Системный этап исследования психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системный этап исследования психологии



Учебной деятельности

Третий этап – исследование психологии учебной деятельности на основеметодологии системного подхода (начало – 80-гг. xx в.). Использование системного подхода гносеологически является закономерным в познании сложноорганизованных объектов, а в исследовании учебной деятельности представляется особенно перспективным и необходимым.

Системный подход предполагает познание объекта как сложноорганизованного, структурированного, динамичного целостного явления. В отличие от аналитической стратегии исследования, исходным для системной методологии является положение о том, что специфика сложного объекта не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а определяется, прежде всего, характером их взаимосвязей и отношений. Направленный на познание целого, системный подход вместе с тем предполагает использование методов научного анализа и синтеза в их диалектическом единстве. Познание целого и его частей при этом происходит одновременно, как отмечают И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин: «выделяя части, мы анализируем их как элементы данного целого, а в результате синтеза целое выступает как диалектическое расчленение, состоящее из частей» [8. С. 170].

На основе детального анализа истории и методологии системного подхода В.Д. Шадриков делает вывод о том, что системный подход наряду с другими общенаучными методами представляет собой конкретно-научную методологию, эффективное средство познания сложных объектов и явлений и решения практических задач: «…переход к системной методологии характеризует новую ступень в познании объекта, позволяет полнее и глубже раскрыть объективные закономерности его строения и функционирования» [63. С 20].

В психологии системные идеи начали развиваться еще в конце XIX - начале XX в. В работах А.Бине впервые была сформулирована задача объективного научного исследования структурной организации личности, высказана идея о взаимосвязи и «взаимопроникновении» психических процессов и функций, их функциональной неоднозначности в целостной структуре индивидуальности, обозначена проблема метода исследования системных процессов [5]. Идея функциональной целостности и структурной организации индивидуальности нашла дальнейшее свое развитие в работах В.Штерна [68], основателя дифференциальной психологии. Главное в определении понятия «индивидуальность» он видел в ее целостности, заключающей в себе множество составных частей, но не разложимой на эти части, в «целесообразности функционирования» и «единстве самосознания». Идеи функциональной целостности психики и взаимосвязи психических функций нашли широкое распространение и активно исследовались в этот период в России. Работы К.Д.Ушинского, И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и др. оказали большое влияние на развитие системной методологии в современной психологии.

В наиболее яркой форме системные взгляды нашли свое отражение в гештальтпсихологических концепциях. В рамках данного направления широкое распространение получили такие понятия, как «целостность», «структура», «форма», «поле» и др. Гештальтпсихология впервые поставила вопрос о целостности функционирования психики, которое рассматривалось как движение по некоторой последовательности структур. (К.Коффка, В.Келер, М.Вертгеймер, К. Левин). На развитие системных идей оказали свое влияние различные структурно-уровневые концепции (З.Фрейда, П. Жане).

Заметную роль в становлении системного подхода в психологии сыграли работы Ж.Пиаже. Он дополнил системно-структурный анализ психологических явлений генетическим подходом и сформулировал принцип структурно-генетического изучения психики. Таким образом, психологические концепции конца XIX - начала XX в. оказали существенное влияние на формирование принципов системного подхода. Дальнейший толчок к развитию системного подхода в психологии дали исследования в области нейрофизиологии, нейропсихологии и теории биологических систем. Результаты нейрофизиологических исследований позволили перейти от понятия «функция» к понятию «функциональная система» (К.В.Судаков, Н.А.Бернштейн, П.К.Анохин, В.Б.Швырков, А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова, Е.Д.Холмовская).

Параллельно с системными нейрофизиологическими исследованиями и разработкой философских аспектов изучения сложных объектов и отчасти под их влиянием, начиная с 40-50-х годов, системные идеи получили широкое распространение в ряде отраслей психологической науки: в инженерной психологии, теории деятельности, психологии личности. В работах Б.Ф.Ломова были сформулированы общие принципы построения системных исследований в психологии в целом [34] и в инженерной психологии в частности [35]. Системный подход был признан в работах инженерно-психологического направления основным методологическим принципом исследования.

Другой важной областью, где идеи системного подхода приобрели большое значение, является психология личности (К.К.Платонов, А.Г.Ковалев, В.С.Мерлин, Б.Г.Ананьев, Е.В.Шорохова, Г.Олпорт, А.Маслоу и др.). В наиболее полной и последовательной форме системный подход к изучению личности реализован Б.Г.Ананьевым [1,2] в отношении структурной организации и развития индивидуальности человека в единстве личностных, субъектных и индивидных свойств.

В Ярославской психологической школе системный подход был реализован в исследованиях профессиональной деятельности, способностей и одаренности (В.Д. Шадриков), принятия управленческих решений (А.В. Карпов), мнемических способностей (Л.В. Черемошкина); учебной деятельности и готовности к обучению (Н.В. Нижегородцева), творческого мышления педагогов (М.М. Кашапов), профессионального становления личности (Ю.П. Поваренков), профессиональных деструкций (В.Е. Орел), механизмов защитного поведения (Л.Ю. Субботина), мотивации учебной деятельности (Е.В. Карпова), решения учебных задач (Н.П. Ансимова)и в целом ряде других исследований.

На основе общих положений системного подхода и опыта применения системной методологии для исследования различных сторон психики В.Д. Шадриков разработал теорию, стратегию и алгоритмы системогенетического исследования профессиональной деятельности, которые были апробированы и конкретизированы его учениками в исследованиях психологических механизмов и закономерностей процесса профессионального обучения и освоения новой деятельности (В.Н. Дружинин, А.В. Карпов, Р.В. Шрейдер, В.Л. Шкаликов, Ю.П. Поваренков и др.). Эти исследования были выполнены главным образом на материале различных видов профессиональной деятельности. Полученные результаты позволили выявить общие закономерности формирования психологической системы деятельности в процессе обучения, имеют общетеоретическое значение и, как показывают многолетние исследования [3, 29, 39], представленные в этой книге, внесли значительный вклад в развитие общей теории психологии учебной деятельности.

Библиографический список

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст]. - Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1968. - 339 с.

2. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст]. - М.: Наука, 1977. – 380 с.

3. Ансимова, Н.П. Психология постановки учебных целей [Текст]: монография. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ. 2006. - 267 с.

4. Аристотель. Политика [Текст] // Соч. в 4-х т.: Т.4.– М.: Мысль, 1984.- С. 375 -645.

5. Бине, А. Измерение умственных способностей [Текст]: пер. с фр. / изд. подг. Вал. А. Луковым, Вл. А. Луковым. – СПб.: Союз, 1998. – 432 с.

6. Бине, А., Анри, В. Индивидуальная психология [Текст]: пер. с фр. А.В.Савицкой // Введение в экспериментальную психологию / под ред. А.И.Введенского. - СПб., 1903.- С.133-215.

7. Бине, А., Симон, Т. Развитие интеллекта у детей [Текст] / с предисловием А.Н.Бернштейна пер. с фр. С.И. Зандер. – М., 1911. - 162 с.

8. Блауберг, И.В., Юдин, Э.Г. Становление и сущность системного подхода [Текст]. - М.:Наука, 1973. – 270 с.

9. Брунер, Дж. Психология познания [Текст]: пер. с англ. - М.: Прогресс, 1977. - 411 с.

10. Венгер, Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к учению в школе [Текст] // Дошкольное воспитание. -1970. - N 4. - С.36-41.

11. Венгер, Л.А. О формировании психологической готовности к овладению учебной деятельностью у детей дошкольного возраста [Текст] // Формирование школьной зрелости ребенка: тезисы респ. конф.- Таллин, 1982. - С. 33-36.

12. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст]. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 517 с.

13. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]: в 6-ти Т. - М.: Педагогика. Т.2.1982. - 504с.; Т.3. 1983. – 368 с.; Т.4. 1984. – 432 с.

14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]. - М.: Педагогика, 1991. – 479 с.

15. Габай, Т.В. Учебная деятельность и ее средства [Текст].- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 255 с.

16. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст]. – М.:Изд-во МГУ, 1985. - 45 с.

17. Давыдов, В.В., Радзиховский, Л.А. Теория Л.С.Выготского и деятельностный подход в психологии [Текст] // Вопросы психологии. - 1980. - №6. - С 48 – 59; - 1981. - № 1. - С. 67 – 80.

18. Давыдов, В.В., Маркова, А.К. Концепция учебной деятельности школьников [Текст] // Вопросы психологии. – 1981. - N 6. - С.13-26.

19. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст].- М.: Педагогика, 1986. – 240 с.

20. Дреер, А.М. Преподавание в средней школе США: проблемы начинающих учителей [Текст]: пер с англ. / под ред. В.Я.Пилиповского.- М.: Прогресс, 1983.- 287 с.

21. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб.заведений / Э.Ф. Зеер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240 с.

22. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие.- Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. - 480 с.

23. Ильясов, И.И., Мальковская, О.Е. К проблеме анализа учения как деятельности [Текст] // Психология учебной деятельности школьников. - М., 1982. - С. 136 – 142.

24. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] / под ред. А.М. Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982. - 703 с.

25. Кашапов, М.М. Психология творческого мышления профессионала [Текст]: монография. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 688 с.

26. Карпов, А.В. Психология принятия управленческих решений [Текст] / под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Юрист, 1998. - 440 с.

27. Карпов, А.В. Принцип системности как стратегия концептуализации в психологических исследованиях [Текст] // Труды Яросл. методологического семинара. Методология психологии. – Ярославль, 2003. - С. 159 – 168.

28. Карпов, А.В. Метосистемная организация уровневых структур психики [Текст]. - М.:ИП РАН, 2004. - 504 с.

29. Карпова, Е.В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности [Текст]: монография. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. - 596 с.

30. Квинтилиан, М.Ф. Наставление оратору [Текст] // История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия / сост Н.Б. Мчедлидзе и др. – 2-е изд., доп.- М.: Просвещение, 1986. - С.25-26.

31. Крейн, У. Теории развития. Секреты формирования личности [Текст]. - СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с.

32. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

33. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст]. - 4-е изд. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 584 с.

34. Ломов, Б.Ф. О системном подходе в психологии [Текст] // Вопросы психологии. - 1975. - N.2.- С.31-45.

35. Ломов, Б.Ф. О системном подходе в инженерной психологии [Текст] // Studia Psycholoqica, 1975, vol. ХVII, N2. - Р. 86-93.

36. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы в психологии [Текст]. - М.: Наука, 1984. - 443 с.

37. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст]. - СПб.: Питер, 2006. - 356 с.

38. Мейман, Э. Лекции по экспериментальной педагогике [Текст] / пер. с нем., под. ред. Н.Д. Виноградова. - М.: Изд-во т-ва «Мир». Ч. I., 1909. - 302 с.; Ч. II, 1910.- 317с.; Ч.III, 1910. - 259 с.

39. Нижегородцева, Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению [Текст]: монография. – Ярославль: Аверс Пресс, 2004. - 366 с.

40. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности [Текст] / В.Е. Орел. – М.: ИП РАН, 2005. – 329 с.

41. Пертовский, А.В., Ярошевский, М.Г. Основы теоретической психологии [Текст]. - М., 1998. – 550 с.

42. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические произведения в трех томах [Текст]. Т.2. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 564 с.

43. Пирогов, Н.И. Избранные педагогические сочинения [Текст] / сост. А.Н.Алексюк, Г.Г.Савенок. – М.: Педагогика, 1985. - 496 с.

44. Поваренков, Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности [Текст]: монография. - Ярославль, 2008. - 400 с.

45. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст]. - М.:Прогресс, 1994. - 480 с.

46. Ротенберг, В.С., Бондаренко, С.М. Мозг. Обучение. Здоровье [Текст]. - М.: Просвещение, 1989. – 239 с.

47. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]. - М.: Изд. Мин. прос. РСФСР,1946. – 703 с.

48. Рубинштейн, С.Л. Принципы творческой самодеятельности [Текст] // Вопросы философии. - 1980. - №4. - С.8-9.

49. Румянцев, Н.Е. Лекции по педагогической психологии для народных учителей [Текст]. – М.: Изд-во журнала «Народный учитель», 1913. - 256 с.

50. Руссо, Ж.-Ж. Педагогические сочинения [Текст]: в 2-х т. Т.1. - М.: Педагогика, 1981. - 656 с.

51. Савин, Е.Ю., Фомин, А.Е. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие для студентов заочного и очного обучения. - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циалковского, 2007. - 330 с.

52. Селли, Дж. Педагогическая психология [Текст]: пер. с англ. / под ред. А.А.Громбаха. – М., 1912. – 626 с.

53. Скиннер, Б. Ф. Оперантное поведение [Текст] // История зарубежной психологии (30-е – 60-е гг.ХХ века): Тексты / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. С.60-95.

54. Суворова, Г. А. Деятельностно-психологическое консультирование. Проблемы формирования учебной деятельности [Текст]. – М.: Лика, 2003. - 310 с.

55. Субботина, Л.Ю. Психология защитного поведения [Текст] / Л.Ю. Субботина. - Ярославль: ЯрГУ, 2006. - 220 с.

56. Талызина, Н.Ф. Первый международный конгресс по теории деятельности [Текст] // Вопросы психологии. - 1987. - №2. - С.182 – 184.

57. Торндайк, Э. Принципы обучения, основанные на психологии [Текст]. – М.: Работник просвещения, 1930. – 235 с.

58. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст] / под ред. А.В.Запорожца.- М.: Просвещение, 1981. - 176 с.

59. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений [Текст]. - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. Т.5. – 591 с; Т.6. – 446 с.; Т.8. – 776 с.

60. Формирование учебной деятельности школьников [Текст] / под ред. В.В. Давыдова, И. Ломпшера, А.К. Марковой. - М.: Педагогика, 1982. - 215 с.

61. Шадриков, В.Д. Индивидуализация содержания образования [Текст].- М.: Изд. Центр «Вентана-Граф», 1977. - 69 с.

62. Шадриков, В.Д. Проблемы профессиональных способностей [Текст] // Психологический журнал. - 1982. - №5. - С.13-26.

63. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст]. - М.: Наука, 1982. – 183 с.

64. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности [Текст]. - М.: Изд. корпорация «Логос», 1994.- 320 с.

65. Шадриков, В.Д. Мир внутренней жизни человека [Текст]. - М.: Логос, 2006. – 387 с.

66. Шадриков, В.Д., Черемошкина, Л.В. Мнемические способности: развитие и диагностика [Текст].- М.: Педагогика, 1990. - 176 с.

67. Штерн, В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста [Текст]: пер. с нем. – Пг., 1915. – 309 с.

68. Штерн, В. Дифференциальная психология и ее методические основы [Текст]. - М.: Наука, 1998. - 336 с.

69. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте [Текст] // Вопросы обучения и воспитания. - Киев, 1961. - С.12-14.

70. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. - М.: Педагогика, 1989. – 560 с.

71. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие: избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.-Воронеж, 2001. - 375 с.

72. Якобсон, С.Г., Доронова, Т.Н. Психологические принципы формирования начальной деятельности у дошкольников [Текст] // Вопросы психологии. - 1988.- N3. - С. 30-36.

73. Bertalanffy L. General system theory.- Gen. Syst., 1956, vol.1.

74. Binet A. et Simon Th. Le de’velloppement de l’intelligence cher les enfants. An.Ps. 1908.

75. Esquirol J.E.D. Des maladies mentale considerees sous les rapports medical, hygienique, et medico-legal: 2 vols. P., 1838.

76. Kohler W. Gestaltpsychology. N.Y.: Liveright, 1929. 403 p.

77. Levin K. Principles of topological psychology N 4. N.Y.; L.: McGraw-Hill Book Co, 1936. 231 p.

78. Seguin E. Idiocy and Its Treatment by the Physiological Method. N.Y., 1866.

 


 

Н.В. Нижегородцева



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.051 с.)