Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. История и основные этапы
развития психологической теории Учебной деятельности Предпосылки научного исследования Учебной деятельности Исследования учебной деятельности составляют обширную область современной педагогической психологии. Развитие взглядов на сущность процессов и условия эффективного усвоения накопленного в истории человечества опыта и становление психологической теории учебной деятельности имеют свои предпосылки и достаточно долгую историю. Предысторию научного исследования психологии учебной деятельности, ее эмпирический фундамент составляют опыт народной педагогики, стихийного и индивидуального обучения, идеи о воспитании подрастающего поколения философов и мыслителей прошлого. В период зарождения простейших форм воспитания в первобытном обществе и позже – первых организованных форм обучения в условиях древнейшей цивилизации Востока, в Древней Греции и Риме на житейском уровне уже были известны возрастные и индивидуальные различия в усвоении знаний, возникает необходимость специальной организации передачи опыта подрастающему поколению с учетом возможностей учащихся. Аристотель (IV в до н.э.) в трактате «Политика», излагая учение об обществе и государстве, затрагивал и вопросы образования. Воспитанию в дошкольном возрасте философ уделял особое внимание, считая, что уже с 5 лет родители должны готовить детей к школе. Другой известный философ древности - римский оратор и педагог Марк Фабий Квинтилиан (I в.), основатель школы риторов в Риме - создал первый специальный педагогический труд «Наставление оратору», в котором нашли отражение и вопросы обучения и воспитания детей. Как и Аристотель, Квинтилиан отмечал необходимость специальной и целенаправленной подготовки детей к школьному обучению. Он настаивал на систематичности и последовательности в обучении, советовал поощрять учащихся похвалой, наградами, вызывать их на соревнование со сверстниками, учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучаемых. Учить надо немногому, писал Квинтилиан, но основательно. Ян Амос Коменский (XVII в.) одним из первых в наиболее полном и систематизированном виде разработал теоретические основы организации обучения детей. В своем труде «Великая дидактика» на основе идеи пансофии (обучения всех всему) он изложил основные принципы стандартизации обучения. Во-первых, были выделены возрастные этапы, каждому из которых соответствовали свое содержание и свой тип обучения. Во-вторых, введена классно-урочная система обучения; урок обозначен как основная «единица» учебного процесса – строго ограниченный промежуток времени, в течение которого дети одного возраста и уровня подготовки усваивают определенное учебной программой содержание. В-третьих, доминирующей формой взаимодействия учителя с учениками становится групповая работа, а не индивидуальное обучение.
С точки зрения развития психологии учебной деятельности представляются важными две идеи, изложенные и детально обоснованные Я.А. Коменским: ведущая роль взрослого (педагога, родителя) в организации учебного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и необходимость специальной, целенаправленной подготовки детей к систематическому школьному обучению. При этом педагог обращал особое внимание на то, что при подготовке к школе нужно не только способствовать накоплению детьми с помощью органов чувств возможно большего запаса конкретных представлений об окружающем мире, природе и обществе, развивать их мышление и речь. Не менее важно учить детей не только «знать», но и «действовать» и «говорить», приучать правильно ставить вопросы и давать точные ответы; рекомендовал родителям заблаговременно возбуждать у ребенка любовь и интерес к школе, высоко поднимать в его глазах авторитет учителя. Таким образом, впервые была обозначена проблема специальной организации деятельности ребенка в соответствии с условиями и содержанием школьного обучения. По сути, идеи Я.А.Коменского были направлены на оптимизацию существующей в Европе традиции образования, в которой учащийся (обучаемый) рассматривался как объект педагогического воздействия. Ж.Ж. Руссо (XVIII в.) под влиянием гуманистических идеалов французского Просвещения в своем трактате «Эмиль, или О воспитании» изложил иной взгляд на сущность воспитания и место ребенка в образовательном процессе. Он считал необходимым возвращение человека к естественному, «не испорченному цивилизацией» состоянию, недопустимость любых форм насилия в отношении ребенка в процессе обучения, предоставление ему свободы выбора содержания и методов обучения, уважение к его личности. Тем самым, была заложена основа субъектного («детоцентристского») подхода в обучении. Согласно ему учащийся – активный субъект учебного процесса. Его интересы и потребности определяют содержание и способы накопления индивидуального опыта, в противоположность объектному подходу, в рамках которого учащийся рассматривался как пассивный объект (предмет) обучения и воспитания.
Идеи Ж.Ж. Руссо нашли большое количество сторонников и последователей, послужили основой для эндогенных теорий развития, теории свободного воспитания и гуманистической педагогики. Начиная со второй половины XVIII в., отчетливо прослеживается стремление педагогов и мыслителей того времени создать научную основу обучения детей на основе психологического знания. Так, И.Г. Песталоцци, развивая гуманистические идеи, обозначил задачу «…построить обучение народа на психологической основе, положить в основу этого обучения подлинные познания как результат наблюдения» [42. С. 211]. Появляются первые публикации результатов эмпирических исследований детей с трудностями в обучении (J.E.D. Esquirol, 1838), методов диагностики и коррекции умственного развития детей с точки зрения возможностей обучения (E.Seguin, 1866). Необходимость научного исследования процесса систематического обучения возникла во второй половине XIX века в связи с возросшей потребностью общества в уровне грамотности населения и введением всеобщего начального образования. XIX век имеет большое значение для развития образования и становления педагогической и психологичес-кой науки во всех странах Западной Европы, США и России. Наряду с научной психологией в этот период активно развиваются прикладные дисциплины, в частности те из них, в задачи которых входит исследование возрастных и индивидуальных особенностей детей, включенных в систему школьного обучения: возрастная, педагогическая и дифференциальная психология. Этому во многом способство-вали серьезные социально-экономические изменения в жизни общества, переход от феодальных отношений к капиталистическим, бурное развитие промышленности, что, в свою очередь, требовало качественной перестройки всей системы образования. Общим итогом развития общеобразовательной школы в XIX в. явилось принятие практически во всех экономически развитых странах Европы закона об обязательном начальном образовании; повышение его качества; совершенствование содержания, форм и методов обучения; ориентация их на возрастные и индивидуальные особенности учащихся и уровень дошкольной подготовки. С расширением системы образования и увеличением количества учащихся начальной ступени стала очевидной значительная вариативность уровня развития и дошкольной подготовки поступающих в школу детей; обнаружились качественные различия между сельскими и городскими школьниками, детьми из разных социальных слоев, посещавших детские сады и воспитывавшихся в семье; приобрела актуальность проблема детей с пониженной обучаемостью, неспособных усвоить программу обычной школы. В связи с этим возникла необходимость участия психологической науки в решении целого ряда практических задач в образовании, таких как: дифференциация детей в зависимости от исходного уровня развития для обучения по программам различной сложности; корректировка содержания и методов обучения в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; разработка научно обоснованной типологии учащихся, испытывающих трудности в обучении; определение оптимального возраста и необходимого для начала систематического обучения в школе уровня развития детей.
Перестройка «школьного дела» и введение в большинстве развитых стран закона об обязательном начальном образовании породили проблему готовности к обучению и необходимость исследования причин трудностей в обучении. Развитие производства потребовало высококвалифицированных рабочих, возникла проблема готовности к профессиональной деятельности, профессионального обучения и профотбора. Решение этих проблем по необходимости требовало исследования психологии обучения и ее субъектной составляющей - деятельности обучаемого, говоря современным языком – учебной деятельности. Важно отметить, что на практическом уровне проблема учебной деятельности возникла как проблема обучения детей и взрослых. В соответствии с гносеологически закономерными этапами развития научного знания можно выделить три основных этапа в становлении психологической теории учебной деятельности: описательный (феноменологический), аналитический, системный.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.004 с.) |