ТОП 10:

НАРОДНЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ ОСЕННЕГО ЦИКЛА



НАРОДНЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ ОСЕННЕГО ЦИКЛА

Слово «праздник» в широком обиходе, в популярной и научной литературе имеет множество различных значений, порой противоречащих друг другу. Термин «праздник» часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца). Отождествление праздника с чувствами показывает лишь одну его грань: праздничное, эмоционально окрашенное состояние, вызванное особым приподнятым настроением.

В научной литературе сложилась довольно пестрая картина подхода к понятию «праздник». Первые попытки научного определения праздников появились на рубеже 19 - 20 вв.

Определение праздника имеется почти во всех толковых словарях. Еще в русском энциклопедическом словаре библиографического общества «Гранат» дано определение праздника, но лишь в связи с религиозными мотивами. Переизданный несколько раз словарь традиционно уделял внимание разъяснению социальной и культурной сущности праздника. Более развернутая характеристика праздников была дана в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Составители уже различали религиозные и светские праздники. В.И. Даль вывел понятие «праздник» из понятия «праздность», праздный - порожний, свободный (если речь идет о месте) и «праздное время» - период, когда можно быть праздным (если речь идет о времени).

Исследователь Снегирев И. М. в своей работе так сформулировал понятие «праздник»: «Самое слово праздник, - писал он,- выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, обряд - знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий».

Таким образом, слово «праздник» означает определенный период времени (час, день или дни), когда не занимаются делами. Оно характеризует такое свободное время, когда что - то отмечают, к примеру определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Последнее достигается в праздничном обряде или ритуале, т.е. в определенном символическом действии, которое художественно - выразительно оформлено, а к тому же всегда связано с чем-то необычайно радостным или торжественным. Праздник нуждается в особой душевной или психологической настроенности, в стремлении, настроенности к нему (назрела определенная праздничная ситуация), он же усиливает ее, причем значение этой настроенности сводиться к тому, чтобы осуществить в структуре сознания некие превращения, невозможные в обыденные, занятые трудом дни.

Русский народный календарькалендарноесобрание русских народных праздников, обрядов и обычаев, поверий и примет на каждый день, с помощью которого организуется повседневная жизнь людей в течение года. Как правило был соотнесён с православным месяцесловом.

Введение.

Осень, осень! Погости недель восемь. Приходи с ливнем, С хлебом обильным!

Так пели в старину, встречая осень - трудовую, щедрую и веселую пору. Трудовую - потому что впереди еще много осенних забот, а щедрую и веселую - потому что хлеб заполнял закрома, в каждый крестьянский дом входил достаток, и тут уж не обходилось без плясок и песен.

Отсчет осенних дней начинался в августе, поскольку приходила главная забота земледельца - уборка хлебов. Чтобы жатва была скорой, а труд - без усталости, зачин поручали самой уважаемой в селе женщине, хорошей работнице. Накануне жатвы, поздно вечером, крадучись, чтобы никто не увидел и не перешел дороги, пробиралась она к своей полоске, связывала три снопика и укладывала крестом. А наутро собирались в поле все жницы. Закончив жать свою делянку, шли помогать одиноким, слабосильным, многодетным. Когда работа сообща, тогда и радость общая. По окончании жатвы женщины катались по стерне, приговаривая: «Жнивка, жнивка, отдай мою силку на колотило, на молотило, на кривое веретено».

В деревнях собирали «братчину», это был общий праздник урожая. Варили «мирское» пиво, т. е. всем «миром» (селом). Все, что было в полях, теперь на столах, а самым главным именинником был хлеб.

Наши предки трижды встречали осень. В первый день сентября - первый праздник встречи осени - первые осенины. В восьмой день - вторые осенины, а третьи - на Вздвиженьр (Воздвиженье), когда хлеб с полей сдвинулся, а птица в отлет пошла (двинулась).

Обрядность осенних праздников и основные элементы праздников осеннего цикла

Современная праздничная обрядность находится в процессе становления и развития. Утверждаются новые праздники и наряду с ними, видоизменяясь, продолжаются охраняться и некоторые традиционные. Отдельные элементы старинных празднеств органически вплетаются в новые. Традиционные черты более отчетливо прослеживаются в современных календарно-трудовых праздниках, непосредственно связанных с сельскохозяйственной деятельностью

Календарная обрядность, возникнув в глубокой древности, отражала мировоззрения народа, она изменялась в соответствии с развитием общества. Непреходящая ценность для жизни людей сельскохозяйственного производства способствовала сохранению календарной обрядности до наших дней. В настоящее время следует говорить не об обрядах, а о праздниках, посвященных отдельным моментам сельскохозяйственного года. Только часть из них развивалась на основе традиционных обрядов и впитала отдельные обрядовые действия, утратившие уже прежнее религиозно-магическое значение. Вместе с тем наметились различные формы проведения праздников, проходящих в общегосударственном масштабе, в общественной сфере или в семейном быту.

Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь. Более того, в книге А.Ф. Некрыловой «Круглый год» читаем: «Осень в крестьянском понимании ограничивалась периодом уборки урожая - примерно от Ильина дня (20 июля / 2 августа) до Покрова (1/14 октября)»

Славяне не создали собственных гадательных систем, но «свято место пусто не бывает»: у них был свой способ предвидения будущего. Древние славяне занимались прогностикой, то есть предсказанием событий по приметам и знамениям, наблюдаемым в окружающей природе. Приметы были всегда тесно связаны со временем года. Кроме того, каждая примета увязывалась с особенностями климата, природой той или иной местности. Известно, что в каждом районе существуют тысячи народных примет, характерных только для данного места. Но с течением времени наши предки выработали стройную единую систему примет и предсказаний по явлениям природы.

Народный календарь.

Для начала стоит немного рассказать о том, откуда пошел календарь. Так, слово «календарь» восходит к латинскому calendae (что в переводе означает «первый день месяца»), а оно, в свою очередь, идет от слова calare — «выкликать». Дело в том, что в Древнем Риме обязанностью главного жреца было громкое провозглашение первого дня каждого нового месяца. Созвучно этому слово «календариум» — книга, куда записывались долги, проценты, по каким нужно было платить, и новолуния.
Однако сами календари были созданы независимо от Древнего Рима. Многие из них появились задолго до того, другие уже после него. Этот процесс происходил в разных уголках Земли, ибо у людей возникла потребность измерять время, как только начала осознаваться периодичность явлений природы, таких, как смена дня и ночи, времен года. Нет нужды доказывать, что упорядоченный счет времени, с одной стороны, становится своеобразным итогом длительного развития человеческой мысли, наблюдений и опыта, с другой — необходимым условием для дальнейшего развития цивилизации.
До 46 г. до н.э. в Древнем Риме действовал сложный и неудобный солнечно-лунный календарь, а потому прославленный полководец и правитель Юлий Цезарь совершает реформу в летосчислении. Согласно нововведению, Новый год начали праздновать с 1 января, а длительность года стала равняться 365,25 суток. Эра начинает определяться «от создания мира» в 5508 г. до н.э. В этом случае, например, 2008 г. следует считать 7516 г. «от создания мира», или 5508 + 2008.
В VIII столетии была принята новая эра — от Дня рождения Иисуса Христа, 7 января (25 декабря по старому стилю) 0 г. Эту дату установил, сделав сложные расчеты, римский монах, папский архивариус Дионисий, в VI столетии. В результате юлианский календарь начал отставать от астрономического года. За 128 лет набрались целые сутки. Только по этой причине в 1582 г. папа римский Григорий XII, основываясь на проекте итальянского врача, математика и астронома Алаизия Лилие, провел реформу: были упорядочены високосные годы. Возникший в результате такой реформы григорианский календарь стал более точным и расходился на одни сутки с астрономическим не за 128 лет, а за 3323.
В наши дни все страны в международных отношениях пользуются общепринятым солнечным григорианским календарем. Однако во внутренней и религиозной жизни некоторые употребляют лунные и солнечно-лунные календари.
Не были исключением в процессе создания календаря и славяне. Им тоже пришлось осваивать способы времяисчисления, вырабатывать свой календарь с очень крупными и достаточно мелкими единицами, такими как понятия «век», «аноха» и обозначения частей суток (день, ночь, сумерки и т.д.).
На Руси календарь назывался месяцесловом. Он охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Так как народный календарь был изначально календарем земледельческим, то это отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда же некоторые несовпадения названий месяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь.

 

 

Народный календарь вполне может служить своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями, так как он включает в себя знание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни, произведения устного народного творчества. Это был своеобразный дневник и энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями.
В результате принятия христианства в календаре проявляется слияние языческого и христианского — так называемое народное православие. Причина здесь кроется в том, что с утверждением христианства языческие праздники начинают запрещаться, а значит, получают новое истолкование или перемещаются со своего времени. Кроме закрепленных за определенными датами, в календаре появляются передвижные праздники пасхального цикла. Наиболее ярко это двоеверие нашло отражение в крестьянском земледельческом календаре, где почитание христианских святых тесно переплелось с языческими поверьями и обрядами. Со временем многие важнейшие для язычника ритуалы начинают восприниматься все менее серьезно и постепенно превращаются в детские игры.
Оказывало влияние на народный календарь и то, что жизненный уклад земледельца изначально определялся сменой времен года, поворотными сроками солнечного календаря. Особенно здесь выделяются четыре момента: зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия. В русском аграрном календаре им соответствовали зимние Святки (конец декабря — начало января), Иван Купала — 24 июня (7 июля), март и сентябрь. В качестве подтверждения важности четырех указанных сроков стоит сказать, что каждый из них у разных народов и в разное время мог служить днем, с которого начинал исчисляться новый год.


В течение некоторого времени на Руси вообще существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (аграрный). Они могли то совпадать, то снова расходиться. Из-за этого возникало довольно много разногласий. Например, встреча Нового года приурочивалась в Древней Руси к началу марта, с XIV в. церковь попыталась перенести начало года на сентябрь, но официально празднование церковного и гражданского года с 1 сентября утвердилось лишь в 1492 г. (7000 г. от «сотворения мира»). Спустя два года в Петр I обнародовал указ «лета счислять» с января. Таким образом, в Российском государстве 1699 год продолжался всего 4 месяца (сентябрь — декабрь), и новое столетие началось 1 января 1700 г. Петр I принял юлианский календарь, из-за чего к XX столетию Россия на 13 суток отстала от Европы, давно перешедшей на более точный григорианский календарь. Чтобы сократить этот разрыв, в 1918 г. декретом Совнаркома был осуществлен переход на григорианский календарь, так называемый новый стиль.
И все-таки, как бы ни менялись официальные сроки начала года, народное летосчисление по-прежнему опиралось на смену времен года, беря за основные вехи период зимнего солнцеворота — Спиридоньев день. Позднее он был перенесен на 25 декабря — Рождество Христово. Использовали в качестве опорных дней и такие важные дни народного календаря, как время от Аграфены Купальницы (23 июня/6 июля) до Петрова дня (29 июня/12 июля); середина марта (Сороки— Благовещение), а также Семенов день (1/14 сентября). Семенов день и в XIX в. сохранял черты, которые напоминали о бывшем когда-то сентябрьском Новом годе.
Определяя сроки и продолжительность времен года, крестьянин целиком исходил из тех реальных климатических условий, которые регулировали его трудовую деятельность и хозяйственный быт. И хотя поворотные точки солнечного движения по небесной сфере делили год на четыре примерно равные части, в сознании земледельца эти отрезки не полностью совпадали с календарными временами года. Так, для большинства районов России самым длинным сезоном оказывалась зима.
И народ, чутко следивший за изменениями в природе, остро реагировал на происходящие перемены. При этом ему не было дела до того, что по календарю осень длится всего три месяца. Холод, который приходил в октябре, говорил крестьянину среднерусской и северной полосы о наступлении зимы, об исчезновении солнечного тепла, об омертвении природы.
Сама же осень в крестьянском понимании могла ограничиваться периодом уборки урожая, а это примерно от Ильина дня (20 июля/2 августа) до Покрова (1/14 октября). При этом собственно лето составляло короткое время созревания хлебов: с Иваны Купалы (24 июня/7 июля) до Ильина дня или Успения св. Анны (25 июля/7 августа), редко до Первого Спаса (1/14 августа). Весну призывали в марте, и началом ее считался Егорьев день (23 апреля/6 мая).
Кроме основных годовых сезонов, выделяются переходные, промежуточные периоды: пролетье (поздняя весна — раннее лето), молодое бабье лето (конец лета — начало осени), осеницы (середина сентября), позимье (обычно октябрь) и др.
Между двумя половинами года крестьяне видели тесную связь и то, что они взаимно влияют и обусловливают друг друга. Все это нашло выражение в фольклоре, в котором сравниваются зима с летом, осень с весной. В земледельческом календаре все составные части тесно увязаны: каждый месяц составляет пару с противоположным ему месяцем второго полугодия. Так, по характеру погоды декабрь, январь, февраль соответствуют июню, июлю, августу. В то же время как март, апрель и май — сентябрю, октябрю, ноябрю, и наоборот.
С принятием христианства в жизнь вошел Церковный календарь и вместе с тем почитание святых, каждому из которых посвящался какой-либо день (или несколько дней) в году. Эти новые святые оказались очень нужны аграрному календарю. Именно они помогли превратить свод знаний земледельца в стройную и удобную систему времяисчисления. Святцы послужили канвой, в которую легко укладывался практический опыт крестьянина и которая смогла вобрать в себя традиционные обряды и праздники. В результате получился народный календарь образца XVIII — начала XX в., демонстрирующий такое соединение языческого и христианского начал, которое правильнее было бы назвать слиянием, а не двоеверием. Стоит отметить, что народное православие возникло не как механическое соединение двух мировоззрений, когда без особого труда вычленяются элементы языческие и христианские. То, что возникло в конечном итоге, напоминало необратимую химическую реакцию, где в результате соединения двух веществ получают третье со своими, только ему присущими свойствами. В качестве подтверждения можно привести пример того, что народные (языческие, неофициальные) праздники естественно вбирались церковными и подчинялись им, поскольку и те, и другие были проникнуты двойственным мироощущением. Христианские праздники, в свою очередь, относительно легко поддавались бытовому осмыслению, ибо большинство из них имело языческое происхождение.
Конечно, русская церковь, как известно, на протяжении веков боролась с язычеством, обрушиваясь прежде всего на обряды, праздники и игрища как наиболее красноречивые и массовые проявления языческого начала. Вот только ни гонения, ни устрашающие проповеди, ни государевы указы, ни попытки приурочить к древним традиционным праздникам церковные и тем самым совершенно искоренить язычество не привели к ожидаемому результату. И главная причина заключалась в том, что язычество было просто необходимо земледельцу. Оно соответствовало его практическим и духовным потребностям, а потому и не погибло под тяжестью новой религии, а, растворившись в ней, одновременно поглотило ее, образовав нечто новое — бытовое крестьянское православие со своими праздниками, трудовым ритмом и собственной эстетикой.
От христианства в народный календарь пришли святые, приуроченные к дням годового цикла, а от язычества — распределение между ними (святыми) забот о погоде, здоровье людей, сельскохозяйственных и домашних работах. Весьма значимым оказалось совмещение народного, аграрного (солярного в своей основе) счета времени с церковным летосчислением по Пасхе. Это привело к сосуществованию дат и праздников в числе, иначе говоря, закрепленных за определенными днями определенного месяца, и скользящих, сроки которых зависели от времени празднования Пасхи. Так, к примеру, Масленица могла справляться в период с конца января до начала марта (за семь недель до Пасхи), а сама Пасха — между 22 марта и 25 апреля (по старому стилю), Вознесение — в течение всего мая. Сроками Пасхи определялась длительность Петровского поста и пр.
Народный календарь включает в себя поразительное соседство самых тонких наблюдений, точных знаний и самых нелепых (с нашей материалистической точки зрения) суеверий, основанных на случайном сходстве явлений или на простом созвучии слов. В нем переплелись и трезвый практицизм и высокая поэзия, явь и фантазия, привычка к тяжелому труду и бесшабашная удаль, скромность, целомудрие и праздничный разгул.
В народном календаре славян одушевляются не только земля, растения, водоемы, явления природы (град, мороз и т.д.), но и сам годовой круг с составляющими его единицами времени. Собственное имя было и у большинства недель: пестрая, всеядная, Сырная, Фомина, зеленая, сборная и т.д. Свои названия имели посты (Холодный, Голодный, Великий, Лакомка и пр.) и морозы (введенские, Никольские, крещенские, афанасьевские, власьевские и пр.).
Существовала в народном календаре и своя иерархия дней, иначе говоря, выделяются дни более и менее значимые, но практически не существуют дни безымянные, неотмеченные. Каждый день здесь особый, со своим богатым или скромным содержанием, своим смыслом и предназначением, он не сам по себе, а в цепи других, подготовлен предшествующими и готовит следующие.

Кроме обычного числового обозначения внутри месяца и наименования внутри недели (к примеру, 3 мая, среда), некоторые дни имели и «личное» определение: Великий четверг, чистый понедельник, Красная горка, Радоница, Семик, Духов день и др., что указывало на их особое место и роль в народном месяцеслове.
Если сравнить праздники и обряды земледельческого года между собой, можно легко убедиться в том, что отдельные компоненты в них совпадают, повторяются некоторые действия и употребляются одни и те же ритуальные кушанья, существуют и устойчивые поэтические формулы. Такое использование одних и тех же элементов в разных обрядах объясняется замкнутостью годового цикла, подчинено объединяющей все действия и помыслы земледельца задачей вырастить и сохранить урожай.
При всей своей стройности, законченности, где, казалось бы, учтены все потребности земледельца, календарь никогда не был застывшей и неизменной формой. Реагируя на социальные, экономические и прочие изменения в жизни крестьянина и шире — страны, эпохи, календарь продолжал быть активно функционирующей системой.

 

Разбор праздников.

Семенов день

В первый день сентября праздновали Семенов день, называли его в народе «Семеном-летопроводцем». Появился этот праздник с первых лет христианства на Руси и был посвящен памяти Симеона Столпника. В XVI веке сам московский патриарх совершал обряд - «чин препровождения лета».

В народе приговаривали: «В Семен-день севалка с плеч, грех хлеба сеять», «Семен-день - бабье лето». Под Семенов день во всех избах гасили лампады и из печи добывали новый огонь, от которого вечером, впервые с лета, зажигали лампы, свечи, лучины и начинали вечерние дела «при огне».

В Семенов день справляли новоселье. Если день Сименона Столпника не приходился на воскресенье, то с утра женщины в каждом доме принимались за основательную уборку. Пытались избавиться от мух и тараканов, которые были неизбежными спутниками жизни человека. Сложились даже особые пословицы и поговорки: «Избу сруби, а тараканы свою артель сами приведут», «Мухи льнут, кусают к ненастью», «Докучлив, как Ильинская муха». От них старались избавиться и мором, и заговором, и уводом. Ловили самых крупных тараканов (вожаков), в тряпичном мешочке клали в старый лапоть, и девки со смехом и припевками тащили лапоть подальше от дома, на пустырь, надеясь, что за вожаком уйдут и остальные. Баранова О.Г., Т.А. Зимина. Русский праздник. Санкт-Петербург, 2002.-96с.

Особенно весело и озорно отмечала этот день сельская молодежь. Интересен обряд «похорон мух». В народе верили, что если «злую муху закопать осенью в землю - прочие кусать не будут». Вместе с похоронами мух и лето уходило. Но за шуточными действиями скрывалось весьма серьезное назначение этого праздника. К сожалению, подробно восстановить, весь отход достаточно сложно, так как до нас дошли только отдельные фрагменты, иногда весьма запутанные.

М. Забылин, известный русский фольклорист и этнограф, считает, что этот день еще древними славянами праздновался в честь языческого бога Белбога, покровителя мух, хотя обряды, совершаемые в этот день, не имеют ничего общего с «богом мух». В Самарской области с отголосками-воспоминаниями этого праздника мы встретились в селах Сухие Аврали и Красновка Кошкинского района.

Деревенские девушки, разодетые в лучшие наряды, собравшись вместе, распределяли роли в спектакле «похороны мух». В нем принимали участие только девушки, а парней приглашали в качестве зрителей. Девушки ловили мух и комаров и помещали их в «гробики» - углубления в моркови, репе, свекле. Пародийные похороны совершались по всем канонам этого обряда: отпевали, устраивали похоронную процессию, несли на «кладбище», причитали, копали «могилы», хоронили, насыпали холмики и ставили крестики. Во время этого спектакля девушки старались показать все свои достоинства: веселый характер, выдумку, находчивость, юмор. Сахаров И.П. Сказание русского народа. М., 1990.-158с.

День Покрова

В октябре тоже было немало праздников, но наиболее значимым был праздник Покрова (14 октября). История возникновения этого праздника уходит в глубь веков. В 910 году в Константинополе случилось видение: во время всенощной явилась Богородица, с покрывалом в руках, и возвестила, что это спасительный покров. Белое покрывало (омофор) она простерла над людьми и вознесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий. Этим покрывалом Богородица оберегает верующих людей и несет им любовь и радость, подкрепляет их дух и силу. В память об этом необычном событии и установлен праздник.

День праздника Покрова является в народном представлении межевым между осенью и зимой. Поэтому пословицы гласят: «До Покрова - осень, за Покровом - зима идет», «Покрои - игр вое зазимье», «Покров землю покроет- где листом, а где и снежком».

Начало ноябрю дает «зимний Кузьма и Демьян». Этот день установлен Православной церковью в честь памяти святых бессребреников Космы и Дамиана. На Руси праздник имеет свои особенности, но в народной Руси их «специализация» несколько отличается от христианской6.

Сельские мужики почитали братьев как искусных кузнечных мастеров, а те, кто занимались другими ремеслами, тоже надеялись на содействие Кузьмы-Демьяна. Так как с этого дня зима морозом заковывает земли и воды, то говорили: «Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую Русь в ней ледяные цепи куются».

Называли в народе этот день «Кузьминками», «Кузьминки - по осени одни поминки», и еще «курьими именинами». Ноябрь - время забоя кур, и обязательным блюдом па праздничном столе были курица и куриные яйца.

Кузьминками девушки начинали череду девичьих праздников. Праздновались они несколько дней. На эти дни девушки откупали в деревне самый просторный дом, приносили угощение, накрывали стол. Иногда, нарядившись в нищих - старика и старуху, ходили по деревне, выпрашивали продукты. На вечеринку приходили парни, тут-то и начиналось веселое действо. Из соломы и сухой травы делали чучело, рядили в мужскую одежду, нарекали Кузьмою. «Кузьма» был участником игр и хороводов, общими усилиями ему подбиралась невеста. Тут же игралась веселая «свадьба». На потешную свадьбу приглашали «попа» и «дьячка» (ряженые девушки), которые «венчали молодых». Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуал. М.: Мир, 2000.-128с.

Девушки, как и полагается по свадебному обряду, пели «молодым» величальные песни, провожали в опочивальню. Неожиданно по неизвестным причинам Кузьма заболевал и умирал. Все участники праздника устраивали такие же потешные «похороны». Те же «поп» и «дьячок» отпевали покойного, девушки оплакивали его. Чучело укладывали в деревянное корыто и несли через все село за околицу; там его сжигали (иногда топили в реке). При этом громко кричали, свистели, били в тазы. Этими действиями, по древнему поверью, прогоняли нечистую силу, злых духов от своей деревни, чтобы они не мешали пережить долгую холодную зиму.

Затем все возвращались в село и продолжали веселье до утра. Иногда, если не хватало угощения, парни могли украсть соседскую курицу. Жители деревни к таким шалостям относились довольно терпимо, а если и возмущались, то только для порядка.

Затем устраивались веселые «поминки», к которым присоединялись и парни. Во время церемонии, игр, плясок пары, приглянувшиеся друг другу, могли сойтись поближе. А так как после Семенова дня начинались посиделки, то у них была возможность снова встречаться и закреплять свои симпатии.

Сентябрь - месяц заготовок самых разных даров леса. Все поспевает к этому времени года: ягоды, орехи, грибы, целебные корни. Рябина - одна из самых поздних ягод. 23 сентября - день Петра Рябинника, к этому времени ягоды, прихваченные первым морозцем, теряют свою терпкость. В этот день девушки, взяв корзинки, шли в лес. Сбор осенней ягоды превращался в настоящий праздник. Девушки водили хороводы у рябины, доверяли ей спои девичьи тайны. Собирая ягоду, обязательно оставляли часть плодов на дереве: не забывали о птицах, ведь зима долгая. Грозди рябин развешивались на чердаках. Использовали ягоды для компотов, квасов, лечебных напитков от зимних простуд. Терещенко А. Быт русского народа. Москва, 1999-158с.

Весь сентябрь чередой шли праздники во славу нового урожая, собранного в поле, в лесу, в огороде. То были праздники среди трудов и забот, они проходили с душевным подъемом, возвышенным настроением, в обстановке особой обрядности.

СНОП

СНОП - это праздник начала сбора урожая. Он был очень распространен в центрально-черноземных районах нашей страны. Этот праздник уходит своими корнями далеко в прошлое, но и до сих пор, про него не забыли, его продолжают отмечать.

Праздник первого снопа ежегодно отмечается в хозяйствах области как время созревания зерновых культур, как начало сбора урожая. В этом году праздник пришелся на последнее воскресенье июля: в Молотино - отделении «Снежки» - собрались руководители передовых хозяйств области, комбайнеры, водители, слесари, непосредственно занятые в уборке зерновых. Приехали в Молотино с напутственным словом и областные власти.

Праздник первого снопа прошел в селе Молотино (Брянский район) в воскресенье, 31 июля. На торжествах по этому поводу побывал и губернатор области Николай Денин, ведь праздник первого снопа, теперь принявший почти областной размах, прошел в одном из отделений родного для Денина предприятия ОАО «Снежка».

По традиции праздник открылся первым прокосом нескольких гектаров озимой пшеницы: на жатву 31 июля вышли 25 комбайнов всех отделений «Снежки». Сейчас «Снежка» включает пять отделений: Молотино, Бетово, Новоселки, Госома и СПК Калинина Жуковского района (вообще в хозяйствах более тридцати комбайнов, но часть из них была задействована на прокосах полей в сельхозпредприятиях). Пока суд да дело, гостей развлекал ансамбль художественной самодеятельности ДК «Снежка»: творческий коллектив представил публике зарисовки из жизни селян с народными и обрядовыми песнями.

Перед началом нового уборочного сезона не могли не отметить лучших механизаторов прошлых лет: гендиректор «Снежки» Анатолий Бородин вручил лучшему механизатору 2003 года - Петру Бабкову - памятную ленту. На радостях тот станцевал перед гостями «Цыганочку». Губернатор Николай Денин тоже прибыл на праздник не с пустыми руками: в рамках областной программы поддержки фермерских хозяйств он вручил комбайнерам, отличившимся в 2004 году, ключи к трем новым комбайнам «Дон 1500Б». Лучшими в прошлом году стали Сергей Гулевич, Александр Дьячков и Александр Данченко. Губернатор поблагодарил всех занятых на полях области за их нелегкий труд, поздравил с началом уборки урожая, пожелал добра, здоровья, успехов. Но «хлеб - не тот, что на поле, а тот, что в закромах», так что губернатор выразил надежду, что все выращенное зерно будет собрано

Праздничные мероприятия продолжились пробой свежеиспеченного хлеба, песнями и плясками. В завершении выступила главный экономист «Снежки» Алла Парфенова, которая рассказала об условиях премировании комбайнеров в нынешнем году. Оплата труда будет рассчитываться исходя из объема намола в день. Показавшим по итогам уборочной поры лучшие результаты будут вручены ценные призы, а отделение, получившее наибольший урожай зерновых культур, будет поощрено денежной премией. ИА «Город 24» по материалам пресс-службы обладминистрации

 

НАРОДНЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ ОСЕННЕГО ЦИКЛА

Слово «праздник» в широком обиходе, в популярной и научной литературе имеет множество различных значений, порой противоречащих друг другу. Термин «праздник» часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца). Отождествление праздника с чувствами показывает лишь одну его грань: праздничное, эмоционально окрашенное состояние, вызванное особым приподнятым настроением.

В научной литературе сложилась довольно пестрая картина подхода к понятию «праздник». Первые попытки научного определения праздников появились на рубеже 19 - 20 вв.

Определение праздника имеется почти во всех толковых словарях. Еще в русском энциклопедическом словаре библиографического общества «Гранат» дано определение праздника, но лишь в связи с религиозными мотивами. Переизданный несколько раз словарь традиционно уделял внимание разъяснению социальной и культурной сущности праздника. Более развернутая характеристика праздников была дана в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Составители уже различали религиозные и светские праздники. В.И. Даль вывел понятие «праздник» из понятия «праздность», праздный - порожний, свободный (если речь идет о месте) и «праздное время» - период, когда можно быть праздным (если речь идет о времени).

Исследователь Снегирев И. М. в своей работе так сформулировал понятие «праздник»: «Самое слово праздник, - писал он,- выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, обряд - знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий».

Таким образом, слово «праздник» означает определенный период времени (час, день или дни), когда не занимаются делами. Оно характеризует такое свободное время, когда что - то отмечают, к примеру определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Последнее достигается в праздничном обряде или ритуале, т.е. в определенном символическом действии, которое художественно - выразительно оформлено, а к тому же всегда связано с чем-то необычайно радостным или торжественным. Праздник нуждается в особой душевной или психологической настроенности, в стремлении, настроенности к нему (назрела определенная праздничная ситуация), он же усиливает ее, причем значение этой настроенности сводиться к тому, чтобы осуществить в структуре сознания некие превращения, невозможные в обыденные, занятые трудом дни.

Русский народный календарькалендарноесобрание русских народных праздников, обрядов и обычаев, поверий и примет на каждый день, с помощью которого организуется повседневная жизнь людей в течение года. Как правило был соотнесён с православным месяцесловом.

Введение.

Осень, осень! Погости недель восемь. Приходи с ливнем, С хлебом обильным!

Так пели в старину, встречая осень - трудовую, щедрую и веселую пору. Трудовую - потому что впереди еще много осенних забот, а щедрую и веселую - потому что хлеб заполнял закрома, в каждый крестьянский дом входил достаток, и тут уж не обходилось без плясок и песен.

Отсчет осенних дней начинался в августе, поскольку приходила главная забота земледельца - уборка хлебов. Чтобы жатва была скорой, а труд - без усталости, зачин поручали самой уважаемой в селе женщине, хорошей работнице. Накануне жатвы, поздно вечером, крадучись, чтобы никто не увидел и не перешел дороги, пробиралась она к своей полоске, связывала три снопика и укладывала крестом. А наутро собирались в поле все жницы. Закончив жать свою делянку, шли помогать одиноким, слабосильным, многодетным. Когда работа сообща, тогда и радость общая. По окончании жатвы женщины катались по стерне, приговаривая: «Жнивка, жнивка, отдай мою силку на колотило, на молотило, на кривое веретено».







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.96.39 (0.019 с.)