Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия к теме «Музыкальные формы».

Поиск

1. Форма (в музыке)- 1) вся совокупность выразительных средств музыкального искусства, 2) соотношение отдельных частей музыкального произведения.

2. Куплетная форма – одна из самых распространенных песенных форм. Музыка куплетной песни написана в один куплет (строфу) поэтического текста и повторяется без изменений с текстом последующих куплетов. Часто заканчивается припевом, где повторяются не только музыка, но и слова.

3. Доминанта – пятая ступень звукоряда.

4. Кода – построение, завершающее музыкальное произведение и придающее ему законченность, завершенность.

5. Период - это самая простая из музыкальных форм. Период представляет собой одну законченную музыкальную мысль. Период может состоять из 8, 12, 16 тактов и, как правило, делится на предложения.

6. Одночастная форма- форма произведения, состоящая из двух периодов. Иногда завершается кодой.

7. Секвенция – повторение мотива или фразы от разных звуков.

8. Варьирование – обогащение мелодии или ее сопровождения новыми мелодическими оборотами, ритмическим рисунком. В вариационной форме мелодическая тема появляется каждый раз в новом облике.

9. Скерцо – музыкальное произведение, чаще всего, оживленного, шутливого характера. Скерцо может быть самостоятельным, а также входить в симфонию или другое крупное произведение.

10. Реприза - повторение в конце произведения его первой части.

11. Простая двухчастная репризная форма – музыкальная форма, состоящая из двух частей, каждая из которых представляет собой период; после второй части повторяется второе предложение первого периода.

12.Простая трехчастная репризная форма - такая форма музыкального произведения, когда крайние части – первая и третья (реприза) - одинаковы и представляют собой период; середина же пьесы содержит несколько иной музыкальный материал.

13. Рондо- (от французского – круглый)- в музыке означает форму, где главная тема (рефрен) повторяется не менее трех раз, чередуясь с другими темами (эпизодами).

 

Музыкальный материал к теме «Музыкальные формы».

 

1. Р. Шуман «Альбом для юношества» (на выбор преподавателя).

2. р.н.п. «Во поле береза стояла».

3. В.Соловьев- Седой «Подмосковные вечера» (пластинка)

4. В. Шаинский «Улыбка».

5. П. Чайковский «Детский альбом»: «Утренняя молитва», «В церкви», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Старинная французская песенка», «Камаринская» (диск 7).

6. М. Глинка. «Руслан и Людмила». Ария Фарлафа, Персидский хор (диск 4).

 

Тема №5. Музыкальные жанры: песня, романс, танец, марш.

Песня.

Человек издавна стремился выразить в музыке свое отношение к миру: к земле и небу, солнцу и звездам. Он был частицей Вселенной, управляемой могучими, неведомыми силами. Он поклонялся им, наделяя солнце, огонь, воду, землю, ветер своими человеческими чертами, просил, заклинал их даровать тепло, свет, удачу. Вера в божественные силы природы привела к созданию древних языческих обрядов, праздников, игр. Эти обряды сопровождались плясками, музыкой. Слова заклинаний в обрядах не только произносились, но и пелись.

Пропетое слово звучало сильнее и выразительнее, чем сказанное, оно становилось музыкой. Древняя обрядовая мелодия проста и лаконична. Передаваясь из уст в уста, она веками шлифовалась; в ней сохранялись лишь самые яркие попевки, мелодические обороты, интонации. Современный фольклор сохранил живую связь с народными традициями, свою безыскусную искренность и великую простоту.

Веснянки. Ярило – Солнце было главным божеством славян: ему поклонялись все – от мала до велика. Оно давало тепло и свет всему живому на земле. Жизненный уклад славян определялся сменой двух времен года: лета и зимы. В древних веснянках встречается странное для нас словосочетание: «Весна – красно Летечко». Оно объясняется тем, что слово «лето» означало время, благоприятное для земледелия: весну, лето и начало осени. Год начинался весной. День прилета грачей – первое марта- был первым вестником весны. В эти дни дети стайками бегали по селу с жаворонками, испеченными из теста. Одних они разбрасывали в поле, чтобы земля дала богатый урожай, а других надевали на длинные шесты и раскачивали так, что жаворонки казались летящими. При этом ребята пели звонкие песни – веснянки («Нам весну гукать»).

По обычаю женщины и девушки на заре поднимались на пригорки, крыши домов и звали, «гукали» весну («Весна красна»).

В каждой веснянке слышны зовы – настойчивые восклицательные интонации. Мелодии строятся из повторов нескольких коротких мотивов. Узкий диапазон – от терции до квинты (редко сексты), переменный лад говорят об их давнем происхождении.

Колядки. Зимние песни – колядки – вошли в обычай славян позднее веснянок и до сих пор удержались в народной жизни.

Происхождение слова «колядка» исследователи фольклора связывают со словом «календарь» - что значит «первый день». Колядками стали называть зимние поздравительные песни. Их пели дети и молодежь в первый день Рождества: колядовщики всегда знали, что за добрые пожелания их обязательно наградят («Зазимка –зима», «Щедровочка»).

Веснянки и колядки – одни из самых древних обрядовых песен. Нетрудно заметить, что в них есть и общие черты: настойчивые повторы в одних случаях поются, а в других – произносятся, «выкликиваются» («гу-гу-гу!»). В них, в союзе музыки и слова, первенство принадлежит слову.

Былины. Суровая простота и величие свойственны древним песням – сказам о подвигах русских богатырей, о важных исторических событиях. Их создавали сказители – поэты – музыканты, наделенные незаурядной памятью и артистизмом. Этих народных музыкантов – профессионалов называли на Руси Боянами.

Древние песни – сказы долгое время называли старинами, и только в 19 веке за ними закрепилось название «былина». Былины не пелись, а, скорее, сказывались неторопливо, нараспев под мерный аккомпанемент гуслей. В них весомо и значительно было каждое слово, поэтому напев не заслонял слово, а «укрупнял» его, подчеркивал, усиливал интонацией его смысл. Былинный напев разворачивался в плавном поступенном движении, в единообразном ритме с многократными повторами мотивов. При этом метр мог свободно варьироваться («Во царствии стольном Киеве»).

Древние былины собирали многие фольклористы. А русские композиторы 19 века смело вводили их в сложные жанры музыки – оперы, симфонии, кантаты. Так, например, суровый архаичный напев былины «О Вольге и Микуле» («Жил Святостав») использован Мусоргским в опере «Борис Годунов». Знаток и ценитель народного творчества Римский- Корсаков в опере – былине «Садко» использовал десятки древних напевов. Одним из ярких примеров обновления старинного жанра является песня Садко с хором «Высота ль, высота ль поднебесная», в основе которой лежит напев былины «Соловей Будимерович».

Исторические песни. Примерно с 14 века появляются исторические песни. Они рождались как горестный отклик народа на страдания, принесенные татаро – монгольским игом. И былины, и исторические песни народ называл «старинами», не подчеркивая различий между ними. А они были довольно существенными. В исторических песнях нет вымысла, художественного преувеличения, как в древних былинах. И в музыкальном отношении исторические песни гораздо сложнее былин. В них мелодия вырывается из-под власти слова, приобретает развитую и законченную форму (чаще всего, период). Она выражает общее настроение текста, а иногда вступает с ним «в спор». Так, например, в «Песне про татарский полон» («Как за речкою») неизменно повторяемый из куплета в куплет суровый повествовательный напев контрастирует с трагическим по содержанию текстом.

    Необычайно красивый, суровый напев этой песни использовал Римский- Корсаков в опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»- в симфоническом антракте «Сеча при Керженце» (в неизменном виде) как тему захватчиков- татар.

    В исторических песнях запечатлены важные события в истории народа: взятие Казани Иваном Грозным, восстания под руководством Степана Разина Ты взойди, солнце красное», «Из-за острова на стрежень»), Емельяна Пугачева. В них звучит вековечная мечта «о вольной волюшке».

Новый пласт исторических песен сложился на рубеже 18-19 веков в солдатской среде. Эти песни посвящены русской армии, славным военным походам Суворова, Отечественной войне 1812 г. Особенности этих исторических песен –в четком маршевом ритме, в простых ярких мелодиях, в преобладании мажора с ясной гармонической основой.

Лирические песни. Одним из жанров народного творчества являются лирические песни. Их расцвет наступил в 18 веке. Многие из лирических песен называются «протяжными». В них широко распеваются гласные. Это означает, что на один слог (гласную) приходится не одна, а несколько нот. Слово как бы растворяется в мелодии большого дыхания и отступает на второй план.

В лирической песне пела душа народная о безответной любви, о женской доле, о долгой разлуке. В протяжных песнях сильна импровизационная свобода мелодии, метра, ритма, характерна ладовая переменность. Нередко одна и та же песня пелась в разных областях России по – разному (например, протяжная песня «Не одна во поле дороженька» - известно целых пять вариантов напева!).

Поэтическую картину исполнения старинной песни «Не шуми, мати зеленая дубравушка» создал А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка».

В 18 веке стали систематически собирать, записывать и обрабатывать народные песни. Эта традиция, созданная музыкантами В. Трутовским, Н. Львовым, И. Прачем, была продолжена в 19 веке (Глинка, Балакирев, Римский – Корсаков, Чайковский, Лядов) и позднее. Современные фольклористы собирают, исследуют песенно – танцевальный фольклор разных народов, что находит новое творческое претворение в произведениях композиторов молодых поколений.

Шуточные, плясовые песни. В них слово и мелодия подчинялись танцевальному четкому ритму. В украинской шуточной песне «Журавель» каждому слогу соответствует один звук, одна нота, причем с третьей фразы ритмическая пульсация учащается, копируя скороговорку рассерженной хозяйки.

Эта шуточная песня сохранила свой задорный характер, став темой финала Второй симфонии П. Чайковского.

Среди шуточных песен встречаются такие, в которых ритмический рисунок мелодии не совпадает с ударными слогами текста. Игру со словом, нарочито неправильные ударения вы услышите в шуточной плясовой песне «Я с комариком плясала».

Шуточные игровые песни продолжают жить в народе и сейчас.

    Колыбельные песни. Это - первые лирические песни, которые слышит ребенок. Их ласковые интонации и спокойный, «укачивающий» ритм выражают нежность матери, тихо качающей колыбель. Когда малыш подрастет, он и сам, подражая матери, поет колыбельные («За березовым пеньком»).

    Романс. Слово «романс» - испанское, оно обозначает светскую песню, исполняемую на романском (испанском) языке. В старину романсы пелись под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина. Со временем словом «романс» стали называть камерное вокальное пение для голоса с сопровождением.

    В романсе, по сравнению с песней, текст более точно и детально отражен в музыке. Аккомпанемент дополняет поэтические образы романса и подчас выступает как равноправный участник ансамбля.

Сочиняя романс, композитор может выбрать один из двух способов воплощения текста в музыке. Первый – передать общее настроение, характер текста, не вдаваясь в детали. Этот способ характерен для лирических романсов. В них обычно главенствует мелодическое начало, закругленные и законченные построения и формы.

Другой способ воплощения текста – как можно точнее следовать за текстом, смыслом каждой фразы, каждого слова. В этом случае законы речи неизбежно приведут к речитативному стилю. Речитатив ( род вокальной музыки, приближающийся к естественной человеческой речи) используется в тех романсах, где важно донести до слушателя сюжет, ход событий, показать характер героев. В таких романсах всегда чувствуется театральность.

Смело и выразительно использовал речитатив М.И. Глинка в романсе – балладе «Ночной смотр», в котором композитор обращается к образу Наполеона. В романсе звучит не прямая речь персонажей, а слова рассказчика. Его интонации, повествовательные, неторопливые, заставляют слушателя поверить рассказу о невероятном событии – ночном смотре войск, который проводит в небесах восставший из гроба Наполеон.

Жанр рассказа требует, чтобы текст не заслонялся музыкой, а наоборот, был ясно произнесен. Поэтому речитатив – главное выразительное средство в этой балладе.

В некоторых романсах красота мелодии порою затмевает слово, оно «растворяется» в ее прихотливых изгибах. Так происходит в русских лирических песнях, романсах русских композиторов Чайковского. Римского – Корсакова.

Певучая мелодия широкого дыхания и длительного развертывания называется кантиленой, что в переводе с итальянского означает «пение». Образцами кантилены по праву считаются многие народные песни, лирические романсы, оперные арии.

 

Ф. Шуберт. «Серенада».

Франц Шуберт – великий австрийский композитор 19 века. В его творчестве главное место занимают песни. Одна из самых известных его песен – «Серенада» - прекрасный образец кантиленой мелодии. Первоначально произведения такого рода исполнялись в вечернее или ночное время перед домом почитаемого или любимого человека. Исполнители уличных серенад аккомпанировали себе на гитаре или мандолине. Иногда серенады исполнялись ансамблем струнных инструментов.

Серенада Шуберта полна светлых, мечтательных настроений. Плавно и неторопливо льется мелодия, ей вторит фортепиано. Мягкий вальсовый ритм песни сочетается с характерным рисунком сопровождения, напоминающим звучание гитары. Очень красочно звучит чередование мажора и минора: грустно – задумчивая музыка словно озаряется светом. Такой гармонический прием особенно типичен для Шуберта, он им широко пользовался не только в вокальных, но и в инструментальных сочинениях.

В кантилене нередко из одного, долго длящегося звука, рождается фраза широкого дыхания. Гибкое, плавное соединение нескольких фраз создает ощущение бесконечной мелодии. Вдохновенную кантилену создал итальянский композитор В. Беллини в опере «Норма». Ария героини («Gasta Diva») подобна страстной и возвышенной молитве.

    Среди знаменитых произведений с кантиленой занимают молитвы на католический текст «Ave Maria» - обращение к Деве Марии, Матери Христа. Широко известны «Ave Maria» Гуно и Шуберта.

    Замечательный образец русской кантилены – «Вокализ» С. Рахманинова.

 

Марш. Танец.

Марш и танец возникли в глубокой древности: обряды, игры, праздники, военные походы сопровождала музыка. Назначение марша и танца – организовывать движения идущих или танцующих людей. Поэтому в маршевой и танцевальной музыке главные выразительные средства – ритм и темп.

Французское слово «марш» означает «ходьба», «движение вперед». Маршевая музыка сопровождает военные походы, торжественные церемонии, траурные шествия. Она очень разнообразна. Из всех видов маршей наиболее распространен походный марш. Обычно это пьеса волевого характера с четким ритмом. Размер марша 4/4, темп - энергичного шага. Мелодия яркая и лаконичная, четко разделена на фразы, легко запоминается. Походный марш связан со звучанием духового оркестра, первый из них был создан в эпоху Петра I (начало 18 века).

До нашего времени дошел «Марш Преображенского полка» (это один из первых русских гвардейских полков, основа петровской регулярной армии). Марш представляет собой обработку солдатской песни «Славны были наши деды». Мелодия бодрая и энергичная, для нее характерны фанфарные ходы с акцентами на устойчивых звуках, четкий ритм, темп энергичного шага, ясная гармоническая опора на аккорды тоники, субдоминанты и доминанты. По существу, это так называемая песня- марш – жанр, по давней традиции соединяющий в себе пение и движение под музыку.

Среди русских походных маршей наиболее известен и любим марш «Прощание славянки», написанный будущим военным дирижером В. Агапкиным во время войны между балканскими странами и Турцией (1912 г.). Марш посвящен славянским женщинам, провожавших своих близких на фронт. В марше - две основные темы, распевные, широкие по дыханию. Первая – звучит мягко, задушевно, в высоком регистре; вторая – мужественно и энергично в низком регистре.

Марш написан в сложной трехчастной форме.

Церемониальные и траурные марши. Кроме походных, есть и другие, не менее важные, виды маршей: церемониальные и траурные. Церемониальные марши сопровождают военные парады, важные события государственной жизни, открытия спортивных праздников, свадебные торжества. Траурные марши сопровождают погребальные шествия. Оба вида маршей существовали издавна, но окончательно сложились к 18 веку.

Крупнейшим композитором этой эпохи был Франсуа Госсек (французский композитор). Несомненно, выдающимся его произведением стал «Скорбный марш», впервые исполненный на траурной церемонии похорон генерала Мирабо – героя Французской буржуазной революции.

Непревзойденные шедевры в жанре траурного марша создал немецкий композитор Л. Бетховен. Один из них – «Траурный марш на смерть героя» (из сонаты №12). В музыке слышны медленная поступь траурного шествия, патетические интонации надгробной речи, скорбные вздохи, торжественные перезвоны колоколов, прославляющие подвиг героя.

Характерные черты траурных маршей: медленный темп, минорный лад, речитативный склад мелодии; церемониальных маршей – фанфарная мелодия, сдержанный ритм, звучное аккордовое сопровождение.

Различные виды маршей вводили в свои оперы, балеты, инструментальные сочинения многие композиторы. Мы познакомимся с церемониальным маршем из оперы итальянского композитора Дж. Верди «Аида» и пьесой «Смерть Озе» из сюиты норвежского композитора Э. Грига «Пер Гюнт», написанной в характере траурного марша.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.141 (0.009 с.)