Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №1. Введение. Легенды о музыке. Роль музыки в нашей жизни.

Поиск

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Тема №1. Введение. Легенды о музыке. Роль музыки в нашей жизни………2

2. Тема №2. Выразительные средства музыки…………………………………...8

3. Тема №3. Музыкальные тембры………………………………………………13

4. Тема №4. Музыкальные формы……………………………………………….23

5. Тема №5. Музыкальные жанры: песня, романс, танец, марш………………27

6. Тема №6. Народная песня и ее использование в произведениях русских композиторов- классиков……………………………………………………...41

7. Тема №7. Программно- изобразительная музыка……………………………46

8. Тема №8. Музыка и театр……………………………………………………..53

9. Тема №9. Детская музыка композиторов 20 века……………………………69

Список литературы………………………………………………………………..75

Приложения.

Тема №1. Введение. Легенды о музыке. Роль музыки в нашей жизни.

Дорогие ребята!

Совсем недавно вы впервые переступили порог музыкальной школы. С тех пор вы с удовольствием посвящаете свое время музыке и уже научились немного играть, петь по нотам. Но чтобы стать хорошим музыкантом, нужно еще и много знать. И, прежде всего, знать музыкальную литературу – богатства народного искусства, классическую и современную музыку.

У каждого из вас есть любимые книжки. И чем больше книг вы читаете, тем больше находите среди них хороших друзей. Могут быть любимые произведения и в музыке, если ее часто слушать и хорошо знать. Композиторы создали много замечательных песен, хоров, произведений для фортепиано, оркестра, опер и балетов. Встреча с ними обещает быть интересной. Она станет для вас открытием чудесного мира, полного красоты, больших и глубоких чувств.

На занятиях музыкальной литературы вы познакомитесь с лучшими произведениями музыкального искусства. Вы узнаете о значении музыки в жизни людей, о ее содержании и выразительных средствах, о музыкальных тембрах, формах и жанрах, о различных видах музыкальных произведений. Вам расскажут о великих композиторах и событиях музыкальной жизни, познакомят с искусством известных музыкантов – исполнителей и певцов. На уроках музыкальной литературы вы и сами научитесь рассказывать о музыке.

Учебник по музыкальной литературе поможет вам готовиться дома к урокам, повторять пройденное в классе.

Роль музыки в нашей жизни.

Музыка занимает в нашей жизни большое место. Она звучит повсюду: на телевидении, в театре, в концертном зале, на стадионе, в школе… Ни один праздник не обходится без музыки. Песни, марши, танцы- их непременные спутники.

С музыкой связаны многие события в жизни людей. Под тихий напев колыбельной засыпает малыш. Под веселую музыку играют дети. Молодежь любит танцевальную музыку. Траурная музыка звучит, когда человека провожают в последний путь.

Музыка – наш хороший друг. С ней приятней отдых и легче труд. Музыка может поднять настроение или навеять грусть, пробудить энергию или заставить задуматься, помечтать. Богатый и поэтичный мир звуков привлекал людей своей выразительностью и красотой. Музыка передается от сердца к сердцу и обладает огромной силой воздействия на человека.

Еще в древности люди считали, что музыка обладает великой чудодейственной силой. Они создавали о музыкантах мифы, былины, сказки. Из глубины веков пришли к нам их легендарные имена.

 

Легенды о музыке.

 

«Аполлон и музы». Согласно легенде, боги обитали на священной горе Олимп. Царил там Зевс – бог – громовержец, владыка богов и людей. Среди его детей самый могущественный – Аполлон (Феб)- бог света, покровитель искусств. Облик юного бога запечатлен во многих скульптурах. В одной из них он изображен с золотой кифарой в руках, в легких развивающихся одеждах, с лавровым венком на гордо поднятой голове. И, глядя на прекрасную статую, мы словно слышим торжественную песнь Аполлона.

Юные богини – музы – дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. Всего их девять, и каждая из них покровительствует определенному виду искусства, науки. Так, четыре из них – покровительницы музыкального и поэтического искусства: Евтерпа – муза лирической поэзии и песен, Каллиопа – муза эпической поэзии, древних сказаний, Полигимния – муза священных гимнов, Эрато – муза любовной поэзии. Терпсихора покровительствует танцу, Талия – комедии, Мельпомена – трагедии. Восьмая муза – Клио- покровительница истории, девятая- Урания- покровительница астрономии. Обитают музы на священной горе Парнас. И когда их божественные голоса поют гимны под аккомпанемент золотой кифары Аполлона, весь мир благоговейно внимает их стройному пению.

Гармония и красота муз, их искусство связывают людей с красотой и вечностью космоса (многие планеты, созвездия носят названия древнегреческих богов, героев античных легенд). Ведь слово «космос» означает не только «вселенная», «мир», но и «красота», «порядок». Даже число муз – девять- символично, это девять планет солнечной системы. Древнегреческий философ и математик Пифагор считал, что при гармоничном, строго упорядоченном движении девяти планет возникает «музыка сфер», которая порождена мелодичными звуками каждой из них. Слово «музыка» в Древней Греции означало «искусства муз», служившие воспитанию души.

 

    «Состязание Аполлона и Пана». Богом природы, лесов и пастбищ был Пан. По приданию, он родился с козлиными ножками, и мать, взглянув на младенца, в ужасе обратилась в бегство. Но отец обрадовался рождению сына и отнес его на светлый Олимп. Боги- олимпийцы громко смеялись, глядя на Пана. Пан не захотел оставаться на Олимпе и ушел в тенистые зеленые леса. Там он пас стада и играл на свирели. Как гласит легенда, именно он изобрел свирель, вырезав ее из тростника.

    Изображения Пана в скульптуре и живописи сохраняют нам облик козлоногого бога со свирелью в руке (ее называют флейтой Пана). Старец некрасив, но он добродушно улыбается. Пан и страшен, и смешон. Люди, видевшие Пана, спасались от него бегством. Отсюда и родилось слово «паника», то есть безумный страх.

    … Пан так гордился своей игрой на свирели, что вызвал на состязание самого Аполлона. В пурпурном плаще, с золотой кифарой, увенчанный лавровым венком, явился златокудрый Аполлон.

    Начал состязание Пан. Раздался веселый и простой пастуший наигрыш, такой же простодушный, как и сам Пан. Затем Аполлон ударил по струнам своей золотой кифары, и полились величавые звуки гимна. Затихло все, смолкли птицы, замерли люди, слушая дивную мелодию. Отзвучал величавый гимн, но никто не смел нарушить священную тишину…

    Все признали победу Аполлона в этом состязании. И только царь Мидас, мнивший себя знатоком музыки, стал восхвалять игру козлоногого Пана. Она понравилась ему гораздо больше, так как была проста и понятна.

    Разгневался златокудрый Аполлон, схватил Мидаса за уши и вытянул их. Уши покрылись шерстью и превратились в ослиные. С тех пор наказанный царь прятал свои ослиные уши под высоким колпаком.

    А опечаленный Пан ушел в тенистые леса, и оттуда часто раздаются звуки его свирели – то грустные, то веселые…

    Однажды брадобрей Мидаса, приводя в порядок его прическу, случайно сдвинул злополучный колпак. О, ужас! Он увидел на царской голове ослиные уши и вскрикнул от страха. Разгневанный царь приказал брадобрею молчать – молчать под страхом лютой казни. И брадобрей замолчал на несколько лет. Но как тяжело хранить тайны, особенно чужие! И брадобрей не выдержал. Поздним вечером он пришел на берег реки, вырыл ямку и, наклонившись к ней, тихо сказал: «Ямка, ямка! А у царя Мидаса ослиные уши» – и тут же зарыл ее. Кругом не было ни души. Но…его слова услышали тростники, росшие на берегу реки. Они заволновались, зашелестели и разнесли страшную тайну по всей реке, а река – по всему свету.

    «Легенда об Орфее». Имя древнегреческого певца Орфея известно более двух тысяч лет. Он был, как повествует легенда, сыном речного бога и музы Калиопы. Не было равных ему в искусстве пения и игры на лире. Когда Орфей пел, аккомпанируя себе на золотой лире, вся природа затихала, внимая божественному голосу певца. До нашего времени сохранились изображения Орфея с лирой в руках среди цветов и деревьев.

    Женой Орфея была прекрасная нимфа Эвридика. Но счастье юных супругов длилось недолго. Вскоре после свадьбы Эвридика с подругами пошла в рощу собирать весенние цветы. Она не заметила в густой траве змею и наступила на нее. Укус змеи оказался смертельным. Громко вскрикнула Эвридика и, бездыханной, упала на зеленую траву. На крик сбежались подруги, но Эвридика была уже мертва (хор подруг Эвридики).

    Огласилась роща плачем подруг. Услыхал его Орфей: быстрее ветра примчался он сюда и увидел среди цветов на траве безжизненное тело любимой. Отчаяние охватило Орфея. Не мог он смириться со смертью Эвридики, не мог ничем утешиться. И скорбела с ним вся природа, рыдая дождями. Спрятался в тучах золотой лик солнца, завяли весенние цветы. Умолкла волшебная лира певца.

    Много времени прошло, но не утихала душевная боль Орфея. Отчаявшись, он решился бросить вызов бессмертным богам и отправился в подземное царство мертвых, чтобы вернуть Эвридику на землю.

    Царство мертвых, владыкой которого был бог Аид, находилось далеко- далеко на краю земли. Путь к нему лежал через мрачные ущелья, пропасти и пещеры. Мир живых и мертвых разделяли черные воды священной реки Стикса. Попасть в царство Аида можно было, только переплыв реку в ладье Харона – перевозчика душ умерших, и не один смертный не ступал в его ладью.

    Но велика была любовь Орфея, и потому беспримерна его дерзость. Своим волшебным голосом заворожил он сурового Харона, и тот, нарушив свой запрет, перевез его на другой берег, в царство мрачного Аида.

    Новые испытания ждут Орфея. Сначала ему преградили путь злые ведьмы- фурии (хор и пляска фурий).  Затем на него бросился трехглавый пес Цербер. Но не страшны они Орфею. Своим пением он растрогал неумолимых фурий, усмирил злобного пса. Играя на золотой лире, Орфей приблизился к трону Аида и почтительно склонился перед ним. Бог подземного царства, пораженный отвагой смертного, долго его разглядывал, а затем велел спеть. И тогда запел Орфей о своей великой любви к Эвридике, о своей безмерной тоске по ней. Склонив голову на грудь, слушал вдохновенное пение Аид. Слезы дрожали на ресницах его жены Персефоны. Все подземное царство внимало ему. Но вот затихли золотые струны, замерла песнь Орфея. Долго молчал Аид, а затем промолвил: «Великий певец! Ты растрогал меня. Твое искусство достойно награды богов. Я отпущу Эвридику с тобой на землю. Но помни мое условие! Когда ты будешь возвращаться, Эвридика пойдет следом за тобой. Иди и не оглядывайся до тех пор, пока не выйдешь из моих владений. Нарушишь мое условие – потеряешь ее навсегда».

    И вот Орфей пустился в обратный путь. Он слышит за своей спиной шаги Эвридики. Уже позади мрачное царство Аида, черные воды священного Стикса. Каменистая узкая тропа ведет наверх, к свету. Уже забрезжил первый солнечный луч, выход близок! Вдруг Эвридика вскрикнула, и…Орфей оглянулся. Совсем рядом увидел он Эвридику, в отчаянии протянул ей руки. Но тщетно. Тень Эвридики стала быстро удаляться и исчезла во мраке… Окаменел Орфей, охваченный отчаянием.

    Шли годы. Погиб Орфей. Его золотая лира одиноко плыла по водам быстрой реки. Но боги не дали погибнуть лире великого певца. Они подхватили ее и вознесли на небосвод. Когда по вечерам зажигаются звезды, сияет среди них и созвездие Лиры…

    Немецкий композитор 18 века Кристоф Виллибальд Глюк создал одноименную оперу на сюжет мифа об Орфее. Одна из прекраснейших мелодий Глюка звучит во втором действии. Она была создана для сцены в Элизиуме – царстве блаженных теней, куда попадает Орфей, разыскивая Эвридику. Следует призрачный танец теней. В этой балетной сцене мы услышим вдохновенную и горестную мелодию флейты (сцена в полях Элизиума).

    Древнегреческий миф прославлял великую силу музыки, покорившей даже бессмертных богов. Для Глюка Орфей стал не мифическим героем, а живым человеком. Рассказывая в музыке о его судьбе, композитор словно заглянул в душу Орфея, раскрыл скорбь, верность и мужество его страдающего сердца.

На сюжет легенды об Орфее созданы также: итальянская опера «Эвридика» (1600 г.), опера итальянского композитора Клаудио Монтеверди «Орфей» (начало 17 века), мелодрама русского композитора Евстигнея Фомина «Орфей» (конец 18 века). В 20 веке миф об Орфее возродился в балете русского композитора Игоря Стравинского.

 

«Из былины о Садко». Сказки, легенды, предания разных народов мира хранят имена своих выдающихся музыкантов. Так, в Древней Руси на протяжении нескольких веков слагались былины о новгородском гусляре Садко. В одной из них сказывалось:

В славном Нове- граде

Как был Садко –купец, богатый гость.

А прежде у Садка имущества не было:

Одни были гусельки яровчатые.

Слава о нем рекой лилась по Великому Новгороду:

Звали Садка в боярские терема златоверхие,

В купеческие хоромы белокаменные.

Заиграет он, заведет напев-

Все слушают гусляра, не наслушаются…

 

Задумал Садко плыть в далекие моря – насмотреться чудес невиданных, побывать в странах неслыханных да спеть там славу Господину Великому Новгороду.

И сказал он богатым купцам новгородским: «Кабы была у меня золота казна да дружинушка хоробрая, я не сидел бы сиднем в Нове – городе. Не стал бы жить по старине – по пошлине. Не пировал бы день и ночь, не бражничал. Пробегали бы мои бусы- корабли, объезжали бы моря синие. Накупил бы я в краях дальних скатна жемчуга да камней самоцветных и понастроил бы в Нове- городе церквей Божиих с золотыми маковицами. Разнеслась бы тогда по далеким морям, по раздолью земли слава Новгорода» (песня Садко «Кабы была у меня золота казна»).

Рассердились купцы спесивые, не стерпели упрек: «Не тебе нас корить, не тебе нас учить. Ты гусляр простой, не торговый гость». Насмеялись над ним и прогнали.

Опечалился Садко, пошел на берег Ильмень- озера, ударил в струны звонкие и запел песню- кручинушку (песня Садко «Ой, ты, темная дубравушка»).

Услыхало Ильмень – озеро песню дивную, всколыхнулося. Выплыла стая лебедушек. Обернулись они красными девицами. Вышла на берег прекрасная Волхова, дочь царя Морского: «Долетела песнь твоя до глубокого дна Ильмень- озера. Пополнили сердце мне твои песни чудные». За песню да за игру посулила Волхова Садку чудных рыб- золоты перья.

Вернулся Садко в город и стал биться о велик заклад:

 

 

Ай же вы, купцы новгородские!

Как знаю чудо- чудное в Ильмень- озере:

А есть рыба – золоты перья в Ильмень- озере!

Ударим- ка о велик заклад:

Я заложу свою буйну голову,

А вы залагайте лавки товара красного.

 

Не поверили купцы Садку, на смех подняли. Собрался народ вокруг них, торговые гости заморские: Индийский, Веденецкий да Варяжский. Сурово звучит рассказ Варяжского гостя – его песня о величавой северной природе, об отважных людях «стран полнощных». Завораживает песня Индийского гостя, услаждает слух песня Веденецкого (Венецианского гостя). Каждый восхваляет свой край, его богатство и красоту.

Забросил тут Садко невод шелковый в Ильмень- озеро и выловил трех рыб – золоты перья. Подивились купцы, догадалися, что сам грозный царь Морской прислал Садку подарок, за песни дивные наградил его. Снарядил Садко тридцать и един корабль, попрощался с людом новгородским да на прощание запел молодецкую песню (песня Садко с хором «Высота ли, высота поднебесная»).

Песня Садко с хором «Высота» и песня Садко «Ой, ты темная дубравушка» звучат в опере Н.А. Римского –Корсакова «Садко». В ней композитор, прекрасно знавший русское народное творчество, использовал старинные напевы, наигрыши, былины. Силой своего таланта и фантазии он преобразил древние мелодии, обновил и украсил их звучание.

 

Вопросы и задания:

1. Какие боги Олимпа вам известны? Кто такие музы? Назовите их имена.

2. Расскажите миф о состязании Аполлона и Пана. За что был наказан царь Мидос?

3. Изложите содержание легенды об Орфее. Кто автор знаменитой оперы «Орфей»? Назовите имена композиторов, которые также посвятили свои произведения легендарному певцу Орфею.

4. Кто автор оперы- былины о новгородском купце- гусляре «Садко»? За что царь Морской одарил Садко рыбами – золоты перья?

5. Вы узнали не всю легенду о Садко. Самые интересные приключения у него впереди. Прочтите о них в былинном сказе «Садко».

6. Спойте или исполните на фортепиано 3 песни Садко.

        

Мелодия.

    Мир музыки наполнен прекрасными мелодиями Баха, Моцарта, Грига, Шопена, Чайковского…

    Мелодия – развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Мелодия состоит из мотивов – ее выразительных частиц. Мотив может вызвать представление обо всей мелодии, ее характере.

    Жизнь мелодии похожа на жизнь цветка. Цветок рождается из бутона, расцветает и, наконец, увядает. Коротка жизнь цветка, но жизнь мелодии еще короче. За короткое время она успевает возникнуть из мотива, «расцвести» и завершиться. В каждой мелодии есть «точка цветения», высшая точка ее развития, наивысший накал чувств. Она называется кульминацией. Завершается мелодия кадансом – устойчивым оборотом.

    Мелодии расцветают в разное время. Некоторые сразу начинаются с вершины – кульминации. В других кульминация находится в середине мелодии или ближе к ее концу. Яркий пример тому – песня Евгения Крылатова «Крылатые качели» (слова Ю. Энтина) из кинофильма «Приключения Электроника». Мелодия ее, постепенно развиваясь, достигает кульминации, подчеркнутой звонкими повторами самой высокой ноты.

    Строение мелодии похоже на строение речи. Как из слов образуются фразы, из фраз – предложения, так и в мелодии небольшие выразительные частицы – мотивы – объединяются во фразы. Музыкальная фраза, как правило, образуется из двух – трех мотивов. Обычно одна фраза исполняется на одном дыхании. Несколько фраз, связанных общей линией развития, образуют предложения, а предложения – целостную мелодию.

    Прекрасна в своей возвышенности и простоте мелодия песни В. Гаврилина «Мама» (слова А. Шульгиной). Мелодия выросла из небольшого мотива – фразы (здесь эти понятия совпадают) и через широкие интервальные ходы пришла к неожиданно тихой кульминации – повторяющемуся мотиву (заметьте, что кульминация здесь не совпадает с самыми высокими звуками мелодии).

 

Гармония.

 

Гармония - аккорды, сопровождающие мелодию. Благодаря гармонии усиливается выразительность мелодии, она становится ярче и богаче по звучанию. Сыграйте с аккомпанементом повторяющийся мотив песни «Мама». Каждый раз гармония меняется, поэтому повторения одного и того же мотива звучат по- новому, с особой теплотой и выразительностью.

Ритм.

Ритм – это организатор музыкальных звуков во времени. Он означает соотношение длительностей звуков между собой. Без ритма не может существовать музыкальное произведение, как не может жить человек без работы сердца. В маршах, танцах, быстрых пьесах ритм организует, упорядочивает движение, от него зависит характер произведения.

Может ли музыкальное произведение быть выразительным без мелодии и гармонии? Ответ нам дает оригинальная пьеса «Паника» С. Прокофьева из музыки к спектаклю «Египетские ночи». Действие происходит во дворце легендарной египетской царицы Клеопатры.

… Ночь. Дворец окружен врагами – войсками римлян. Обитателям дворца грозит плен или смерть. Обезумевшие от страха люди толпой бросаются к выходу. И вот замирают последние шаги.

Иллюстрируя этот эпизод, композитор использует громадную силу выразительности ритма. Своеобразие музыки заключается в том, что ее исполняют лишь ударные инструменты: малый и большой барабаны, литавры, настроенные на тритон, и тамтам. Партия каждого инструмента имеет свой ритмический рисунок. В кульминации образуется сгусток ритмической энергии огромной силы и напряжения.

Постепенно напряжение рассеивается: умолкает тамтам, затем литавры, малый барабан, затихает большой барабан. Так, пользуясь скупыми музыкальными средствами, Прокофьев создал яркую пьесу, главную роль в которой играет ритм.

Выразительная роль ритма особенно ярко проявляет себя в знаменитой оркестровой пьесе французского композитора Мориса Равеля «Болеро». Неизменная ритмическая формула испанского танца выдержана здесь на протяжении всего произведения (оно написано в форме 12 вариаций). «Железный ритм», словно в тисках, держит напевную мелодию и постепенно усиливает грандиозное напряжение в развитии сдержанно- страстного испанского танца. Ритмическую «формулу» болеро исполняет барабанщик solo.

 

Лад.

Лад означает согласованность звуков, различных по высоте. Эти звуки объединяются вокруг главного звука – тоники. В европейской музыке наиболее распространенные лады – мажор и минор. Большая часть произведений, которые вы играете, также написаны в этих двух ладах. Сильна ли зависимость характера музыки от лада? Давайте послушаем пьесу Георгия Свиридова «Весна и осень».

Композитор звуками нарисовал один и тот же пейзаж в разное время года. В первой части светлые и прозрачные аккорды, хрупкая мелодическая линия воссоздают весенний пейзаж. Слушая музыку, мы представляем себе нежные краски зелени, покрывшей деревья, легкие ароматы расцветающих садов, звонкие голоса птиц. Пьеса звучит в мажорном ладу, приподнято, светло.

Но вот сменился лад, замедлился темп. Поблекли краски знакомого пейзажа. Вы словно видите черные силуэты обнаженных деревьев сквозь серую сетку дождя. Из музыки будто исчез солнечный свет. Весенние краски мажорного лада погасли, их сменил минор. В мелодии резко обозначились интонации диссонансов – тритонов. Медленный темп усилил выразительность печальных минорных аккордов.

Слушая вторую часть пьесы, мы без труда заметим, что она всего лишь – вариант первой. Но смена лада создает впечатление, будто звучит новая пьеса, противоположная по характеру и настроению первой.

 

Регистр.

 

Большую выразительную роль в музыке играет регистр. Музыкальный звукоряд каждого инструмента, человеческого голоса делится на регистры: верхний, средний и нижний, звучащие по – разному.

Своеобразна выразительность каждого регистра. Средний регистр наиболее мягкий и полнозвучный. Звуки нижнего регистра звучат мрачно, гулко (М. Мусоргский «Быдло»), а верхнего – светло, прозрачно, звонко (П. Чайковский «Песня жаворонка»).

 Играя то или иное произведение, вы на практике можете определить выразительность используемых композитором регистров, их сочетаний.

 

Фактура.

Фактура (в музыке)- музыкальная ткань произведения, его звуковая «одежда». Если в пьесе ведущим голосом является мелодия, а остальные голоса – аккомпанементом, аккордами гармонии, то такая фактура называется гомофонно– гармонической.

Другой важнейший тип – полифоническая фактура, что означает «многоголосная». Каждый голос полифонической фактуры - самостоятельная мелодия. Полифоническая фактура связана, прежде всего, с полифонической музыкой. Двух- и трехголосные инвенции И.С. Баха написаны в полифонической фактуре. Такие понятия, как «имитация», «фуга», относятся к полифонической музыке. Сочетание гомофонно – гармонической и полифонической фактуры можно найти в различных произведениях.

Таким образом, фактура – это способ изложения музыкального материала: мелодии, аккордов, фигураций, подголосков и т.д. В процессе сочинения того или иного произведения композитор комбинирует эти средства музыкальной выразительности, обрабатывает. Фактура неразрывно связана с жанром музыкального произведения, его характером, стилем.

 

Понятия к теме «Выразительные средства музыки»:

1. Мелодия – развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

2. Кульминация – высшая точка развития мелодии, наивысший накал чувств.

3. Каданс – устойчивый оборот, которым завершается мелодия.

4. Мотив – небольшие выразительные частицы мелодии.

5. Музыкальная фраза состоит из двух – трех мотивов.

6. Музыкальное предложение – законченная музыкальная мысль, состоящая из нескольких фраз, связанных общей линией развития.

7. Гармония – аккорды, сопровождающие мелодию.

8. Ритм – организация музыкальных звуков во времени.

9. Лад – согласованность звуков, различных по высоте и объединенных вокруг главного звука – тоники. Наиболее распространенные лады – мажор и минор.

10. Регистр- часть звукового диапазона певческого голоса или музыкального инструмента, содержащая звуки, схожие по тембровой окраске. В каждом инструменте (голосе) принято различать нижний, средний, верхний регистры, хотя границы их несколько условны.

11. Диссонанс – сочетание одного или нескольких звуков, образующих напряженное, резкое созвучие.

12. Консонанс – благозвучное сочетание двух или более звуков.

13. Имитация повторение голосом или инструментом мелодии, только что исполненной другим голосом (инструментом).

14. Фуга-сложное полифоническое произведение, где голоса как бы перекликаются, догоняют друг друга.

15. Гомофонно – гармоническая фактура вид фактуры, когда в пьесе ведущим голосом является мелодия, а остальные голоса – аккомпанементом, аккордами гармонии.

16. Полифоническая фактура ( многоголосная) – вид фактуры, когда каждый ее голос представляет собой самостоятельную мелодию.

17. Интродукция (введение) – краткое вступление к опере или балету.

Вопросы и задания.

1. Что такое мелодия, мотив, фраза, предложение? Дайте определения.

2. Что такое кульминация, каданс? Дайте определения.

3. Найдите примеры народных песен, выпишите их в нотную тетрадь по музыкальной литературе, отметив мотивы, фразы, предложения, кульминацию, заключительный каданс.

4. Что такое гармония, ритм, лад? Дайте определения.

5. Что такое гомофонно – гармоническая фактура? Приведите примеры гомофонно- гармонической фактуры из собственного репертуара.

6. Какая фактура называется полифонической? Приведите примеры полифонической фактуры из собственного репертуара.

 

Клавесин.

 

    Клавесин – предок фортепиано, самый большой и наиболее значительный из струнных щипковых клавишных инструментов. Первые удачные образцы были изготовлены в Италии в начале 16 века, после почти двух столетий экспериментов. Яркий, чистый звук клавесина сделал его популярным сольным инструментом. Не так давно интерес к клавесину возродился, и сейчас его можно услышать как при исполнении барочной музыки, так и в композициях, написанных современными авторами специально для него.

Фортепиано.

Фортепиано- общее название инструментов, звук которых извлекается ударом молоточков о струну при нажатии клавиши (рояль, пианино).

Один из самых совершенных инструментов для сольного исполнения – рояль. По звуковому объему, по мощности звучания он не имеет себе равных. И не случайно ему дали такое название: слово «рояль» значит «королевский».

Рояль- инструмент сравнительно «молодой»: положенный в основу конструкции рояля способ соединения струн с клавишным механизмом был придуман в XIV веке.

К струнному инструменту, напоминающему русские гусли, присоединили клавишный механизм, упрощавший движения музыканта при игре. Вместо того, чтобы извлекать звук из струны щипком, исполнитель просто нажимал соответствующую клавишу, а она приводила в действие рычажки механизма, оканчивающегося штифтиком или перышком, задевающим струну.

Разновидности клавишно – струнного инструмента носили разные названия – верджинел, клавесин, клавикорд, спинет и другие. Звук этих инструментов был слабый, слегка дребезжащий, совсем не похожий на сильный и красивый звук современного рояля. Лишь в начале XVIII века штифтики были заменены молоточками, и было создано фортепиано.

Новый инструмент завоевал всеобщее признание. Для рояля написано огромное количество музыкальных произведений, как блестящих, виртуозных (например, рапсодии Ф. Листа или его этюды), так и певучих, лирических (например, ноктюрны Ф. Шопена). Возможности рояля в полной мере раскрыл Лист; в своих сочинениях он как будто поставил своей задачей доказать, что роялю доступно все (он переложил для него все симфонии Бетховена, великое множество произведений вокальной музыки – оперной и камерной, виртуозные скрипичные пьесы Паганини). Среди его современников – пианистов XIX века- надо назвать Шопена, братьев Рубинштейнов, а в XX веке – Рахманинова, Оборина, Гилельса, Рихтера.

 

Существуют и другие инструменты с клавишным механизмом. К ним относится орган - самый большой из всех существующих музыкальных инструментов (орган Большого зала Московской государственной консерватории равен по высоте двухэтажному дому).

Это - один из очень старых инструментов, известный (конечно, гораздо в более примитивном виде) еще в Древнем Риме. Орган – духовой инструмент. Он состоит из множества труб (до нескольких тысяч!) разного размера и формы, что позволяет извлекать звуки не только разной высоты, но и разного тембра. Воздух нагнетается в трубы при помощи пневматической системы. Орган имеет несколько рядов клавиш, так называемые клавиатуры, в том числе, ножную, с большими клавишами. Нажимая клавиши и передвигая особые рукоятки, исполнитель заставляет звучать трубы органа. Мощность органа может сравниться только с мощностью оркестра.

Два столетия тому назад орган занимал такое же место в концертной жизни, как и в наши дни рояль. Превосходным органистом был немецкий композитор И.С. Бах, оставивший в своем наследии множество органных сочинений. Сейчас органная музыка переживает период нового возрождения. Во многих концертных залах устанавливаются органы, студенты консерваторий обучаются игре на этом замечательном инструменте.

 

 

Вокальные тембры. Как и музыкальные инструменты, голос человека также имеет свою особую окраску – тембр. От его красоты зависит выразительность голоса певца.

Певцы хора, по характеру голосов, делятся на партии. Их обычно четыре. Женские голоса – это сопрано и альты (или меццо – сопрано), мужские голоса – тенора, баритоны, басы.

Ярко, светло и чисто звучат высокие голоса – сопрано и тенор. А нижние – альт (меццо –сопрано) и бас – отличаются густым, насыщенным звуком.

 

Вопросы и задания.

1. Из каких групп состоит симфонический оркестр? Назовите инструменты каждой группы.

2. Что такое партитура? В какой последовательности записываются партии инструментов каждой группы в партитуре?

3. Назовите шумовые инструменты ударной группы. Как записываются их партии?

4. Дайте характеристику тембров каждой группы оркестра.

5. Что такое оркестровое tutti?

6. Что такое лейттема?

7. Какие инструменты в музыкальной сказке С. Прокофьева «Петя и Волк» исполняют темы Пети, Птички, Утки, Кошки, Дедушки, охотников, Волка? Охарактеризуйте лейттемы этих персонажей.

8. Как Римский - Корсаков распределил оркестровые тембры в симфонической сюите «Три чуда»?

9. В чем проявляется контраст тем Царевны – лебеди?

10. Как устроены фортепиано, орган?

11. Какие тембры человеческого голоса вам известны?

 

 

 Понятия к теме «Тембр»:

1. Тембр – неповторимая окраска звучания, свойственная данному голосу или инструменту.

2. tutti- полное звучание всех инструментов оркестра одновременно.

3. Партитура – полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов.

4. Альт- 1) низкий женский голос; 2) инструмент из группы струнных смычковых, внешне похожий на скрипку, но несколько больше ее и ниже по звучанию.

5. Арфа- музыкальный инструмент из группы струнных. Состоит из треугольной рамы с натянутыми струнами. Звук извлекается щипком.

6. Барабан- ударный музыкальный инструмент.

7. Баритон- низкий мужской голос.

8. Бас- наиболее низкий мужской голос.

9. Валторна- музыкальный инструмент из группы медных духовых, обладающий мягким и певучим звуком.

10. Виолончель- струнный смычковый инструмент. Внешне напоминает скрипку, но очень большого размера. Играют на виолончели сидя, ставя инструмент на пол. Виолончель ниже по звучанию, чем скрипка и альт.

11. Гитара- струнный щипковый инструмент; бывает семиструнной (русская гитара) и шестиструнной (испанская).

12. Гобой- музыкальный инструмент из группы деревянных духовых.

13. Гусли- русский народный инструмент, состоящий из широкого плоского ящика с натянутыми сверху струнами. Играют на гуслях щипком.

14. Духовые инструменты- музыкальные инструменты, звук которых извлекается вдуванием воздуха в прямую или изогнутую трубку (корпус инструмента). Духовые инструменты разделяются на деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот) и медные (труба, валторна, тромбон, туба и др.).

15. Кларнет- музыкальный инструмент их группы деревянных духовых.

16. Колокольчики- музыкальный инструмент из группы ударных; представляет собой набор металлических пластинок разной величины. Звук извлекается ударом молоточков.

17. Контрабас- самый низкий по звучанию и крупный по размерам (в рост человека) инструмент из группы струнных смычковых. Играют на нем стоя, ставя инструмент на пол.

18. Лейтмотив- краткая музыкальная тема, постоянно звучащая при появлении одного и того же персонажа или при упоминании о нем.

19. Литавры- ударный музыкальный инструмент, состоящий из медного полушария, обтянутого сверху кожей.

20. Меццо- сопрано - самый низкий женский голос.

21. Орган – мощный духовой инструмент, состоящий из множества труб разного размера и формы, имеющий несколько рядов клавиатур, в том числе, и ножную.

22. Оркестр- большая группа исполнителей на музыкальных инструментах. Виды оркестров: оркестр народных инструментов, духовой, струнный, симфонический, джаз – оркестр.

23. Скрипка- музыкальный инструмент из группы струнных смычковых, звук которого обладает наибольшей певучестью и подвижностью.

24. Смычковые инструменты- группа струнных инструментов, звук которых извлекается прикосновением смычка к струнам. К группе смычковых относятся скрипка, альт, виолончель, контрабас.

25. Сопрано- высокий женский голос. Очень высокий, легкий и подвижный голос называется «колоратурное сопрано».

26. Струнные инструменты- музыкальные инструменты, звук которых создается колебанием струн; разделяются на щипковые (арфа, гитара, мандолина, балалайка, гусли) и смычковые (скрипка, альт, виолончель, контрабас).

27. Тенор- высокий мужской голос.

28. Ударные инструменты- музыкальные инструменты, звук которых извлекается ударом (по натянутой коже, металлу, дереву). К ударным инструментам относятся литавры, барабан, бубен, тарелки, тамтам, колокольчики, ксилофон и др.

29. Флейта- музыкальный инструмент из группы деревянных духовых. Разновидность – флейта – пикколо (маленькая флейта), обладающая очень высоким, свистящим тембром.

30. Фортепиано- общее название инструментов, звук которых извлекается ударом молоточков о струну при нажатии клавиши (рояль, пианино).

31. Сюита – музыкальное произведение, состоящее из нескольких пьес, различных по характеру.

32. Челеста – ударно – клавишны



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 1176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.37.129 (0.015 с.)