Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебной деятельности в дошкольном возрастеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Третья серия дополнительного исследования. Учебная деятельность не возникает спонтанно из игровой деятельности, так как последняя не содержит в себе внутренней необходимости в приобретении знаний и усвоении общих способов действий, и то, и другое являются побочными продуктами игровой деятельности. Поэтому одним из важнейших факторов формирования психологической структуры учебной деятельности и готовности к обучению в школе являются организация и содержание образовательной работы с детьми дошкольного возраста. В этой серии исследования ставилась задача провести сравнительный анализ уровня развития УВК и готовности к обучению в школе детей из детских садов, работающих по разным образовательным программам. Исследование проводилось в трех дошкольных учреждениях, два из которых работали по традиционной программе («Программа воспитания и обучения в детском саду»), третье – по программе, основанной на идее свободного воспитания и значительно отличающейся от первой по своим исходным дидактическим принципам (программа «Шаг за шагом»). Диагностика уровня развития УВК проводилась по стандартной методике «КДГд» [31]. Результаты исследования представлены в виде усредненных профилей готовности к обучению в школе для каждой выборки (рис. 5). Анализ результатов проводился попарно: ДОУ 2 – ДОУ 3 (традиционная программа – программа «Шаг за шагом»), ДОУ 1 – ДОУ 2 (традиционная программа – традиционная программа). Сопоставление усредненных профилей стартовой готовности к обучению выпускников дошкольных учреждений, работающих по разным образовательным программам, позволило выявить ряд существенных различий в индивидуальном развитии детей анализируемых выборок. 1. Индекс готовности к обучению в школе (ИГ), отражающий общий уровень индивидуального развития детей, в ДОУ 2 (традиционная программа) и ДОУ 3 (программа свободного воспитания) отличается значительно: ДОУ 2 – ИГ=28, что соответствует статистической норме; ДОУ 3 – ИГ=19, ниже нормы. 2. В ДОУ 2 из тринадцати учебно-важных качеств - двенадцать имеют уровень развития, соответствующий возрастной норме, одно – ниже нормы (вербальная механическая память – МП); в целом развитие детей можно охарактеризовать как гармоничное. В ДОУ 3 одно качество имеет уровень развития выше нормы (СК), шесть качеств соответствуют норме, шесть – ниже нормы, одно качество (ВН) имеет низкий уровень развития; в целом развитие детей носит дизгармоничный характер. 3. Наиболее существенные различия выявлены в отношении качеств: вводные навыки (ВН), уровень обобщения (УО), зрительный анализ (ЗА), произвольная регуляция деятельности (ПРД), обучаемость (Об), т.е. в отношении тех качеств, развитие которых непосредственно определяется содержанием и организацией обучения. Мотивация учения (М) и ориентация на школу (ОШ) у детей в ДОУ 3 значительно ниже, чем в ДОУ 2.
Уровни УВК
Высокий
Выше среднего
Средний (норма)
Ниже среднего
Низкий
М ОШ ОД ОС ПЗ ВН ГН УО ЗА МП СК ПРД Об УВК
Рис. 5. Усредненные профили готовности к обучению в школе детей из выпускных групп дошкольных учреждений с разными образовательными программами. Традиционная программа: ДОУ 1 - —▲—, ДОУ 2 - —■—; программа «Шаг за шагом»: ДОУ 3 - —●—. Условные обозначения УВК даны в табл. 1.
Главное отличие традиционной «Программы воспитания и обучения в детском саду» от программы «Шаг за шагом» заключается в том, что по своим исходным дидактическим принципам традиционная программа ориентирована на традиционное школьное обучение, образовательные задачи и задача подготовки детей к школьному обучению имеют здесь приоритетное значение, особое внимание уделяется формированию системы знаний и умений и формированию элементарного уровня учебной деятельности. В программе «Шаг за шагом», напротив, задачи обучения не выделяются как основные, в работе с детьми приоритетной является установка на создание в группе благоприятного эмоционального климата и обеспечение условий для «саморазвития» ребенка в свободной деятельности. Достаточно высокий показатель развития мелкой моторики рук (СК) в ДОУ 3, скорее всего, обусловлен не особенностями образовательной программы, а спецификой работы с детьми в данном учреждении: психолог этого детского сада разработала и успешно применяет авторскую методику, направленную на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. 4. Выявлены существенные различия в показателях вербальной механической памяти (МП): в ДОУ 2 это качество имеет уровень ниже нормы, в ДОУ 3 – на уровне нормы. Учитывая то, что и во втором дошкольном учреждении, работающем по традиционной программе (ДОУ 1), этот показатель ниже нормы, можно сделать заключение о том, что традиционная программа в большей степени способствует появлению симптомов умственного утомления (результат методики «10 слов», по которому оценивался уровень качества МП, является одним из показателей функционального состояния головного мозга [25]), чем программа «Шаг за шагом», построенная на основе свободной, нерегламентированной деятельности детей. Для того, чтобы убедиться в правильности вывода о специфическом влиянии разных образовательных программ на индивидуальное развитие детей и подготовку их к школе, в дополнение к проведенному анализу необходимо сопоставить результаты обследования детей в детских садах, работающих по одной (традиционной) программе – ДОУ 1 и ДОУ 2. В целом усредненные профили готовности детей к обучению в школе в этих дошкольных учреждения идентичны. Имеют место различия в развитии УВК, составляющих личностно-мотивационный блок структуры УВК: отношение к школе (ОШ) и отношение к сверстникам (ОД). Эти расхождения обусловлены не особенностями образовательной программы, а различиями в реальных условиях и содержании воспитательной работы с детьми. В ДОУ 2 имеется многолетний опыт совместной работы со школой микрорайона по подготовке детей к школе, в подготовительных группах детского сада каждый год проводятся экскурсии в школу и совместные мероприятия с учащимися начальной школы; в ДОУ1 систематическая работа по формированию у детей положительного отношения к школе (на момент обследования) отсутствовала. В ДОУ 2 с детьми старшей и подготовительной групп в дополнение к общеобразовательной программе проводятся занятия по методике «Информатика для детей», видимо, поэтому общий уровень индивидуального развития и готовности к обучению в школе у выпускников этого детского сада в целом выше, чем в ДОУ 1 (ИГ в ДОУ 2 = 28; ИГ в ДОУ1 = 26).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.62.10 (0.011 с.) |