Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В первоначальный период обученияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Структурно-функциональный анализ как необходимый этап в познании качественно-количественной определенности предмета исследования позволяет раскрыть основные закономерности строения и функционирования психологической структуры учебной деятельности и ее динамики в процессе школьного обучения. На этом этапе исследования были решены следующие задачи: 1) выявлены значимые взаимосвязей УВК в психологической структуре учебной деятельности в начале и в конце первого года обучения; 2) определено функциональное значение каждого УВК и его «вес» в структуре; 3) установлены общие тенденции динамики психологической структуры учебной деятельности в процессе первоначального обучения. Прежде чем проводить структурно-функциональный анализ полученных в результате психодиагностического обследования совокупностей эмпирических данных, необходимо убедиться в том, что: 1) распределения показателей индивидуального развития УВК в серии А и серии Б однородны и не различаются между собой; 2) уровень индивидуального развития учащихся оказывает значимое влияние на успешность обучения, т.е. показатели уровня сформированности ПСДу и успешности обучения взаимосвязаны. Для проверки первой гипотезы применялся критерий Пирсона - c2: сопоставлялись распределения индекса готовности (ИГ) в серии А и серии Б. Предварительно была проведена нормализация экспериментальных данных по составу. Полученный в результате расчетов эмпирический критерий c2 эмп. = 0, 04, при числе степеней свободы v = 5 значительно меньше критического значения: c2 кр.0,95 = 11,07; c2кр.0,99 =15,08. Это дает основание утверждать, что распределения индивидуальных показателей развития УВК в серии А и серии Б однородны. Для проверки второй гипотезы о взаимосвязи показателя уровня сформированности ПСДу (индекса готовности к обучению - ИГ) и показателя успешности обучения (ИПУ) были применены корреляционный анализ и дисперсионный анализ. Корреляция ИГ с ИПУ в серии А оказалась значимой при Р > 0, 099 (r = 0,69; n = 20); в серии Б – значима при Р > 0,95 (r = 0,52; n = 20). В результате дисперсионного анализа было получено F–отношение выборочных дисперсий: межгрупповой (факторной) и внутригрупповой (остаточной). В серии А значение F = 1,24 меньше критического значения критерия: F кр.0,95 = 5,12; F кр.0,99 = 10,56; при степенях свободы df = 1; df = 9. В серии Б значение F = 2,57 выше, чем в серии А, но при этом также не превышает критическое значение Fкр., что дает основание отвергнуть нулевую гипотезу (предположение о том, что никакого систематического действия фактора индивидуального развития (ИГ) на результативный признак (ИПУ) нет, наблюдаемые различия в групповых средних имеют случайный характер) и принять как достоверную гипотезу о влиянии фактора индивидуального развития (ИГ) на изменение результативного признака – показателя успешности обучения (ИПУ). Анализ матриц интеркорреляций индивидуальных показателей, полученных в ходе психодиагностического обследования, показывает, что психологическая структура учебной деятельности в начале (серия А) и в конце первого года обучения (серия Б) однородны по компонентному составу, при этом отличаются по структурной организации, значимости и весу входящих в них УВК.
А) Б) Рис.1. Структурограммы УВК: А) – в начале учебного года; Б) - в конце учебного года; => - значимые корреляции УВК с интегральным показателем успешности усвоения (ИПУ); уровни значимости корреляций: ====== Р> 0,99; ———— Р> 0,95; - - - - - - Р> 0,90; условные обозначения УВК даны в табл. 1.
Анализ психологической структуры учебной деятельности в начале учебного года (серия А). Средний вес компонента структуры (Sср.) составляет 11,2 усл.ед. Диапазон весовых значений отдельных УВК достаточно широк: от 1 до 25 усл.ед. Следует заметить, что для структуры в целом значимы все компоненты, независимо от их веса, так как, образуя связь хотя бы с одним структурным компонентом, качество тем самым оказывает опосредованное влияние на структуру УВК в целом. По весовому значению были выделены три группы учебно-важных качеств. Первую группу составляют базовые УВК, вес которых значительно превышает среднее значение в структуре. К ним относятся: мотивы учения (S = 25), вводные навыки (S = 20), зрительный анализ (S = 17), уровень обобщений (S = 17), принятие задачи (S = 16), произвольная регуляция деятельности (S = 15), графический навык (S = 15), обучаемость (S = 15). Наибольший вес в структуре учебной деятельности в начале школьного обучения имеет качество «мотивы учения». Наши данные согласуются с результатами исследований закономерностей освоения профессиональной деятельности [22, 49, 51 и др.], согласно которым на первом этапе освоения деятельности (это соответствует в нашем исследовании началу обучения в школе) мотивы играют ведущую роль в психологической структуре деятельности, обусловливая принятие или непринятие этой деятельности учащимся. Следует заметить, что УВК, вошедшие в группу наиболее значимых, представляют все функциональные блоки психологической структуры деятельности: мотивы, цели, представления о способах действий, информационную основу деятельности и ее регуляцию. Это позволяет сделать вывод о том, что с первых же дней обучения в школе наиболее значимыми являются те индивидуальные качества ребенка, которые обеспечивают выполнение учебной деятельности. Как уже говорилось, базовые УВК играют важную роль в психологической структуре деятельности. Образуя большое количество связей с другими компонентами структуры, эти качества объединяют их в комплексы (подструктуры) в соответствии с целями и условиями деятельности, таким образом, играют роль интегрирующего фактора в структуре индивидуальных качеств. Высокий уровень развития базовых УВК является основой для развития других качеств и установления компенсаторных связей между ними. Недостаточное развитие базового УВК в индивидуальной структуре деятельности может послужить причиной трудностей в обучении и усвоении учебного материала. При планировании индивидуальной обучающей и коррекционно-развивающей работы с такими учащимися необходимо наряду с непосредственной «тренировкой» недостаточно развитого качества предусмотреть развитие тех УВК, которые с ним связаны. Во вторую группу УВК вошли качества, вес которых равен или незначительно отличается от среднего веса в структуре: отношение к детям (S =13), отношение к школе (S=12), вербальная механическая память (S = 12), отношение к себе (S =11), выраженность синкинезий (S = 11), уровень притязаний (S = 10). Третью группу составили качества, вес которых в структуре ниже среднего значения: восприятие пространственно-ориентированных структур (S = 9), логическая память (S = 7), представления о содержании деятельности (S = 5), слуховой анализ (S = 5), произвольное внимание (S = 5), образная память (S = 3), функциональная асимметрия мозга (S= 2), отношение к взрослым (S = 1). Восемь компонентов психологической структуры учебной деятельности в начале обучения образуют сильные корреляционные связи с интегральным показателем успешности обучения (Р>0,95; Р>0,99). Это мотивы учения, вводные навыки, принятие задачи, произвольная регуляция деятельности, зрительный анализ, вербальная механическая память, обучаемость, графический навык. Качества, имеющие значимые связи с показателями успешности деятельности, являются ведущими УВК и оказывают непосредственное влияние на эффективность учебной деятельности. Сопоставление базовых и ведущих УВК в психологической структуре учебной деятельности в начале обучения показывает, что они отличаются незначительно: базовое качество «уровень обобщений» не является ведущим (не имеет непосредственной связи с успешностью усвоения грамоты на ранних стадиях обучения), а ведущее качество «вербальная механическая память» не играет роль базового УВК, хотя и имеет достаточно высокий вес в структуре. Остальные УВК (М, ПЗ, ВН, ГН, ЗА, ПРД, Об) являются одновременно и базовыми, и ведущими. Очевидно, именно эти качества оказывают наиболее значимое влияние (прямо и/или опосредованно через связи с другими качествами) на успешность обучения в первоначальный период. Эти результаты подтверждают уже известные в педагогической психологии факты. Так, в исследованиях, выполненных под руководством Д.Б.Эльконина и А.Л.Венгера, было установлено, что в начале школьного обучения высокий уровень развития логического мышления не оказывает непосредственного влияния на успеваемость. Учащиеся, показавшие в ходе обследования высокие результаты по этому качеству, в начале первого года обучения не имеют преимуществ по сравнению с одноклассниками, у которых это качество развито в меньшей степени, и проявляют себя лишь на последующих этапах обучения. Вместе с тем, низкий уровень развития логического мышления (способности к содержательному обобщению) у начинающих школьников чаще всего приводит к невысоким учебным результатам и специфическим трудностям в обучении [41]. Предположение о том, что в начальный период обучения ведущую роль в усвоении знаний играет вербальная механическая память, было высказано еще К.Д.Ушинским [46. Т.5]. В психологической структуре учебной деятельности в начале обучения выделяются две взаимосвязанные подструктуры УВК (рис.1, структурограмма А). Первую подструктуру УВК составляют базовые качества: мотивы учения, вводные навыки, принятие задачи, произвольная регуляция деятельности. Эта группа УВК образует ядро психологической структуры учебной деятельности в этот период. Если учесть, что учебно-важное качество «вводные навыки» может рассматриваться в двух аспектах: как представления о способах выполнения деятельности и как ее информационная основа (в виде необходимых для усвоения знаний и представлений), то можно говорить о том, что УВК, составляющие ядро психологической структуры учебной деятельности в начале обучения, отражают все функциональные блоки общей структуры деятельности, следовательно, выделенная подструктура представляет собой ту реальную основу, благодаря которой уже с первых дней обучения становится возможным осуществление ребенком деятельности, направленной на усвоение школьных знаний. Функциональное значение этой подструктуры УВК - психологическое обеспечение выполнения учебной деятельности. Качества «обучаемость» и «графический навык» являются центром второй подструктуры УВК, образуют значимые связи друг с другом и с такими качествами, как «восприятие пространственно-ориентированных структур», «образная память», «синкинезии», «зрительный анализ». Очевидно, эта подструктура качеств соответствует специфическому содержанию обучения в этот период и обеспечивает усвоение графических знаков (прежде всего букв), их письмо и чтение. Базовые качества, образующие обе подструктуры ПСДу, имеют значимые корреляционные связи с интегральным показателем успешности усвоения грамоты (то есть одновременно являются и базовыми, и ведущими УВК) и непосредственно влияют на эффективность обучения в этот период. Анализ психологической структуры учебной деятельности в конце учебного года (серия Б). Средний вес компонента структуры (Sср.) составляет 13,9 усл.ед. В первую группу качеств (базовые УВК) вошли вводные навыки (S = 28), принятие задачи (S = 22), мотивы учения (S = 21), уровень обобщений (S= 21), зрительный анализ (S= 20), вербальная механическая память (S = 18), отношение к школе (S = 18), графический навык (S = 17), обучаемость (S = 16). Наиболее значимым компонентом структуры являются учебные знания и навыки (ВН). Вес этого УВК по сравнению с началом учебного года увеличился с 20 до 28 усл.ед. Отмечается увеличение весовых значений и других УВК, входящих в эту группу. Мотивы учения продолжают играть роль базового компонента структуры, но при этом вес этого УВК, по сравнению с началом обучения, снизился с 25 до 21 усл.ед. Такие изменения, по-видимому, обусловлены перестройкой в структуре мотивов учения (к концу первого года обучения имеет место снижение уровня выраженности учебно-познавательных и повышение роли оценочных мотивов) и изменением функционального значения этого компонента в психологической структуре деятельности. В других исследованиях установлено, что в процессе освоения деятельности при переходе от этапа ее принятия к этапу освоения нормативно заданного способа деятельности происходит снижение значимости мотивов и повышение роли знаний (в нашем случае - вводных навыков), которые являются реальной основой для выработки индивидуального способа выполнения деятельности [49]. Во вторую группу качеств, вес которых близок к среднему весовому значению в структуре, вошли уровень притязаний (S = 14), представления о содержании деятельности (S = 14), логическая память (S = 14), произвольное внимание (S = 13), отношение к себе (S = 12), произвольная регуляция деятельности (S = 12). Для большинства УВК этой группы характерно повышение веса по сравнению с началом учебного года. Например, значимость таких качеств, как «произвольное внимание» и «представления о содержании деятельности» в структуре возросла в три раза, а вес логической памяти увеличился вдвое. Произошли значительные изменения функционального значения качества, которое мы назвали «произвольная регуляция деятельности в условиях пошаговой инструкции взрослого» (ПРД). К концу учебного года вес этого компонента структуры снизился с 15 до 12 усл.ед., уменьшилось количество значимых связей ПРД с другими УВК, это качество перестало играть роль базового компонента в структуре. При этом важно заметить, что значение другого качества, «произвольное внимание» (в условиях самостоятельного выполнения задания) (ПВ), значительно возросло (с 5 до 13 усл.ед.). Эти изменения, по-видимому, свидетельствуют не о снижении произвольности деятельности к концу первого года обучения, а об изменении механизма ее регуляции, об уменьшении роли пошагового контроля со стороны учителя и повышении самостоятельности в управлении собственной деятельностью учащимися. В ходе психодиагностического обследования качество «произвольная регуляция деятельности» исследовалось с помощью методики «Графический диктант». Этот тест включает задания двух типов: 1) рисование узора в условиях пошаговой инструкции взрослого и 2) самостоятельное продолжение выполнения задания. Результаты обследования по этой методике в серии Б значимо отличаются от тех же показателей, полученных в первой экспериментальной серии (серия А), главным образом за счет улучшения качества самостоятельного выполнения задания. Качество «произвольность внимания» исследовалось с помощью фигурных таблиц Пьерона-Рузера. Задание методики предполагает самостоятельное выполнение детьми сложной деятельности, требующей достаточно высокого уровня самоконтроля и концентрации внимания. Это УВК активно развивается в процессе обучения: результаты, полученные по методике в серии А, значимо отличаются от тех же показателей в серии Б (табл. 2). Эти данные подтверждают вывод, сделанный в исследованиях Л.В.Берцфаи [7,8], Д.Б.Эльконина [52] и других авторов о том, что в процессе школьного обучения происходит качественное изменение механизмов регуляции деятельности: к концу первого учебного года возрастает самостоятельность учащихся при выполнении учебных действий, формируются действия самоконтроля и самооценки. В третью группу УВК в психологической структуре учебной деятельности вошли качества, имеющие вес ниже среднего показателя: отношение к детям (S = 9), восприятие пространственно-ориентированных структур (S = 9), образная память (S = 8), функциональная асимметрия (S = 7), слуховой анализ (S = 5), выраженность синкинезий (S = 4), отношение к взрослым (S = 4). По сравнению с началом учебного года увеличился вес трех качеств (ОП, ФА, ОВ), остался на том же уровне у двух качеств (СА, ВПС), снизился у одного УВК (ОД). Необходимо отметить, что увеличение веса в структуре готовности отмечается для всех видов памяти: механической, логической и образной; при этом ведущую роль в течение всего периода обучения грамоте играет вербальная механическая память. В отличие от начала учебного года, в психологической структуре учебной деятельности в конце учебного года не установлены значимые связи УВК с показателем успешности обучения, имеются лишь слабые корреляционные зависимости. В конце учебного года в структуре учебной деятельности сохраняются обе подструктуры УВК, выделенные в ПСДу в начале обучения (рис.1, структурограмма Б). Происходит перестройка функциональных связей качеств, образующих эти подструктуры, которая, по-видимому, свидетельствует о формировании соответствующей данному этапу обучения психологической структуры деятельности. Этот процесс можно назвать оптимизацией функциональных связей УВК в соответствии с целями и содержанием обучения. В «ядерной» подструктуре уменьшается количество значимых корреляций произвольной регуляции деятельности с другими УВК; усиливается связь вводных навыков с вербальной механической памятью. Устанавливаются связи мотивов учения с логической памятью и зрительным анализом; вводных навыков - с логической памятью, зрительным анализом и отношением к школе; принятия задачи - с отношением к школе. Непосредственная связь компонентов «ядерной» подструктуры с показателем успешности усвоения грамоты ослабевает. Вторая подструктура УВК становится более экономичной. В ее состав теперь входят обучаемость, графический навык, восприятие пространственно-ориентированных структур. Обе подструктуры объединяются, образуя связи с качествами «отношение к детям» и «логическая память». Сопоставление результатов первой и второй экспериментальных серий показывает сходство структур УВК в начале и в конце учебного года: и в ту, и в другую вошли все качества, выделенные в результате теоретического анализа; выявлено совпадение 16 компонентов, образующих значимые взаимосвязи (Р > 0,95); отмечается также сходство внутренней организации структуры - в том и в другом случае имеет место взаимосвязь подструктур УВК, обеспечивающих учебную деятельность и усвоение специфического содержания обучения. Вместе с тем имеет место целый ряд существенных различий, которые, очевидно, отражают закономерные тенденции развития структуры индивидуальных качеств в процессе систематического обучения.Сравнение структур УВК в начале и в конце периода первоначального обучения показывает, что в процессе усвоения грамоты происходят существенные изменения в ПСДу, основной смысл которых заключается в перестройке функциональных связей УВК в соответствии с целями обучения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.174 (0.01 с.) |