залы для устройства балов. При Людовике XIV – страстном любителе танцев – появились многие французские балеты. Он же открыл моду на менуэт – старинный французский крестьянский танец. Танцевальные движения были так замысловаты (реверансы, поклоны, мелкие шаги), что проходили не дни, а годы, прежде чем аристократы решались танцевать менуэт на придворном балу. Постепенно в менуэте исчезли простонародные черты, и он стал «школой изящных манер».

Во второй половине 18 века менуэт в Европе – не только танцевальная и инструментальная пьеса. Он становится одной из частей таких сложных жанров музыки, как соната, симфония, звучит в операх.

Один из сборников детских клавесинных пьес австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта состоит, в основном, из менуэтов. В сочинениях восьмилетнего мальчика проявилась поразительная наблюдательность. В интонациях, изящном рисунке мелодии, словно в зеркале, отразилась пластика танца – поклоны, грациозные жесты, плавные приседания.

В опере «Дон- Жуан» менуэт представлен Моцартом как блестящий бальный танец – «истинный король танцев». Приподнятая мелодия, фанфарные обороты, пунктирный ритм придают ему помпезный, торжественный характер.

В начале 18 века мода на менуэт пришла и в Россию. Менуэты, звучавшие в Петербурге на Петровских ассамблеях, исполнялись как танцевальные, а затем и как инструментальные пьесы. В характере менуэтов русские композиторы создавали и вокальные сочинения.

Дань любви менуэту принесли и композиторы 19-20 веков: Бетховен, Шуберт, Чайковский, Танеев, Дебюсси, Прокофьев.

Вальс. В начале 19 века Европа закружилась в ритме вальса. Его популярность объясняется простотой и изяществом этого танца. Вальс проникает во все жанры музыки – от песни, романса до оперы, балета, симфонии. Вальс сочиняют самые выдающиеся композиторы 19 века: Вебер, Шуберт, Шопен, Лист, Берлиоз, Глинка, Чайковский…

Прямым предшественником вальса был лендлер. В первые десятилетия 19 века вальс и лендлер бытуют как равноправные танцы. В лендлерах и вальсах Шуберта несложные песенные мелодии часто освещены волшебной игрой красок гармонии, мерцанием одноименных ладов (вальс си минор, лендлер). Поэтому их звучание изысканно и поэтично.

 Лендлеры и вальсы Шуберта были лирическими миниатюрами. Но венцы хотели танцевать Большие Вальсы, целые «гирлянды», «цепочки» вальсов.

Создателями венского вальса стали композиторы и дирижеры, любимцы Вены Йозеф Ланнер и Иоганн Штраус (отец). Однако не ему, Иоганну Штраусу – отцу, а Иоганну Штраусу – сыну суждено было стать «королем вальса». В его творчестве вальс вырос в самостоятельный концертный жанр.

Лучшие вальсы Штрауса написаны 60-е годы 19 века. Это были вальсы «На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки Венского леса». Они восхищают романтической одухотворенностью, богатством и красотой мелодий, широтой музыкального развития, масштабностью формы. В них окончательно закреплена форма венского вальса из пяти танцев, обрамленных развернутым вступлением (интродукцией) и кодой.

Вальс, как символ лирики, звучит в лучших произведениях 19 и 20 столетий. Оркестровый «Вальс- фантазия» Глинки открывает список шедевров этого жанра в русской музыке. В симфониях, операх и балетах Чайковского вальс связан с образами счастья, высокого душевного подъема. Выразительные поэтичные вальсы созданы Шопеном.

В 20 веке вальс представлен музыкой наших отечественных композиторов. Это «хрупкий» вальс Наташи Ростовой в опере С. Прокофьева «Война и мир», напряженно- страстный вальс А. Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова «Маскарад», элегический вальс Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель» и многие другие.

 

 Народный танец, как и песня, стал основой многих произведений великих композиторов. В танцевальных пьесах Шуберта, Брамса, Шопена, Грига, Сметаны, Дворжака очень заметна связь с народной танцевальной музыкой. Одни из них являются обработками подлинных народных мелодий, другие же созданы композиторами в характере народных танцев. Особенно богаты яркими и разнообразными танцевальными темами «Норвежские танцы» Грига, «Венгерские танцы» Брамса, «Славянские танцы» Дворжака.

Норвежский танец Э. Грига ля мажор. «Норвежские танцы» Эдварда Грига – небольшие фортепианные пьесы, в которых великий норвежский композитор воспел свой мужественный народ, поэзию и суровую красоту родного края.

В танце ля мажор Григ воплотил мелодии и ритмы норвежского народного танца – халлинга.

В пьесе три части. Музыка первой части отличается грациозностью и изяществом. В ней спокойное движение, но упругая танцевальная ритмика.

Во второй части музыка становится быстрой и энергичной, будто танцор внезапно начинает кружиться, притоптывать, подпрыгивать. Форте сменяется пиано, мелодия звучит в разных регистрах, стремительное движение прерывается акцентированными аккордами.

В третьей части возвращается первая, спокойная и грациозная тема.

Венгерский танец И. Брамса фа - диез минор. Венгерская музыка, яркая и самобытная, красочная и темпераментная, издавна привлекала композиторов. Самобытные черты венгерской танцевальной музыки нашли претворение и в «Венгерских танцах» для фортепиано немецкого композитора 19 века Иоганнеса Брамса.

Танец фа – диез минор (№5) воссоздает картинку веселой народной пляски. В ней сменяют друг друга несколько различных тем.

Вначале звучит широкая и плавная мелодия. Она льется, как песня.

Вторая тема имеет частые акценты, синкопы, острый ритм. Выделяются типичные для венгерской музыки окончания музыкальных фраз.

Средняя часть танца. Здесь появляется мажор, темп становится стремительным. Внезапные замедления лишь сильнее подчеркивают неудержимый поток всеобщего веселья.

Третья часть – реприза – значительно короче первой части, так как в ней нет повторений.

 

Много замечательных произведений создано в характере тех или иных танцев. Танцевальные ритмы можно услышать в песенных, инструментальных и музыкально – театральных сочинениях. Танцевальная музыка сыграла большую роль в развитии всей музыкальной культуры.

 

Вопросы и задания.

1. Когда и как исполнялись веснянки и колядки?

2. Каковы особенности строения веснянок и колядок? Каков их диапазон?

3. О чем повествуется в былинах? В какой манере они исполняются?

4. Расскажите о знакомых вам исторических песнях.

5. Почему лирические песни называют протяжными?

6. Как соотносятся музыка и слово в шуточных песнях?

7. Сочините колыбельную песню, запишите в нотную тетрадь, спойте ее.

8. Что такое романс?

9. Раскройте понятия «речитатив», «кантилена».

10. Почему в романсе Глинки «Ночной смотр» выбран речитативный стиль?

11. Приведите известные вам примеры произведений с кантиленой мелодией.

12. Расскажите о песне Шуберта «Серенада».

13. Расскажите о предназначении маршей, их видах и характерных чертах.

14. Расскажите о «Марше Преображенского полка» и «Прощании славянки».

15. Каковы черты церемониальных и траурных маршей? Расскажите о маршах Госсека, Бетховена, Верди.

16.  Какие черты траурного марша характерны для пьесы Э. Грига «Смерть Озе»?

17. Чем необычна музыка сказочного марша Черномора из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» и сказочного марша из оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам»? Расскажите об особенностях их мелодии, ритма, гармонии, оркестровки.

18. Выпишите названия известных вам танцев, указывая их темп и размер, а также национальное происхождение.

19. Назовите композиторов, которые сочиняли танцевальные пьесы.

20. Сколько тем в Норвежском танце Грига, Венгерском танце Брамса? Охарактеризуйте их.

21. Расскажите, что вам известно о менуэте.

22. Какой танец был предшественником вальса? Каковы размер и ритм вальса?

23. Кто из венских композиторов закрепил форму венского вальса?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 2518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.041 с.)