Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С. Прокофьев. «Петя и Волк».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Чтобы познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра, Сергей Сергеевич Прокофьев в 1936 г. написал музыкальную сказку «Петя и Волк». В «Автобиографии» он писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый всегда одному и тому же инструменту: утку изображал гобой, дедушку – фагот и т.д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы; за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов - в этом педагогический смысл сказки… Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом». Композитор последовательно представляет каждую группу оркестра. Сначала вступает струнная группа, исполняющая тему главного героя сказки –отважного Пети. Светлая, жизнерадостная, она воплощает неунывающий характер мальчика. Тема звучит в духе веселого марша благодаря мажорной мелодии, упругому ритму. Празднично воспринимаются красочные сопоставления аккордов. Далее, по мере представления других персонажей сказки, представлены деревянные духовые инструменты в той последовательности, как они записаны в партитуре. Музыка Птички и Утки так ярко изобразительна, что мы представляем себе их движения, их голоса. Легкая, ажурная тема флейты, украшенная форшлагами, мордентами и исполняемая штрихом staccato, остроумно изображает птичий щебет, а волнообразное движение шестнадцатых – порхание Птички. В тембре гобоя, звучащем несколько гнусаво, так и слышится утиное «кря-кря». Неровный ритмический рисунок темы, «запинки», создаваемые синкопами и форшлагами, изображают неуклюжую Утку, переваливающуюся с боку на бок. Спор Птички и Утки о том, кто из них настоящая птица, позволил композитору полифонически объединить их темы, а значит, и тембры. …Появляется Кошка. Кларнет изображает ее крадущуюся, осторожную походку, он играет тему штрихом staccato. Стоит лишь заменить этот штрих не legato, как из сказки исчезнет осторожный и хитрый зверек. Стараясь не выдавать себя, Кошка тот и дело останавливается, замирая на месте. Эти остановки отражены ритмическим рисунком темы. Обратите внимание на то, что кларнет в низком регистре звучит приглушенно, даже несколько зловеще. В дальнейшем композитор покажет виртуозный блеск и огромный диапазон этого замечательного инструмента в эпизоде, где перепуганная Кошка стремительно сбирается на дерево. Появляется дедушка. Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, «ведь места опасные, если из леса прибежит Волк- что тогда?». Фагот, исполняющий тему Дедушки, звучит по – стариковски ворчливо и хрипловато. Сердитая и взволнованная речь Дедушки воплощена в угловатой мелодии с резкими скачками, с назойливыми повторами одних и тех же звуков и мотивов. Так же неровен ритмический рисунок темы. Музыкальная тема Дедушки выразила его настроение и характер, особенности речи и даже походки. Когда Петя бесстрашно заявил, что не боится волков, у струнных зазвучала его веселая лейттема. Она завершила первую часть сказки, в которой мы познакомились со струнными и деревянными духовыми инструментами. Во второй части Прокофьев знакомит нас с группой медных духовых инструментов. Опасения Дедушки были не напрасны. Из леса действительно прибежал Волк. Его тема резко отличается от уже знакомых нам тем других персонажей. Грозное завывание трех валторн звучит страшно. Низкий регистр, мрачные минорные краски изображают Волка опасным хищником. Его тема звучит на фоне тревожного тремоло струнных, зловещего «шипения» тарелок и «шуршания» барабана. Устрашающий характер придают теме нагромождения диссонансов в гармонии. Прыжки пойманного Волка, его ярость изображаются жесткими тембрами солирующих тромбонов. Наконец, появляются бравые охотники, идущие по следам Волка. Выстрелы охотников эффектно изображены громом литавр и барабанов. Боевому маршу охотников аккомпанируют малый барабан, тарелки и бубен. Так мы знакомимся с тембрами инструментов ударной группы. Сказка заканчивается торжественным шествием всех ее участников. В последний раз звучат их лейттемы. Ведущей становится тема Пети, превращенная в победный марш. «Петя и Волк» - одно из лучших произведений Прокофьева для детей. Эту музыкальную сказку знают и любят дети разных стран.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.195 (0.006 с.) |