Организация и методы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и методы исследования



Учитывая важность начала школьного обучения в формировании учебной деятельности и усвоения содержания образования, основное внимание в исследовании было сосредоточено на периоде обучения грамоте, выборку исследования составили учащиеся первых классов (6-8 лет). Компонентный состав психологической структуры учебной деятельности (ПСДу) был определен в процессе психологического анализа подлежащих усвоению в первоначальный период обучения видов деятельности: элементарной формы учебной деятельности, чтения, письма и математики. В соответствии с теоретически выделенной структурой УВК (Табл.1) были подобраны методики, позволяющие получить качественную и количественную характеристики уровня развития учебно-важных качеств. Обзор методов диагностики уровня психического развития ребенка и его готовности к обучению в школе показывает, что ни один из них не отвечает в полной мере задачам нашего исследования. Если для определения компонентного состава могут быть использованы некоторые аналитические методы психологического исследования, то для изучения связей между отдельными компонентами структуры индивидуальности их недостаточно. Для решения этой задачи был использован комплекс исследовательских процедур, разработанный в русле концепции системогенеза профессиональной деятельности, включающий многоплановый логико-математический анализ и психологическую интерпретацию матриц интеркорреляций данных психодиагностического обследования с целью выделения отдельных компонентов психологической структуры деятельности и их функциональных связей. Использованный исследовательский инструментарий позволяет определить критерии включенности в структуру теоретически выделенных компонентов, выявить динамику психологической структуры и составляющих ее компонентов в процессе обучения, определить общие закономерности формирования подструктур индивидуальных качеств, обеспечивающих требуемые параметры деятельности.

Процедура психодиагностического обследования предусматривала решение двух задач: 1) подбор методических средств, позволяющих получить наиболее полную и достоверную информацию о психологических особенностях детей экспериментальной группы; 2) разработка стандартизированной методики комплексной диагностики стартовой готовности к обучению в школе. В соответствии с задачами исследования, классические тесты были модифицированы и дополнены шкалами балльных оценок. Апробация исследовательской процедуры основной эмпирической серии проводилась на группе учащихся первых классов из 60 человек. Возраст, условия и содержание обучения, социальные условия развития учащихся, участвовавших в пилотажном исследовании, значимо не отличаются от соответствующих параметров основной экспериментальной группы. Стандартизация диагностической методики проводилась на выборке детей в возрасте от 5,5 до 7,5 лет. Объем выборки стандартизации – 1500 человек. Разработанная в ходе исследования «Комплексная диагностика готовности детей к началу школьного обучения – КДГд» по процедуре представляет собой политестовую методику, по способам интерпретации – индивидуально-структурную диагностику [31].

Основная серия исследования проводилось в группе учащихся первого класса четырехлетней начальной школы (школа N 28 г.Ярославля). Объем экспериментальной группы - 20 человек, средний возраст – 6,5 лет. В ходе исследования было получено и проанализировано 29 индивидуальных показателей: 22 показателя уровня развития учебно-важных качеств учащихся, 5 показателей эффективности усвоения чтения и письма, 2 показателя социальных и биологических условий развития. Основное исследование включало две экспериментальные серии: серию А - исследование психологической структуры учебной деятельности в начале учебного года (сентябрь) и серию Б - исследование психологической структуры учебной деятельность в конце первого года обучения (вторая половина апреля). В обеих сериях использовался один и тот же набор методических средств. Для того, чтобы исключить эффект научения, при необходимости подбирались два аналогичных задания (для серии А и для серии Б).

Диагностическая процедура включала тестирование учащихся (индивидуальное и групповое); беседу с учителем и воспитателем группы продленного дня; анкетирование и беседу с родителями; наблюдение за поведением ребенка в ходе обследования, в учебной и внеучебной деятельности; анализ документации (медицинской карты, классного журнала, рабочих тетрадей). Набор методических средств определялся в соответствии с компонентным составом психологической структуры учебной деятельности. Индивидуальное обследование учащихся включало двенадцать методик: стандартную беседу с ребенком; запоминание и воспроизведение десяти несвязанных слов; восприятие пространственно ориентированных графических структур; слуховое воспроизведение ритма; зрительный анализ сложных геометрических фигур; методику «четвертый – лишний»; исследование синкинезий; запоминание и воспроизведение девяти геометрических фигур; запоминание и воспроизведение небольшого рассказа; диагностический обучающий эксперимент; моторную пробу Шварцландера, направленную на выявление уровня притязаний; социометрию. В групповое обследование были включены методики: графический диктант; графическая проба; корректурная проба Пьерона-Рузера; пиктографический тест «Рисунок школы»; кинетический рисунок семьи (КРС); рисуночный тест «Дом - Дерево – Человек» (ДДЧ). Уровень выраженности мотивов учения и особенности общения с «чужим» взрослым оценивались с помощью метода экспертных оценок. Уровень сформированности «вводных навыков» оценивался учителем по стандартной схеме.

Для исследования внешних и внутренних детерминант генезиса психологической структуры учебной деятельности в круг рассматриваемых параметров были включены показатели биологических и социальных условий развития учащихся. Интегральный показатель биологических условий развития в нашем исследовании составляют следующие параметры: возраст ребенка к началу обучения в школе; состояние здоровья (на основании критериев, разработанных Институтом гигиены детей и подростков); количество дней, пропущенных по болезни в период обучения; функциональное состояние нервной системы. Интегральный показатель социальных условий развития включал данные о возрасте, образовании и уровне квалификации родителей и субъективную оценку ребенком семейной ситуации (по рисуночной пробе КРС). По данным ряда исследований, на формирование готовности к обучению в школе, наряду с выделенными нами параметрами, большое влияние оказывают состав семьи и посещение ребенком детского сада. По этим факторам основная экспериментальная группа оказалась достаточно однородной, поэтому они не были включены в интегральный показатель социальных условий развития.

Для каждой методики, включенной в психодиагностическую процедуру, была использована система балльных оценок. «Сырые» тестовые очки переводились в стандартные баллы (процентили). Математическая обработка данных проводилась с использованием корреляционного и факторного анализа. Значимость различий средних значений определялась с помощью критерия t Стьюдента. На основании результатов обследования строились индивидуальные психологические профили готовности к обучению в школе, позволяющие в наглядной форме представить соотношение уровней развития учебно-важных качеств и индивидуальные особенности психологической структуры учебной деятельности. Для исследования особенностей индивидуальной структуры УВК использовался методический прием индивидуально-структурного анализа [21].

Анализ матриц интеркорреляций, полученных в результате математической обработки данных, позволил решить задачу структурно-функционального анализа ПСДу, выявить значимые связи компонентов структуры друг с другом и с показателями эффективности обучения. Проводился расчет весовых значений структурных компонентов и показателя интегрированности структуры (ИКС). Для определения веса отдельных УВК в структуре готовности подсчитывалось число связей данного качества с другими УВК, с учетом поправочного коэффициента. Так, для Р > 0,99 связи приписывался коэффициент 4, для Р > 0,95 - коэффициент 3, для Р > 0,90 - коэффициент 2, для Р > 0,80 - коэффициент 1. (Результаты расчетов приведены в табл. 1). Определены базовые и ведущие качества в структуре УВК.

В качестве показателей развития психологической системы деятельности в целом использовались индекс когерентности системы (ИКС), средний вес компонента структуры (Sср), количество значимых взаимосвязей УВК в структуре ПСДу и другие показатели. Индекс когерентности отражает уровень интегрированности системы и определяется как общий вес корреляционных связей ее компонентов, деленный на два. Средний вес компонента структуры определяется как отношение общего веса корреляционных связей к числу ее компонентов. Для анализа данных использовался методический прием «метод полярных групп», который предполагает деление экспериментальной выборки на группы в зависимости от показателей эффективности деятельности. В группу «успешных» были включены учащиеся, имеющие по анализируемому показателю ранги с 1 по 10. В группу «неуспешных» вошли учащиеся, имеющие ранги с 11 по 20. В первой экспериментальной серии (серия А) группа «успешных» обозначена - «А1», группа «неуспешных» - «А2». Во второй экспериментальной серии (серия Б) соответственно – «Б1» и «Б2».

Закономерности формирования психологической структуры учебной деятельности, выявленные с использованием методов математической статистики, имеют вероятностный характер. Изучение системных связей на уровне индивидуально-психологических особенностей деятельности учащихся предполагает использование иных способов анализа и представляет собой сложную задачу. Основные трудности такого исследования обусловлены неразработанностью методов диагностики интегральных процессов и сложностью самого объекта изучения. При анализе индивидуальной структуры учебной деятельности мы исходили из того, что «успешность есть функция сформированности системы» [22]. Иными словами, индивидуальные показатели эффективности чтения и письма (их скорости и качества) являются в то же время показателями сформированности соответствующих им подсистем учебно-важных качеств. Показателем развития психологической системы учебной деятельности в целом является интегральный показатель успешности усвоения (ИПУ).

При анализе индивидуальных особенностей психологической структуры учебной деятельности учитывались: 1) динамика индивидуальных показателей успешности усвоения; 2) уровень развития индивидуальных качеств учащихся; 3) значимость УВК в психологической структуре деятельности и характер их взаимосвязей на различных этапах обучения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.007 с.)