Учебно-важных качеств и готовности к обучению в школе у детей разных возрастных групп 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-важных качеств и готовности к обучению в школе у детей разных возрастных групп



Пятая серия дополнительного исследования предполагала решение следующей задачи: сопоставление показателей развития УВК у детей разных возрастных групп (пятилетних, шестилетних, семилетних, восьмилетних). Исследование проводилось на базе 25 дошкольных учреждений г.Ярославля. В экспериментальную группу вошли дети из старших и подготовительных групп детских садов в возрасте от 5 до 8 лет. Объем выборки 533 человека. Из общего массива данных были сформированы четыре возрастные выборки: пятилетних (возрастной интервал: 5,0 – 5,5 л.), шестилетних (5,6 – 6,5 л.), семилетних (6,6 – 7,5 л.) и восьмилетних (7,6 – 8,0 л.) детей, воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Усредненные профили готовности к обучению в школе детей разных возрастных групп представлены на рис.7.

Анализ результатов обследования позволил выявить ряд тенденций, имеющих важное значение для понимания возрастной динамики развития УВК и готовности детей к обучению в школе.

1. Имеет место устойчивая тенденция повышения с возрастом средних значений индекса готовности к обучению в школе: у пятилетних - ИГ = 18,0 (низкий уровень); у шестилетних – ИГ = 21,9 (ниже нормы); у семилетних – 25,7 (норма); у восьмилетних – 27,0 (норма).

2. С возрастом увеличивается число УВК, уровень развития которых соответствует критериальной норме: у пятилетних – 1 качество; у шестилетних – 5; у семилетних – 13; у восьмилетних – 13. Соответственно снижается число УВК, имеющих развитие ниже нормы: у пятилетних таких качеств 12; у шестилетних – 8; у семи- и восьмилетних такие показатели отсутствуют. Только в группе пятилетних выявлены качества, имеющие низкий уровень развития (знания и умения (ВН) и графический навык (ГН).

 

Диапазоны

развития УВК

 

Выше среднего

 

Средний

(норма)

 

 

Ниже среднего

 

 

Низкий

 

 

М ОШ ОД ОС ПЗ ВН ГН УО ЗА МП СК ПРД Об УВК

 

Рис.7. Усредненные профили готовности к обучению в школе детей пяти (- - ● - -), шести (—▲—), семи (—●—) и восьми (—■—) лет.

Условные обозначения УВК даны в табл. 1.

 

3. В целом развитие семи- ивосьмилетних детей более гармонично, по сравнению с пяти- и шестилетними.

4. Если пятилетние дети в целом могут быть классифицированы как «не готовые» к систематическому школьному обучению, а семи- и восьмилетние – как «готовые» к школе, то шестилетние дети в этой градации занимают промежуточное положение и могут быть определены как «условно готовые» к обучению в школе.

5. Наиболее существенные различия, имеющие достаточно четкую возрастную динамику, выявлены в отношении УВК: вводные навыки (ВН), графический навык (ГН), зрительный анализ (ЗА), мотивы учения (М), отношение к школе (ОШ); в меньшей степени – уровень обобщения (УО). Показатели развития таких качеств, как способность принимать задачу (ПЗ) и произвольно управлять своей деятельностью (ПРД), у пяти- и шестилетних детей имеют близкие значения и заметно отличаются от соответствующих показателей у семи-восьмилетних детей.

6. Восьмилетние дети существенно отличаются от детей других возрастных групп по показателям личностно-мотивационной готовности к школе (качества: М, ОШ, ОД, ОС), по развитию образного мышления (ЗА), по знаниям и умениям (ВН, ГН). Показатели развития других УВК имеют значения, близкие соответствующим показателям в группе семилетних, а для качеств УО и ПРД ниже результатов семилетних детей.

Дополнительно была проведена оценка зависимости уровня развития УВК от возраста детей по критерию F. Анализ проводился на выборке детей шести, семи и восьми лет из старших и подготовительных групп четырех детских садов, принимавших участие в предыдущем исследовании. Объем общей выборки 136 человек. Результаты анализа представлены в табл.8, соотношения значений критерия F для разных УВК отражены на рис. 8.

Таблица 8

Оценка зависимости уровня развития УВК от возраста детей (по критерию F)

Вставить таблицу со стр 180

Примечания: а) анализируемые выборки – 6, 7, 8 лет; б) объем общей выборки – 136 чел.; в) значения критерия Fэмп., превышающие Fкр. (df1=2, df2=125, P>0,95), выделены жирным шрифтом; г) условные обозначения признаков –УВК- даны в табл.1.

Значе-

Ния

F

 

60

55

50

45

40

35

30

 

25

20

15

10

 

5

 

М ОШ ОД ОС ПЗ ВН ГН УО ЗА МП СК ПРД Об УВК

 

Рис.8. Соотношения значений критерия F для УВК в разных возрастных группах (шести, семи и восьми лет). Условные обозначения УВК даны в табл. 1.

 

Результаты исследования показывают, что в наибольшей степени от возраста зависят те УВК, генезис которых во многом определяется развитием функциональных и операционных механизмов, и в меньшей степени - те качества, которые формируются в процессе воспитания и общения и в структуре которых мотивационные механизмы играют доминирующую роль. Иначе говоря, готовность ребенка к обучению в школе как индивида и субъекта деятельности является, главным образом, функцией возраста; как личности – функцией воспитания. Это не означает, что указанные качества формируются исключительно под влиянием наследственности и других биологических факторов, так как развитие функциональных механизмов, обеспечивающих усвоение школьных предметов, в свою очередь определяется социальными воздействиями. Полученные результаты свидетельствуют о сложном взаимодействии функциональных, операционных и мотивационных механизмов в структуре УВК детей дошкольного возраста и нелинейном характере детерминации процессов индивидуального развития на ранних стадиях системогенеза учебной деятельности факторами социального и биологического характера.

 

Психологическая структура

учебной деятельности студентов

Специфика учебной деятельности студентов вуза в отличие от детей дошкольного и младшего школьного возраста определяется тем, что она имеет развитую форму. По мнению Д.Б. Эльконина, учебная деятельность активно формируется в младшем школьном возрасте и к окончанию начальной школы должна быть сформирована в единстве и целостности своих структурных элементов [52]. Между тем данные эмпирических исследований учебной деятельности студентов показывают, что далеко не у всех выпускников школы учебная деятельность и навыки учебной работы сформированы в достаточной для вузовского обучения степени. И.М. Слободчиков отмечает, что наибольшие трудности в обучении студентов, связанные с недостатками в организации учебной деятельности, возникают в начале первого семестра (отсутствие навыков самостоятельной учебной работы, неумение конспектировать лекции, работать с учебниками, находить знания в первоисточниках, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли). На старших курсах эти трудности уходят, но появляются другие – отсутствие навыков самообразования, творческого подхода к изучаемым дисциплинам [44]. На основе анализа дидактических трудностей в процессе адаптации студентов к вузу М.В. Буданова-Топоркова делает вывод о том, что низкая успеваемость студентов обусловлена не столько низким уровнем школьных знаний, сколько недостаточной сформированностью индивидуально-психологических качеств, обеспечивающих деятельность студента в процессе вузовского обучения, таких как: готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки [12].

Развитая форма учебной деятельности предполагает высокий уровень самостоятельности (самообучение) и личностной зрелости субъекта деятельности. Исследователи психологии студенчества отмечают, что соответствующий вузовскому обучению возрастной период от 17 до 23 лет характеризуется становлением социально зрелой личности, идентичности, усилением сознательных мотивов поведения, коррекцией самооценки, преобразованием всей системы ценностных ориентаций (Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский и др.). Вместе с тем, студенческий возраст - период значительного развития теоретического мышления (Н.С. Лейтес), сложнейшего структурирования интеллекта (Б.Г. Ананьев), формирования специальных способностей в связи с профессионализацией (Э.Ф. Зеер). Все это дает основание называть студенческий возраст периодом становления личности и интеллекта.

Изучение студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории было начато в научной школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Реан и других авторов накоплено значительное количество теоретико-эмпирических данных, позволяющих составить социально-психологический портрет студенчества. В то же время исследования психологии учебной деятельности студента, ее структуры и динамики в процессе вузовского обучения, в сравнении с имеющимися представлениями об учебной деятельности школьников, практически отсутствуют.

Для изучения психологической структуры учебной деятельности студентов в нашем исследовании использовались теоретические положения системогенеза профессиональной деятельности; понятийный аппарат, разработанный нами для исследования учебной деятельности на этапе школьного обучения; исследовательские стратегии и методические приемы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных, разработанные в исследованиях системогенеза профессиональной деятельности и адаптированные нами в исследовании учебной деятельности [32, 33,35, 36, 37 и др.]. В основу исследования положена гипотеза о том, что психологическая структура учебной деятельности студентов соответствует общей архитектуре деятельности, а ее генезис подчиняется закономерностям системогенеза деятельности, установленным в отношении школьной учебной деятельности и профессионального обучения.

В контексте исследования проблемы готовности студентов к обучению в вузе на основе теоретического анализа содержания и условий вузовского обучения и результатов пилотажных исследований Т.В. Жукова определила компонентный состав психологической структуры учебной деятельности студентов гуманитарных и педагогических специальностей [34].

Для исследования уровня сформированности учебной деятельности студентов разработана комплексная методика, направленная на диагностику УВК и психологической структуры учебной деятельности в целом («КДГс» [35, 36]). Методика включает 14 субтестов (по числу УВК). Стандартизация методики проводилась на выборке 200 человек, распределение результатов по каждому субтесту соответствует нормальному. Предварительная статистическая проверка методики позволяет говорить о высоких показателях надежности и валидности. Для обработки результатов тестирования, их хранения и систематизации разработана компьютерная программа. Методика КДГс внедрена в работу Психологической службы ЯГПУ и используется для диагностики учебной деятельности студентов на всех курсах обучения.

На теоретическом уровне было установлено и подтверждено эмпирически, что психологическая структура учебной деятельности студентов соответствует общей архитектуре деятельности (в соответствии с концепцией В.Д. Шадрикова) и включает пять функциональных блоков: личностно-мотивационный, целевой, блок представлений о содержании деятельности и способах ее реализации, информационный блок, блок управления деятельностью и принятия решений. Было выделено 14 учебно-важных качеств, определяющих содержание ПСДу студентов (Табл. 9).

Таблица 9

Компонентный состав психологической структуры учебной деятельности студентов вуза

N

Бло-

ка

Функциональные



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.019 с.)