Формирование интегральных свойств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование интегральных свойств



Индивидуальности в процессе

Системогенеза деятельности

Формирование системных (интегральных) свойств в процессе освоения новой деятельности как результат объединения индивидуальных качеств в подструктуры для психологического обеспечения целей деятельности определено В.Д. Шадриковым в качестве особого направления исследований системогенеза деятельности, наличие системных свойств, несводимых к свойствам отдельных компонентов, – как один из критериев системы.

Проблема интегральных (системных) свойств в психологии впервые была поставлена А. Бине, отмечавшим синтетическую (системную) природу интеллекта [3] и обратившим внимание на образование интегральных свойств в структуре индивидуальности [4]. Позже проблема интегральных свойств индивидуальности обсуждалась В.Штерном, отмечавшим, что исследование свойств индивидуальности возможно только в контексте реальной деятельности [30]. Обращает на себя внимание высказанное им положение о том, что критерии определения значимости тех или иных признаков индивида детерминированы иерархией целей выполняемой им деятельности. Отсюда следует логический вывод: деятельность является исходным пунктом анализа индивидуальности, т.к. именно в деятельности проявляются общие и особенные признаки, составляющие неразрывное единство и определяющие функциональную целостность индивидуальности.

К проблеме интегральных свойств в своих исследованиях в разное время обращались В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, В.С. Мерлин и др. В частности, А.Г. Ковалев, исследуя структуру психологической жизни человека, сделал вывод, что «развитие идет от разрозненных свойств к сложным интегральным, объединенным образованиям или структурам» [11. С. 43]. В.Д. Шадриков, анализируя механизмы системогенеза деятельности, приходит к выводу о том, что в результате взаимодействия отдельных компонентов ПСД появляются новые системные свойства, которые отражают уровень сформированности системы и не сводятся к свойствам ее компонентов. Так, одаренность является системным свойством психологической системы конкретной деятельности [21, 25]. А.В. Карпов в контексте проблемы интегральных способностей, наряду с когнитивными психическими процессами, направленными на ориентировку и познание, вводит понятие «интегральные психические процессы»[5]. Отмечая специфику такого класса психических явлений, автор подчеркивает, что «эти процессы имеют иную, чем у группы когнитивных процессов, направленность, иное предназначение. Они служат не целям ориентировки, познания, а непосредственно - целям порождения, организации и регуляции деятельности» [5. С. 27], формируются «на основе интеграции когнитивных и иных процессов под системообразующим воздействием реальных деятельностных задач» [Там же]. Сюда относятся процессы целеобразования, антиципации, принятия решения, прогнозирования, программирования, экстраполяции, контроля, самоконтроля и др. Они не автономны по отношению к когнитивным процессам, напротив, предполагают их в качестве своих компонентов - своеобразного «строительного материала» и являются продуктом их интеграции при решении тех или иных задач деятельности. Таким образом, считает автор, следует различать два класса, два уровня психических процессов: процессы «первого порядка» - собственно когнитивные процессы, являющиеся продуктами аналитического расчленения и изучения психики (аналитические способности); процессы «второго порядка», формирующиеся на основе интеграции когнитивных и иных процессов в процессе деятельности и выполняющие, главным образом, регулятивные функции (интегральные способности).

Проведенное нами теоретико-эмпирическое исследование позволяет сделать вывод о том, что психологическая готовность к деятельностипредставляет собой интегральное (системное) свойство индивидуальности, которое формируется и проявляется в процессе системогенеза деятельности. Качественное своеобразие и мера выраженности психологической готовности к деятельности обусловлены особенностями структуры индивидуальных качеств человека и ее компонентов, обеспечивающих реализацию данной деятельности, т.е. особенностями индивидуальной психологической структуры деятельности. Поэтому развитие готовности к деятельности следует рассматривать в контексте системогенеза деятельности как развитие системного свойства целостного единства индивидуально-психологических качеств и их взаимосвязей, побуждающих, программирующих, регулирующих и реализующих деятельность. Развитие и реализация разных по своим целям и содержанию видов деятельности подчиняется общим закономерностям, достаточно подробно описанным в литературе. Общие для всех видов деятельности закономерности генезиса психологической структуры деятельностно-важных качеств обусловливают и общие закономерности развития и проявления вариантов готовности к деятельности (готовности к учебной деятельности, готовности к профессиональной деятельности, готовности к общению и т.д.), вместе с тем каждый из вариантов готовности в своем развитии и функционировании подчиняется специфическим для данного вида деятельности законам, которые по отношению к субъектам данной деятельности выступают как общие (всеобщие). Исходя из сказанного, генезис психологической готовности учащегося к обучению (готовности к учебной деятельности в условиях систематического обучения) следует рассматривать в контексте общих закономерностей системогенеза психологической структуры деятельности как органическое единство процессов развития внутренней структуры учебно-важных качеств и образования функциональных связей между ними в единой структуре деятельности.

В психологии сложились две традиции в трактовке понятия «индивидуальность», две парадигмы исследования индивидуальных свойств человека, каждая из которых имеет свои философские корни и свою методологию.

Один из подходов к определению понятия «индивидуальность», очевидно, связан с идеей Аристотеля о врожденности групповых и индивидуальных различий, изложенной в трактате его ученика и последователя Теофраста («Характеры»). Здесь «индивидуальное» понимается как «особенное» и «единичное», отличающее одного человека от другого [16]. Такое понимание индивидуальных особенностей человека прослеживается в программной работе А. Бине и В. Анри [4]. Определяя принципы и задачи научного исследования индивидуальности, авторы пишут, что общая психология должна изучать общие свойства психических процессов, «которые обыкновенно присущи всем индивидуумам, индивидуальная же психология, напротив, изучает такие из свойств психических процессов, которые меняются в каждом новом индивидууме» [4. С.133]. Таким образом «индивидуальные особенности» человека, как единичное, противопоставляются «общим особенностям», как общему и типичному для группы людей. Эта точка зрения прочно укоренилась в психологии индивидуальных различий и послужила основанием для построения целого ряда типологий и концепций личности в современной психологии.

Второй подход берет свое начало в учении о темпераментах Гиппократа и Галена, впервые высказавших идею о том, что индивидуальные свойства людей имеют одни и те же внутренние основания, общие для всех, различия между людьми определяются соотношением и особенностями взаимодействия этих общих «оснований» и степенью их выраженности.

Понимание «индивидуальности» как целостного единства всех свойств человека в научной психологии впервые было обозначено в работе В. Штерна «Дифференциальная психология и ее методические основы» [30]. В отечественной психологии изучению индивидуальности как целостного многоуровневого системного образования посвящены исследования В.М.Бехтерева, Б.Г.Ананьева, Б.Ф.Ломова, В.С. Мерлина, В.Д. Шадрикова и др. В наиболее общем виде основные положения системогенетического подхода в исследовании индивидуальности могут быть представлены следующим образом.

1.Индивидуальность представляет собой сложно структурированную, многоуровневую целостность, отражающую единство единичного, особенного и общего в характеристике человека как индивида, субъекта деятельности и личности. Индивидные, личностные и субъектные свойства образуют подструктуры общей структуры индивидуальности и в то же время каждая из них может рассматриваться как система по отношению к составляющим ее элементам. Система индивидуальности активно взаимодействует с окружающей средой (биологической и социальной) и выступает в качестве подсистемы систем более широкого значения (социальная группа, биосфера и т.п.). Индивидуальность как система индивидных, личностных и субъектных свойств является предметом междисциплинарного исследования наук о человеке.

2. Свойства индивидуальности имеют функциональный характер; они возникают, развиваются и проявляются только в условиях реальной деятельности. В деятельности индивидуальные свойства человека взаимосвязаны, взаимообусловлены и неразделимы. Взаимопроникновение уровней индивидуальности проявляется во взаимодействии функциональных, мотивационных и операционных механизмов в психических функциях, процессах и свойствах. Компоненты общей структуры индивидуальности образуют сложные взаимосвязи внутриуровневого и межуровневого характера, что обеспечивает функциональную целостность индивидуальности.

3.Индивидуальность предстает в единстве единичного и общего. Общее в индивидуальности обусловлено общностью детерминации (социальной и биологической), общностью формальной структуры, общностью законов развития и функционирования отдельных уровней и индивидуальности в целом. Единичное в индивидуальности количественно представлено различной мерой выраженности свойств в результатах деятельности (реальной или идеальной) и качественным своеобразием выражения этих свойств. Внутренней основой своеобразного (единичного) проявления индивидуальных свойств является неповторимость сочетания взаимосвязей компонентов структуры индивидуальности (внутриуровневых и межуровневых).

4.Развитие индивидуальности – это формирование системы индивидуальных качеств; системогенез индивидуальности составляют два взаимосвязанных процесса: развитие внутренней структуры компонентов индивидуальности (развитие функциональных, операционных и мотивационных механизмов и их взаимосвязей) и развитие взаимосвязей внутриуровневого и межуровневого характера. В развитии свойств индивидуальности выделяются две фазы: фаза общего (неспециализированного) развития и фаза специализации применительно к условиям конкретной деятельности.

5.Индивидуальность как структура закладывается и развивается сразу как целостность; в зачаточном, редуцированном виде все основные подструктуры так или иначе представлены в структуре индивидуальности. На ранних этапах онтогенеза структуры индивидуальных свойств еще не совершенны, они развиваются и «оптимизируются» в процессе обучения, воспитания и накопления индивидуального опыта в соответствии с целями реальной деятельности, постепенно приобретают свойства системы. В процессе онтогенеза отдельные свойства и соответствующие подструктуры развиваются неравномерно и гетерохронно.

6.Детерминация индивидуального имеет сложный, многоуровневый и опосредованный характер. В качестве внешних детерминант выступают социальные и биологические макросистемы, в которые индивидуальность включена в качестве составляющего компонента: общественная жизнь, образование, биосфера и др. Детерминация внутреннего характера обеспечивается многообразными сложными взаимосвязями уровней и компонентов индивидуальности. Детерминация внешнего и внутреннего характера может носить всеобщий (свойственный всем людям), особенный (свойственный некоторой группе людей) и специфический, единичный (свойственный отдельному человеку) характер. Взаимовлияния внешнего и внутреннего, общего и единичного имеют сложный диалектический и опосредованный характер.

7. Индивидуальные особенности могут проявляться на уровне целостной индивидуальности (интегральные свойства индивидуальности), на отдельном уровне - на уровне индивида, личности или субъекта деятельности (уровневые интегральные свойства), а также в отношении частных функций и процессов (свойства компонентов индивидуальной структуры). Интегральные свойства индивидуальности не сводимы к свойствам отдельных уровней и элементов и развиваются по особым законам, отличным от законов отдельных уровней и компонентов. Свойства индивидуальности различной степени интегрированности объективируются в процессе и результатах деятельности. Поэтому объектом исследования индивидуальности является реальная деятельность человека.

Изучение интегральных свойств является одной из центральных проблем в исследовании индивидуальности человека. К числу таких свойств относится готовность к деятельности и ее вариант - готовность к обучению.

Готовность учащегося к обучению (на всех уровнях образования) представляет собой интегральное, общесистемное свойство его индивидуальности, которое обеспечивается структурной целостностью и взаимодействием ее уровней и компонентов. В качестве тотального интегрального свойства готовность к обучению не сводима к парциальным свойствам (психическим, психофизиологическим и личностным) и является продуктом системогенеза индивидуальности как целостности, возникает, развивается и проявляется в учебной деятельности. Общее и типическое в готовности к обучению обусловлено общими закономерностями онтогенеза, общностью внешней и внутренней детерминации развития и общностью формальных признаков. Единичное (своеобразное) в готовности к обучению – результат специфических воздействий и взаимовлияний как внешнего, так и внутреннего характера.

На разных уровнях индивидуальности (индивидном, субъектном, личностном) проявляются уровневые интегральные свойства, которые отражают отдельные аспекты готовности к обучению: физиологическую готовность - готовность организма учащегося к новому режиму жизнедеятельности, более высоким умственным и физическим нагрузкам; социальную готовность - готовность к новой для него социальной роли и новым формам общения, обусловленным ситуацией обучения; психологическую (субъектно-деятельностную) готовность - готовность к усвоению знаний и умений в форме учебной деятельности. Между тем парциальные свойства не исчерпывают в полном объеме все содержание понятия «готовность к обучению».

Как интегральное свойство целостной индивидуальности, готовность к обучению формируется в соответствии с общими законами развития, но объективируется и проявляется в деятельности, адекватной ситуации обучения (дошкольного, школьного, профессионального), т.е.- в учебной деятельности. Поэтому для исследования готовности к обучению недостаточно анализа понятия индивидуальности, необходимо соотнесение общей структуры и свойств индивидуальности со структурой и содержанием учебной деятельности и специфическими условиями обучения.

 

Библиографический список

1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст]. - М.: Наука, 1977. – 380 с.

2. Бехтерев, В.М. Избранные труды по психологии личности [Текст]: в 2-х т. – СПб.: «Алтейя», 1999. - Т.1. - 255 с.; Т.2. - 281 с.

3. Бине, А. Измерение умственных способностей [Текст]: пер. с фр. / изд. подг. Вал. А. Луковым, Вл. А. Луковым. – СПб.: Союз, 1998. – 432 с.

4. Бине, А., Анри, В. Индивидуальная психология [Текст]: пер. с фр. А.В.Савицкой // Бине, В.Анри, Куртье, Филипп. Введение в экспериментальную психологию / под ред. А.И. Введенского. - СПб., 1903. - С.133-215.

5. Карпов, А.В. Разработка принципов психологической диагностики интегральных способностей [Текст] // Способности и деятельность. - Ярославль: Изд-во Яросл. пед. ин-та, 1989. - С.23-35.

6. Карпов, А.В. Психология принятия управленческих решений [Текст] / под ред. В.Д.Шадрикова. - М.: Юристъ, 1998. - 440 с.

7. Карпов, А.В. Принцип системности как стратегия концептуализации в психологических исследованиях [Текст] // Труды Яросл. методологического семинара. Методология психологии. - Ярославль, 2003. - С. 159-168.

8. Карпов, А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики [Текст]. – М.: ИП РАН, 2004. - 504 с.

9. Карпов, А.В. Шадриков, В.Д. Системная регуляция точности и скорости деятельности в условиях информационного дефицита [Текст] // Проблемы системогенеза деятельности. - Ярославль: Изд-во Яросл. ун-та, 1980. - С.32-55.

10. Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы [Текст]. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1969. - 278 с.

11. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст]. - М.: Просвещение, 1970. - 391 с.

12. Нижегородцева, Н.В. История и основные тенденции исследования индивидуальности в психологии конца XIX - начала XX вв. [Текст] // Ярославский психологический вестник, 2002. Вып. 8. - С. 51 –57.

13. Нижегородцева, Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению [Текст]: монография. – Ярославль: Аверс Пресс, 2004. - 366 с.

14. Поваренков, Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности [Текст]: монография. - Ярославль, 2008. - 400 с.

15. Садовский, В.Н. Основания общей теории систем [Текст]. - М.:Наука, 1974. – 279 с.

16. Теофраст Характеры [Текст]: пер. с греческого. – СПб, 1888. - 32 с.

17. Шадриков, В.Д. О применении системного подхода в исследованиях по психологии [Текст] // Проблеммы индустриальной психологии. - Ярославль: Изд-во Яросл. ун-та, 1975. - С.3-20.

18. Шадриков, В.Д. Психология производственного обучения [Текст]. - Ярославль: Изд-во Яросл. ун-та, 1976. – 79 с.

19. Шадриков, В. Д. Психологический анализ деятельности [Текст]. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1979. - 90 с.

20. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст]. - М.: Наука, 1982. – 183 с.

21. Шадриков, В.Д. Проблемы профессиональных способностей [Текст] // Психологический журнал. - 1982. - №5. - С.13-26.

22. Шадриков, В.Д. О структуре познавательных способностей [Текст] // Психологический журнал. - 1985. - № 3. - С.38-46.

23. Шадриков, В.Д. Методологические проблемы способностей [Текст] // Психология учебной и трудовой деятельности. - Ярославль: Изд-во Яросл. пед. ин-та, 1985. - С. 3-8.

24. Шадриков, В.Д. Способности в структуре психики [Текст] // Диагностика познавательных способностей. - Ярославль: Изд-во Яросл. пед. ин-та, 1986. - С.3-8.

25. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности [Текст]. - М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. - 320 с.

26. Шадриков, В. Д. Мир внутренней жизни человека [Текст]. - М.: Логос, 2006. – 387 с.

27. Шадриков, В.Д., Дружинин, В.Н. Формирование подсистемы профессионально важных качеств в процессе профессионализации [Текст] // Проблемы индустриальной психологии. - Ярославль: Изд-во Яросл. ун-та, 1979. - С.3-18.

28. Шкаликов, В.Л., Шадриков, В.Д. Взаимосвязь обучения и развития в процессе освоения профессиональной деятельности [Текст] // Психологический журнал. -1984. - N.5. - С.94-103.

29. Шрейдер, Р.В. Уровень профессионализации как фактор, определяющий структуру профессионально важных качеств [Текст] // Проблемы системогенеза деятельности.- Ярославль: Изд-во Яросл. ун-та, 1980. - С.56-67.

30. Штерн, В. Дифференциальная психология и ее методические основы [Текст]. - М.: Наука, 1998. - 336 с.

 

 


Н.В. Нижегородцева



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.168.28 (0.029 с.)