И рабочие понятия системогенетического исследования учебной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И рабочие понятия системогенетического исследования учебной деятельности



Методологическую основу теоретико-эмпирического исследования системогенеза учебной деятельности составляют общетеоретические принципы общей, возрастной и педагогической психологии (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Д.Б.Эльконин и др.); общие принципы системных исследований (И.В.Блауберг, Э.Г.Юдин, В.А.Лекторский, В.Н.Садовский, А.А.Малиновский, В.П. Кузьмин, Б.Ф.Ломов, В.Д.Шадриков, А.В.Карпов и др.); теоретические положения, исследовательские процедуры, разработанные в русле концепция системогенеза профессиональной деятельности (В.Д.Шадриков, А.В.Карпов, В.Н. Дружинин и др.); основные положения теории индивидуальной психологии (А.Бине, В.Штерн, А.Ф.Лазурский, Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин и др.).

В психологии накоплен большой опыт в исследовании структуры различных видов деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Д.Шадриков и др.), в том числе и учебной (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Т.В. Габай). Рассматривая различные подходы к анализу деятельности, Б.Ф.Ломов отмечал, что в одних концепциях на первый план выступают операционные аспекты, то есть деятельность описывается как последовательность сменяющих друг друга операций и действий; в других - основное внимание уделяется рассмотрению мотивационного аспекта, то есть деятельность рассматривается с точки зрения динамики направляющих ее мотивов; в третьих - главным является анализ регулирующих механизмов деятельности; имеются также концепции, описывающие деятельность со стороны реализующих ее физиологических механизмов. Перечисленные подходы не противоречат друг другу и не исключают друг друга, каждый из них дает ценные научные результаты, но ни один из этих подходов не может считаться универсальным. «На современном этапе развития психологической науки, - отмечает Б.Ф. Ломов, - важнейшей задачей становится разработка принципов и методов системного анализа, которые позволили бы раскрыть деятельность в ее основных чертах, связях и отношениях, выявить ее структуру и механизмы регуляции» [23, с.21]. Задачи системного анализа психологической структуры деятельности реализованы в исследованиях, выполненных на основе концепции системогенеза деятельности В.Д.Шадрикова [49,50 и др.].

Исходя из основного положения концепции системогнеза деятельности о том, что сущность освоения деятельности определяет генезис (системогенез) психологической структуры деятельности, были определены цель и логика исследования: определение психологической структуры учебной деятельности и ее динамики на разных уровнях образования (дошкольном, школьном, профессиональном).

Исследование психологической структуры учебной деятельности на основе методологии системогенетического подхода было начато в контексте более общей проблемы готовности к обучению [32]. Обращение к проблеме учебной деятельности обусловлено необходимостью определения надежных прогностических критериев успешности систематического обучения. Попытка решения этого вопроса на эмпирическом уровне оказалась малоэффективной, стала очевидной необходимость детального научного исследования психологической структуры учебной деятельности в разных возрастах и на разных уровнях образования.

Для решения задач психологического анализа учебной деятельности были использованы теоретические положения, понятийный аппарат, методические приемы и методы обработки и интерпретации данных, разработанные в русле концепции системогенеза профессиональной деятельности (В.Д. Шадриков) и апробированные в исследованиях различных рабочих специальностей (В.Н. Дружинин, А.В. Карпов, В.Л. Шкаликов, Р.В. Шрейдер, Н.П. Ансимова). Важно отметить, что стимулом к разработке системогенетической концепции профессиональной деятельности послужила необходимость оптимизации процесса обучения на этапе освоения профессиональной деятельности [48]. Детально обоснованное В.Д. Шадриковым положение об универсальности и всеобщности общей архитектуры деятельности в отношении всех форм активности человека [49] послужило основанием переноса опыта исследования системогенеза профессиональной деятельности на область школьного обучения и формирования психологической системы учебной деятельности.

Центральным в концепции системогенеза деятельности является положение о том, что сущность развития деятельности составляет формирование (системогенез) психологической структуры деятельности. Психологическая структура деятельности рассматривается как целостное единство психических компонентов и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность. В процессе обучения психологическая структура приобретает свойства системы: происходит развитие отдельных компонентов, устанавливаются функциональные связи между ними в соответствии с целями и условиями деятельности [49].

Согласно концепции системогенеза деятельности, научение (усвоение) представляет собой процесс формирования психологической системы деятельности, который осуществляется на основе индивидуальных качеств субъекта путем их реорганизации, переструктурирования, исходя из мотивов, целей и условий деятельности. На психологическом уровне эффект научения (усвоения) проявляется: 1) в развитии индивидуальных качеств учащихся, 2) формировании подсистем психических качеств, обеспечивающих требуемые качество и скорость исполнения, 3) развитии психологической системы деятельности в целом.

Индивидуальная деятельность в системогенетической концепции рассматривается на предметно-действенном, психофизиологическом и психологическом уровнях. В задачи собственно психологического анализа деятельности входит определение индивидуально-психологических качеств, входящих в структуру деятельности и обусловливающих успешность ее выполнения (компонентный анализ); изучение их «веса» и характера функциональных связей на различных этапах освоения деятельности (структурно-функциональный анализ); анализ изменений качественно-количественных показателей развития психологической системы деятельности в процессе ее освоения (структурно - генетический анализ), исследование индивидуальных особенностей формирования психологической системы деятельности (индивидуально-психологический анализ).

В исследовании психологической структуры учебной деятельности мы выделяем три основных этапа в соответствии с тремя генетическими формами учебной деятельности: элементарная учебная деятельность, активно развивающаяся учебная деятельность, сформированная (развитая) форма учебной деятельности.

На первом этапе (1983-1993 гг.) исследование психологической структуры учебная деятельность и ее динамики проводилось в возрастной группе младших школьников на основе анализа процесса усвоения учащимися грамоты (первый год обучения в школе). Результаты феноменологического анализа готовности к обучению, трудностей в усвоении грамоты и предварительные эмпирические исследования послужили основанием для гипотезы о системном характере учебной деятельности. Было установлено, что успешность школьного обучения определяется качествами всех уровней психики ребенка, это: свойства личности, знания и умения, познавательные и психомоторные способности, интегральные психические свойства, обеспечивающие принятие учебной задачи, контроль и управление деятельностью. Были выделены и описаны феноменологические типы готовности к обучению (готовность к обучению, мнимая готовность к обучению, неготовность к обучению, мнимая неготовность к обучению), определены первичные и вторичные (производные) феномены неготовности к обучению. Оказалось, что для диагностики готовности к обучению и надежного прогноза успешности учебной деятельности недостаточно данных об уровне развития отдельных психических качеств и «обученности» ребенка, необходима системная характеристика учащегося как целостной индивидуальности.

На этом этапе исследования были получены результаты, определившие задачи и направления дальнейшего системного анализа учебной деятельности.

1. Определен понятийный аппарат исследования, понятия: учебная деятельность, психологическая структура учебной деятельности, учебно-важное качество (УВК), психологическая готовность к обучению, стартовая готовность к обучению, вторичная готовность к обучению.

Учебная деятельность – это специально организованная специфическая форма сознательной активности человека, направленная на усвоение определенной части культуры, включенной в содержание образования, и новых для субъекта видов деятельности.

Усвоение знаний, обобщенных и систематизированных в опыте человечества способов мышления и деятельности, в форме учебной деятельности, обеспечивает целостность психического развития в процессе обучения. Знания и умения в качестве операционных механизмов включены в функциональную структуру психических свойств человека, поэтому усвоение знаний является одним из условий развития психики. Понятие «учебная деятельность» по своему содержанию отличается от понятия «познавательная деятельность». Учебная деятельность – это сознательная форма активности человека, которая осуществляется в процессе обучения при непосредственном руководстве со стороны педагога (обучающего) и нормативно регулируется: содержание и формы учебной деятельности определяются образовательными стандартами и учебными планами. Основу обучения составляет усвоение нормативно-одобренного способа деятельности.

В отличие от других видов деятельности (игровой, трудовой) учебная деятельность не имеет своего специфического содержания, ее содержание на каждом этапе обучения составляют новые для субъекта виды деятельности.

Психологическая структура учебной деятельности (ПСДу) – целостное единство учебно-важных качеств и их взаимосвязей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность. Психологическая система учебной деятельности представляет собой психологическую структуру деятельности, соответствующую критериям системы.

Учебно-важные качества (УВК) – качества учащегося, образующие психологическую структуру учебной деятельности.

Базовые УВК – качества, образующие наибольшее количество связей с другими УВК и имеющие наибольший «вес» в психологической структуре учебной деятельности. Базовые УВК играют интегрирующую роль, объединяя структурные компоненты в соответствии с целью и задачами деятельности. Высокий уровень развития базовых УВК является основой для развития и компенсации других учебно-важных качеств.

Ведущие УВК – качества, образующие непосредственные взаимосвязи с показателями успешности учебной деятельности и оказывающие прямое влияние на ее эффективность.

Психологическая готовность к деятельности – интегральное свойства индивидуальности человека, отражающее уровень развития и качественную специфику индивидуальной психологической структуры деятельности.

Готовность к обучению - интегральное свойство индивидуальности человека, включенного в процесс обучения, отражающее качественно-количественную характеристику его деятельности. С процессуальной точки зрения обучение включает в себя деятельность преподавателя (педагогическую деятельность) и деятельность учащегося (учебную деятельность). В отношении преподавателя «готовность к обучению» является готовностью к профессиональной педагогической деятельности; в отношении учащегося – готовностью к учебной деятельности.

Психологическая готовность к учебной деятельности - интегральное свойство индивидуальности человека, отражающее уровень развития и качественную специфику психологической структуры учебной деятельности учащегося.

В отношении учащегося как субъекта образовательного процесса были определены понятия «стартовая готовность к обучению» и «вторичная готовность к обучению».

Стартовая готовность к обучению - интегральное свойство индивидуальности учащегося, отражающее уровень развития и качественную специфику психологической структуры учебной деятельности на этапе ее освоения (в начале систематического школьного обучения). Вторичная готовность к обучению - интегральное свойство индивидуальности учащегося, отражающее уровень развития и качественную специфику психологической структуры учебной деятельности на этапе освоения нового для него вида деятельности (применительно к начальному обучению – освоение чтения, письма и математики, применительно к профессиональному обучению – освоение профессиональной деятельности). По своей сути «стартовая готовность к обучению» - готовность к усвоению учебной деятельности, «вторичная готовность к обучению» - готовность к усвоению новых видов деятельности (на основе учебной деятельности).

2. Определена структурная организация психологической структуры учебной деятельности. Исходя из положения об универсальности общей архитектуры деятельности и опыта структурного анализа профессиональных видов деятельности (В.Д. Шадриков), в психологической структуре учебной деятельности выделены пять функциональных блоков:

· блок личностно-мотивационный;

· блок принятия учебной задачи;

· блок представлений о содержании и способах выполнения учебной деятельности;

· блок информационной основы деятельности;

· блок управления деятельностью.

3. Проведен компонентный анализ психологической структуры учебной деятельности в период обучения грамоте. В ходе эмпирического исследования и статистического анализа результатов в психологической структуре учебной деятельности были установлены взаимосвязи 13 УВК: мотивы учения, отношение к школе, отношение к детям, отношение к себе, принятие задачи, вводные навыки, графический навык, зрительный анализ, уровень обобщений, вербальная память, мелкая моторика, произвольность регуляции деятельности, обучаемость. Выделенные УВК представляют все функциональные блоки психологической структуры деятельности, это позволило сделать вывод о том, что у детей, начинающих школьное обучение, уже имеется некоторый уровень учебной деятельности, следовательно – психологическая структура учебной деятельности начинает формироваться до начала систематического школьного обучения.

Вместе с тем установлено, что УВК, образующие психологическую структуру учебной деятельности на этапе ее формирования, отражают все уровни индивидуальности это позволяет делать вывод о том, что психологическая готовность к учебной деятельности является интегральным свойством индивидуальности учащегося.

1. Проведен структурно-функциональный анализ психологической структуры учебной деятельности. Установлены взаимосвязи УВК, определены функциональный вес каждого УВК, базовые и ведущие УВК, показатели интегрированности ПСДу в начале и в конце обучения грамоте.

В начале обучения идет активное формирование, перестройка и оптимизация психологической структуры учебной деятельности. Смысл происходящих изменений – создание оптимальной психологической структуры УВК для обеспечения целенаправленной учебной деятельности.

В конце обучения грамоте (окончание первого года обучения) в психологической структуре учебной деятельности образуются две подструктуры УВК: одна из них включает качества, относящиеся ко всем функциональным блокам ПСДу, является «ядром» структуры и обеспечивает целостность функционирования учебной деятельности. Другая подструктура образована качествами, обеспечивающими усвоение содержания обучения грамоте (графический навык, пространственное восприятие, обучаемость). Это означает, что на основе относительно сформированной психологической структуры учебной деятельности начинает складываться психологическая структура новых для учащегося видов деятельности (письма и чтения), активное формирование и становление которых будет задачей следующего этапа обучения. Этот результат подтвердил наше предположение о том, что учебная деятельность является универсальной основой для усвоения новых для учащегося видов деятельности. Психологическая структура новой для учащегося деятельности формируется в структуре уже освоенной учебной деятельности, на ранних этапах генезиса «новой» деятельности компоненты ПСДу используются в качестве «строительного материала» и включаются в структуру осваиваемой деятельности, обеспечивая ее целостность.

2. Структурно-генетический анализ психологической структуры учебной деятельности на этапе обучения грамоте позволил выявить ряд закономерностей, установленных ранее в исследованиях системогенеза профессиональной деятельности на этапе профессионального обучения (В.Д. Шадриков, А.В. Карпов, В.Н. Дружинин, Р.В. Шрейдер и др.).

· Стадии системогенеза психологической структуры учебной деятельности (интеграция, дезинтеграция, вторичная интеграция) по своим характеристикам аналогичны стадиям освоения профессиональной деятельности.

· Показатели динамики психологической структуры учебной деятельности в процессе школьного обучения (увеличение общего количество связей между компонентами структуры и среднего веса одного компонента; уменьшение количества сильных корреляций; возрастание уровня интегрированности структуры в целом; снижение зависимости результатов деятельности от уровня развития отдельных качеств) соответствуют показателям динамики психологической структуры профессиональной деятельности на стадии ее формирования.

· Генезис психологической структуры учебной деятельности проявляется в увеличении признаков системы («эффект системности»): в процессе обучения психологическая структура деятельности становится психологической системой.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о всеобщем характере структуры и закономерностей системогенеза деятельности на разных стадиях обучения (школьное обучение, профессиональное обучение).

6. Разработана комплексная методика диагностики уровня сформированности учебной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста (КДГд) [31].

7. Разработаны программы и методики развития и коррекции УВК и подготовки детей к систематическому школьному обучению [38].

На втором этапе (1994 – 2002 гг.) исследования учебной деятельности расширен возрастной диапазон на область дошкольного возраста, определена специфика ПСДу у детей с отклонениями психического и физического развития, исследовано влияния внешних факторов (содержания и условий обучения, семейной ситуации развития) и состояния здоровья на формирование психологической структуры учебной деятельности. Получены следующие результаты.

1. Установлены особенности развития УВК и психологической структуры учебной деятельности в четырех возрастных группах (пять, шесть, семь, восемь лет). Эмпирически доказано, что в возрасте 5,5 лет уже имеется некоторая структура качеств, соответствующих всем блокам психологической структура учебной деятельности. Исходя из положения о том, что психологическая структура деятельности с самого начала складывается как целостность (В.Д.Шадриков), можно утверждать, что психологическая структура учебной деятельности начинает формироваться на шестом году жизни.

2. Определены особенности формирования психологической структуры учебной деятельности и развития УВК у детей с задержкой психического развития и синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (М.С. Дьячкова), сниженным зрением и слухом, а также у детей с диагнозами «детский церебральный паралич» и «умственная отсталость».

3. Установлено, что разные программы дошкольного образования оказывают различное влияние на формирование ПСДу. Успешнее всего учебная деятельность формируется под влиянием программы «Развитие» (Н.А. Чепцова).

4. Доказано, что при обучении в условиях школы учебная деятельность формируется успешнее, чем при организации обучения в условиях дошкольного учреждения.

5. Получены данные о неоднозначном влиянии социальных и биологических факторов на формирование учебной деятельности. Оказалось, что для детей с низким уровнем готовности к обучению значимым фактором является показатель состояния здоровья и физического развития; для детей с высоким уровнем готовности к обучению – семейная ситуация развития.

6. Начато исследование феномена вторичной готовности к обучению учащихся начальной школы, формирования психологической структуры чтения (Т. А. Ворончихина, А. Ю. Жукова), письма (Р. А. Чернышев) и математической деятельности (А. И. Каратаева) на основе психологической структуры учебной деятельности.

Третий этап (2003 г.) мы связываем с началом исследования системогенеза учебной деятельности в условиях профессионального обучения. При этом мы исходим из установленного ранее факта идентичности закономерностей системогенеза деятельности на стадии начала школьного обучения и стадии начала освоения профессиональной деятельности [32].

Для исследования системогенеза учебной деятельности студентов использовались теоретические положения системогенеза профессиональной деятельности; понятийный аппарат, разработанный нами для исследования учебной деятельности на этапе школьного обучения; исследовательские стратегии и методические приемы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных, разработанные в исследованиях системогенеза профессиональной деятельности и адаптированные нами в исследовании учебной деятельности [32]. В основу исследования положена гипотеза о том, что психологическая структура учебной деятельности студентов соответствует общей архитектуре деятельности, а ее генезис подчиняется закономерностям системогенеза деятельности, установленным в отношении школьной учебной деятельности и профессионального обучения. Исследование проводилось на студентах гуманитарных специальностей в вузах г.Ярославля и г.Вологды, общий объем выборки составил 520 чел.

Для исследования уровня сформированности учебной деятельности студентов разработана комплексная методика, направленная на диагностику УВК и психологической структуры учебной деятельности в целом («КДГс» [35,36]). Методика включает 14 субтестов (по числу УВК). Стандартизация методики проводилась на выборке 200 человек, распределение результатов по каждому субтесту соответствует нормальному. Предварительная статистическая проверка методики позволяет говорить о высоких показателях надежности и валидности. Для обработки результатов тестирования, их хранения и систематизации разработана компьютерная программа. Методика КДГс внедрена в работу Психологической службы ЯГПУ и используется для диагностики учебной деятельности студентов на протяжении пяти лет.

Предварительные результаты исследования учебной деятельности студентов следующие.

1. В психологическую структуру учебной деятельности студентов входят 14 УВК, распределенные по пяти функциональным блокам. Все УВК, выделенные на этапе компонентного анализа деятельности, образуют значимые связи.

2. Определены весовые значения УВК для разных курсов обучения.

2. Выявлена специфика формирования ПСДу у студентов разных специальностей.

3. Установлена существенная вариативность показателей развития УВК и структуры в целом у студентов одной группы.

4. Предварительный анализ результатов исследования генезиса психологической структуры учебной деятельности студентов (1-5 курсы) позволяет говорить о проявлении признаков системности и о том, что на 4-5 курсах обучения в психологической структуре учебной деятельности начинают формироваться подструктуры качеств, соответствующих профессиональным видам деятельности: деятельность студентов приобретает комбинированную форму учебно-профессиональной деятельности.

5. На статистическом уровне доказана взаимосвязь успешности обучения студентов в вузе и степени сформированности у них психологической структуры учебной деятельности.

Общие результаты исследования учебной деятельности на основе методологии системогенетического подхода подтверждают положение об изначальной целостности психологической структуры деятельности в начале ее системогенеза; универсальности и всеобщем характере закономерностей системогенеза деятельности в разных возрастах, на разных уровнях образования и в различных видах деятельности; общий механизм формирования психологической структуры «новой» для субъекта деятельности – через комбинированную ее форму, путем постепенного замещения компонентов освоенной деятельности компонентами «новой» деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.84.29 (0.042 с.)